Православный портал о благотворительности

Чрезвычайная ситуация и приход

Kак осознать значение бедствия? Люди, особенно далекие от Церкви, часто оказываются неспособными это сделать. Верующим же в такие минуты легче. Приведем свидетельство иеромонаха Иннокентия (Ташкинова) о наводнении в Ленске: «Когда вода начала подступать, несколько наших прихожан вышли с иконами на улицу и стали молиться, а в их адрес послышались выкрики и насмешки: “Где же Бог, что допускает такое несчастье?” В целом же наши прихожане демонстрировали более стойкое поведение, хотя по глазам было видно, что на душе у них очень тяжело»

В нашей стране есть умело организованная служба спасения – МЧС. Ее бойцы могут разбирать развалины, выводить из шока, эвакуировать людей, организовывать питание и восстанавливать коммуникации.
Но еще в любой беде человеку необходима духовная поддержка, которую оказать может только Церковь. А чем еще может помочь Церковь при ЧС?


Ленск-2001


Информирован — значит вооружен

Церковь может успешно информировать людей о чрезвычайной ситуации (ЧС). Но прежде чем оповестить, необходимо как можно полнее разобраться в том, что происходит. В августе 2002 года город Курганинск Краснодарского края подвергся быстротечному смерчу и ливневым дождям. Погибло 59 человек, более 1000 домов было полностью разрушено. Первое, что сделал настоятель храма Вознесения Господня прот. Валерий Коваленко, — было уточнение информации о стихийном бедствии. «Я сел в машину и поехал разбираться. Вода поднималась быстро, это было страшно», — рассказывает отец Валерий. Настоятель применил старый и действенный способ оповещения: «Наш храм звонил в колокола. Мы должны были хоть как-то предупредить людей, которые находились дальше нас по течению. А сейчас даже МЧС включило колокольный звон в систему оповещения».
Иеромонах Варлаам (Якунин), настоятель храма вмч. Георгия Победоносца в селе Акташ Алтайского края, оказался в сентябре 2003 года в эпицентре мощного землетрясения. После каждого из трех 8-9-балльных толчков священник собирал сведения о разрушениях и сообщал односельчанам. «Верная информация играет успокаивающую роль», — убежден отец Варлаам. Заметим, что настоятелю местной (городской, сельской, станичной) церкви всегда легче получить достоверные сведения, ведь он официальное лицо, всегда знакомое местной власти.

Добрый пастырь
Конечно же, всякий добрый пастырь старается спасти своих овец. Когда в июле 2000 года на город Тырнауз (Кабардино-Балкария) хлынули воды реки Баксан, перекрытой сошедшим с гор грязевым селем, настоятель храма Георгия Победоносца Игорь Розин одним из первых подключился к спасательным работам, т. к. был профессиональным спасателем МЧС. Только по воскресеньям он снимал комбинезон, облачался в священные одежды и служил литургию.
Активно участвовал в спасении односельчан и настоятель Троицкого храма села Казачинское Красноярского края прот. Иоанн Семенов. К селу подступил лесной пожар — частое бедствие в таежном районе. «Это было так неожиданно! Помню, я только что вернулся с литургии, — рассказывает отец Иоанн. — Увидел клубы дыма на окраине села, понял, что случилась беда. Тут мне позвонил кто-то из прихожан, рассказал о пожаре, просил помолиться. Я вернулся в церковь и отслужил молебен иконе «Неопалимая купина». Потом поехал на пожар и стал помогать жителям уцелевших домов обливать их водой, чтобы не загорелись».
Часто оказывается в опасности и сам храм. Тогда батюшки стараются привлечь прихожан к спасению святынь. Так поступил о. Валерий Коваленко из Курганинска. «Все помогали спасать вещи из помещений при храме. К сожалению, не успели спасти библиотеку, ее затопило. Но в остальном почти все сумели сохранить», — рассказывает батюшка. Настоятель храма свт. Иннокентия Московского в городе Ленске иеромонах Иннокентий (Ташкинов) вспоминает: «После второй волны дом, где я жил, затопило по окна второго этажа. Наводнение длилось около пяти суток. Я и еще несколько человек спасались на чердаке. Со мной была дароносица и напрестольный крест».

