Православный портал о благотворительности

Что будет со здравоохранением в России? – отвечает команда Минздрава

Возвращаясь из поликлиники, порой воскликнешь: «Да что они там делают в Минздраве? О чем думают?» Недавно у нашего корреспондента появилась возможность получить ответ на этот вопрос

Возвращаясь из поликлиники, порой воскликнешь: «Да что они там делают в Минздраве? О чем думают?» Недавно у нашего корреспондента появилась возможность получить ответ на этот вопрос.

Фото с сайта http://www.saude.al.gov.br/

«Команда Минздрава России: открытый разговор о будущем здравоохранения», так называлась пресс-конференция. Уникальность этой встречи состояла в том, что в пресс-центре РИА Новости в полном составе собралось руководство Минздрава, чтобы пообщаться с журналистами и рассказать о своих задачах и планах.

По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, цели и задачи Минздрава за последнее время не изменились. В качестве основных направлений деятельности министерства Вероника Игоревна назвала: совершенствование кадровой политики и медицинского образования, устранение дефицита медицинских работников, создание условий для проявления их творческого и профессионального потенциала; создание единых требований к оказанию медицинской помощи и методологическая разработка подходов к качеству медицинской помощи, создание системы открытой независимой экспертизы работы медицинских учреждений, создание системы оценки качества оказания медицинской помощи. Отдельно Вероника Игоревна отметила, что недофинансирования медицины в 2014 году не будет.

Бенчмаркинг – проверка на качество

Вероника Скворцова рассказала о том, что в Российском здравоохранении сейчас происходит формирование системы электронного бенчмаркинга, управления качеством медицинской помощи.

К 2015 году будут разработаны критерии качества медицинской помощи. Министр здравоохранения уточнила, что критерии качества медпомощи – не критерии по исходу заболевания. По словам Вероники Игоревны, исход заболевания, (то есть выздоровел ли больной, и насколько быстро это произошло, не может быть объективным критерием оценки качества медицинской помощи). В одном случае больной поступил в коме, а в другом – в удовлетворительном состоянии, но диагнозы одинаковые, а бывает так, что медперсонал «выложился» полностью, несколько суток делал все возможное для спасения жизни, а больной – умер.

Критерии качества медпомощи существуют во всем мире и разделяются на три группы:
– процессуальные – отражают конкретные действия (или бездействие) медперсонала, сделал ли он для больного все, что необходимо,
– временные, оценивается своевременность оказания помощи – в медицине счет часто идет на минуты, помощь, которая оказана на следующий день, может уже не понадобиться,
– профилактические, позволяют оценить, какие меры приняты, чтобы предотвратить нежелательный исход или осложнения, скажем, пролежень у больного или застойные явления в легких. Наличие таких осложнений говорит о том, что за больным не ухаживали, не обрабатывали кожу, не использовали противопролежневые матрасы.

На подготовительном этапе планируется внедрить единую электронную медицинскую карту, в которую и будут скрыто внедрены критерии качества. Для лечения каждого заболевания будет разработан определенный стандарт, содержащий алгоритм действия, лекарства и методы помощи. Соответственно этому стандарту каждый случай в электронной карте будет просчитан – все ли медики сделали по стандарту, правильно, вовремя и на совесть. Из оценки за каждый пункт сложится интегративный показатель. По словам министра, этот показатель будет объективным, не требующим дополнительной экспертной оценки.

По замыслу разработчиков программы, интегративный показатель будет и аргументом для финансирования медицинского учреждения. В конце отчетного периода он будет направляться в фонд ОМС, где на основе этих показателей будет нормироваться стимулирующая часть фонда оплаты труда. Таким образом, все, что получат медики сверх базовой оплаты труда, напрямую будет зависеть от качества их работы. По словам министра здравоохранения, система бенчмаркинга была впервые запущена в Великобритании и Австралии и сейчас работает на территории всех развитых стран с небольшими территориальными различиями. Предполагается что в России система бенчмаркинга (контроля качества) в медицине, заработает в России к 2015 году

Что и где оптимизируют?

Много вопросов на встрече вызвали усилия Минздрава по оптимизации финансово-экономической базы системы здравоохранения. Вот что сказала по этому поводу Вероника Скворцова:

«На сегодняшний день очевидно, что мы не сможем повторить ни одной из существующих в мире моделей системы здравоохранения и не планируем этого делать. Причины этого – самобытность нашей страны, ее огромные размеры и очень низкая плотность населения. Это связано и со спецификой истории нашей страны, ее выходом из государственной монопольной системы, в которой главной ценностью было не качество оказания медицинской помощи, а ее равнодоступность на основе работы Госплана и сметного финансирования».