Приютить и обогреть
После ЧС оставшиеся в живых люди часто оказываются без крова, без еды и воды. Многие добрые пастыри организуют ночлег и питание для потерпевших. В мае 2002 года произошел прорыв дамбы на реке Исеть в Курганской области. Город был затоплен, сотни жителей города Шадринска оказались без крыши над головой. Вместе со спасателями на помощь людям пришли прихожане храма свт. Николая во главе с настоятелем прот. Михаилом Тихоновым. «Народ обращался в храм за помощью, — рассказывает отец Михаил. — Мы с прихожанами организовали питание — в храме был запас продуктов, поселили нуждающихся в нашем приходском домике, раздавали необходимую одежду, помогали с восстановлением утерянных документов».

Сила молитвы
Для людей, живущих с Богом, нет никакого сомнения в том, что в беде нужно прежде всего уповать на милость Божию, постоянно молиться. Поэтому одной из главных форм участия Церкви в чрезвычайных ситуациях является молитвенное делание. «Когда мы узнали о наводнении, — рассказывает отец Михаил Тихонов из Шадринска, мы сразу начали молиться — в требнике есть молитва от наводнения, кроме того, молились и нашему покровителю свт. Николаю. На молебен собрался весь приход. И что вы думаете? Один из наших батюшек жил как раз в районе, оказавшемся тогда затопленным. Так вот, вода остановилась, дойдя как раз до его дома! Дальше не двинулась!» Часто случается так, что общая беда и участие в человеческих судьбах представителей Церкви оказывают благотворное влияние на отношение нецерковных людей к Церкви. Многие после ЧС приходят в храм. Так было и в селе Чашинском Курганской области, сильно пострадавшем в мае 2004 года от лесного пожара. Сгорело 350 домов, девять человек погибло, было много раненых. Но жители поселка уверены: ущерб и количество жертв были бы больше, если бы не заступничество Божией Матери. В Чашинском церкви нет, но на помощь пришел настоятель расположенного в соседнем селе Введенского храма прот. Сергий Еремеев. Он совершил облет горящей территории на самолете МЧС с Казанской иконой Божией Матери. «После облета пожар пошел на убыль», — рассказал батюшка. По его словам, после пожара авторитет Церкви в селе настолько возрос, что сейчас жители Чашинского собирают средства на свой храм, уже есть проект. Отец Сергий прекрасно, на наш взгляд, сформулировал отношение к молитве во время чрезвычайной ситуации: «Священнику в такой ситуации нужно только просить у Бога помощи, все остальное берет на себя администрация».

Молитва святого отвращает беду

Молитва — главное дело христианина, а во времена чрезвычайные — его основное оружие. Сила молитвы зависит от степени преданности человека Богу. Святые могли изменять естественные законы природы, им покорялись и дикие звери, и стихии. Герасим Иорданский приручил льва, Сергий Радонежский воскрешал мертвых, наш современник свт. Иоанн Шанхайский (Максимович) останавливал ураганы.

Свт. Иоанн (Максимович) родился в России, в 1921 году его семья эмигрировала в Белград. В 1926 году будущий святитель был рукоположен во иеромонаха, в 1934 году возведен в сан епископа Русской Православной Церкви за границей и назначен в Шанхайскую епархию. С приходом коммунистов к власти русские в Китае вынуждены были бежать, большинство — через Филиппинские острова. В 1949 году на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тыс. русских. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые часто проносятся над этим сектором Тихого океана. И в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только один раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Они имели в виду владыку Иоанна, ибо пока он был там, тайфун ни разу не пришел на острова. Когда же лагерь был почти эвакуирован, люди переселены в другие страны (главным образом — в США и Австралию) и на острове оставалось только около 200 человек, страшный тайфун обрушился на него и полностью уничтожил лагерь.

(Из книги Серафима Роуза «Блаженный Иоанн Чудотворец», Русский паломник, 1993)

Читать дальше



Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version