Свой взгляд на оптимизацию транслировала заместитель министра здравоохранения Татьяна Яковлева, отвечающая за работу с регионами:

Фото с сайта http://www.ktovmedicine.ru/«Ни в одном документе Минздрава не говорится о том, что надо сокращать койки и закрывать больницы… Даже если мы оптимизируем лечебную сеть, мы говорим о том, чтобы эти койки перепрофилировать под открытие паллиативных коек, коек реабилитации. Иногда приходится закрывать родильный дом. Я сама работала в поселке Нерль, с 4 000 населения, если у меня в месяц было 2-3 родов, это было счастье. Представляете, какая квалификация акушера? Конечно, низкая! Но если мы делаем межмуниципальные родильные дома, закрываем сельские роддома, как у нас было в Ярославской области… Ну соберите население в автобус, привезите, покажите, какой родильный дом, какие условия! Тогда, конечно, и население бунтовать не будет!»

Государственно-частное

Одной из важнейших форм взаимодействия государства и бизнеса по мнению Минздрава являются государственно-частные партнерства.

«Государственная инфраструктура должна разбавляться негосударственной инфраструктурой при абсолютно открытом доступе учреждений любой формы собственности в Программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В этом направлении немало сделано. Мы в два раза увеличили количество частных учреждений, работающих в системе ОМС и Программе государственных гарантий, на будущий год зарегистрировалось еще больше организаций – 18,5% всех медицинских организаций, оказывающих бесплатную медицинскую помощь – частные организации», – заявила Вероника Скворцова.

Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Стадченко рассказала от том, как государственно-частные партнерства уже реализуются в Санкт-Петербурге: «…в новых микрорайонах, удаленных от уже имеющихся клиник, на первых этажах домов открылись офисы врачей общей практики. Это частые офисы, которые работают в системе Обязательного медицинского страхования по правилам, существующим в системе ОМС и по тарифам. Подобный проект «Доктор рядом» планируется в Москве с 2014 года».

Представители Минздрава обратили внимание собравшихся на то, что вся медицинская помощь в России, независимо от источника финансирования по-прежнему оказывается пациентам бесплатно, это гарантировано 41 статьей Конституции РФ.

Где взять врачей?

О проблеме кадрового дефицита в медицине говорил Игорь Каграманян, замминистра здравоохранения. Он сообщил, что министерством проведена аналитическая работа в тесном контакте с 83 субъектами РФ. По словам замминистра на сегодняшний день в Минздраве знают не только общую цифру дефицита кадров (около 40 000 тысяч врачей по стране), но и то, врачей каких именно специальностей не хватает. Решить эту проблему должны региональные программы, рассчитанные до 2018 года. Преодоление кадрового дефицита включает в себя несколько направлений, среди которых развитие целевого приема, закрепление специалистов, а также повышение престижа профессии.

Диспансеризация в три этапа

О диспансеризации рассказала заместитель министра здравоохранения Татьяна Яковлева:

«60% всей медицинской помощи оказывается в первичном звене. Мы сделали акцент на переориентации работы первичного звена на профилактику и формирование здорового жизни. С 2013 года впервые проводится общая диспансеризация населения. Диспансеризация была и в советское время, но тогда медикам за это не платили и не мотивировали их. И результаты были соответствующие. Сегодня в системе ОМС впервые более 70 миллиардов зарезервировано именно на профилактику и проведение диспансеризации». Татьяна Владимировна предложила пройти диспансеризацию всем присутствующим: «Нам говорили, что на диспансеризацию придут бабушки и дедушки, но, пришло более 60% трудоспособного населения, исследования нам это показали. Каждый 15-й гипертоническая болезнь, каждый 50-й ишемическая болезнь, у 6 из 2000, пришедших на диспансеризацию – подозрение на онкологию».

Специалисты Минздрава рассказали, что диспансеризация состоит из 3-х этапов, первый из них, скрининг здоровья, похож на привычную советскую модель. Проводится он, в зависимости от возраста по разным регламентам, но внутри возрастной и половой группы – одинаково. Если на первом этапе выявлены нарушения, проводится второй этап, включающий специальные исследования и лабораторные анализы.

Владимир Уйба, руководитель Федерального медико-биологического агентства сообщил, что в России с каждым годом увеличивается количество добровольных доноров: «За девять месяцев 2012 года добровольные доноры пополнили 90% банка крови РФ. Пользоваться услугами платных доноров пришлось только в 10%. За аналогичный период 2013 года число первых увеличилось уже до 95%. И это несмотря на скептический настрой российской общественности, и многих служб, которые не верили в возможность массового развития добровольного донорства в нашей стране»

Также по теме:

Видео со встречи.

Интервью с министром здравоохранения Вероникой Скворцовой

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version