На конференции «Добро-2017» сотрудники международной компании «Делойт» Иван Кухнин, руководитель направления по оказанию услуг в области устойчивого развития «Делойт МНГ», и Инга Трофимова, менеджер по КСО «Делойт СНГ», рассказали о своем методе оценки эффективности благотворительных проектов. Его суть – выяснить, какие стороны были заинтересованы в реализации идеи, и что они получили в итоге.
Шаг 1. Разберитесь, зачем нужна оценка
Процедура оценки эффективности, на которую НКО, безусловно, потратит определенные ресурсы, поможет решить нескольких задач.
Во-первых, сориентироваться на будущее: продолжать проект в следующем году или отказаться от него; привлечь в него новые ресурсы, или, наоборот, сократить их. Во-вторых, отчитаться перед донорами и пролоббировать новые законы в поддержку деятельности НКО, демонстрируя свои достижения. Наконец, опираясь на результаты оценки, можно обучать новых сотрудников, улучшать качество стратегического и оперативного управления фондом.
Шаг 2. Сформулируйте цель
Цель проекта должна быть «конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной и обозримой по времени». Пример: улучшение качества жизни ста пожилых людей в десяти домах престарелых Краснодарского края с помощью оплаты труда дополнительных сиделок в течение года.
При этом важно не упустить из вида актуальность проекта. С одной стороны, он должен соответствовать миссии и основным целям НКО. Но, если при выборе исходить только из миссии организации, не обращая внимания на масштаб проблематики в том или ином регионе, ощутимой пользы это не принесет.
Не стоит создавать миллиардный по счету фонд, связанный с образованием, – в этой сфере в нашей стране все не так плохо. Зато ряд регионов испытывает необходимость в чистой воде. Выяснить, какая проблематика актуальна в определенном регионе, можно с помощью различных индексов, один из них – Social Progress Index.
Шаг 3. Оцените социальный эффект
На стадии подготовки проекта необходимо осмыслить, какого социального эффекта мы от него ждем. Социальный эффект измеряется с помощью таких параметров, как масштаб, продолжительность, величина, частота проявления (если он не постоянный).
Например, если фонд работает в пределах одного Краснодарского края, то проект с дополнительными сиделками, приведенный выше, будет очень масштабным, поскольку полностью покрывает зону деятельности НКО.
Если же фонд работает на всей территории России, или даже СНГ, то масштаб такого проекта окажется незначительным. В то же время НКО может заранее планировать распространение полученного опыта в другие регионы.
Одним из итогов проекта могут даже стать изменения в законодательстве – и к этому нужно стремиться. Вспомним хотя бы деятельность фонда «Вера» в области оказания паллиативной помощи – она привела к реальным реформам здравоохранения. По большому счету, любые проекты НКО должны реализовываться для того, чтобы продвигать проблему на государственный уровень, доносить до правительства ее остроту.
Шаг 4. Выясните, кто заинтересован в проекте
Стейкхолдеров (заинтересованные стороны) лучше сразу занести в особый список, расположив по мере убывания их значимости для вашей НКО. Если среди сотрудников НКО возникнут разногласия, кого считать более важным, лучше проголосовать.
Скажем, «Делойт» делит заинтересованные стороны на три «уровня влияния». Первый – благополучатели, попечительский совет фонда, его сотрудники и волонтеры. Второй – органы местной власти, госучреждения, финансовые организации, благотворители, партнерские НКО, представители бизнеса и поставщики услуг, исследовательские институты. Третий – региональные и федеральные органы власти, лидеры активистских движений, гражданское общество, СМИ.
При этом заинтересованные стороны третьего уровня так же важны, как стейхолдеры первого уровня, просто последние ближе к вам, вы с ними непосредственно общаетесь. Зато третий уровень может иметь более выраженное косвенное воздействие на вашу НКО, чем первый. Кроме того, существует такое понятие, как «цифровые катализаторы» – быстрое распространение информации о фонде и его деятельности в обществе значительно влияет на успех или провал проекта.
Шаг 5. Выберите индикаторы
Решающий момент для процедуры оценки эффективности проекта – выбор индикаторов. Они показывают, насколько проект удовлетворил потребности заинтересованных сторон. Индикаторы лучше выбирать на этапе формулирования цели проекта. Они бывают количественными и качественными.
С количественными показателями все просто – имеются в виду люди, которым оказали услугу, собранные средства, часы, отработанные сотрудниками или волонтерами, число упоминаний в СМИ.
Качественные показатели – это удовлетворенность подопечных услугами, лояльность сотрудников госучреждений, PR-эффект для донора. Желательно, чтобы выбранные индикаторы подходили и для других проектов, иначе их нельзя будет сравнивать между собой.
Для каждой группы стейкхолдеров индикаторы подыскиваются индивидуально, но некоторые могут подходить для всех. Например, в случае с дополнительными сиделками в домах престарелых, количество отработанных ими часов повлияет и на пожилых людей, за которыми они будут ухаживать, и на персонал этих учреждений, поскольку нагрузка на него снизится.
Этот показатель будет интересен и донорам: его можно легко соотнести с потраченными средствами. Положительные публикации в СМИ полезны и донорам, и администрации домов престарелых. Удовлетворенность пожилых людей услугами сиделок важна не только для них самих, но и для их родственников, для сотрудников фонда, неравнодушных к результатам своей работы, для госучреждений, отвечающих за социальную помощь престарелым.
Идеи при выборе этих параметров можно черпать в интернете, где существуют целые библиотеки индикаторов. Главное, чтобы они отражали социальный эффект, к которому стремится фонд, ясно и однозначно формулировались, их можно было измерить, а затем проверить.
Шаг 6. Подберите источники информации и инструменты
Чтобы оценка эффективности проекта была максимально точной и непредвзятой, необходимо понять, из каких источников и с помощью каких инструментов получать информацию, на которую вы будете опираться.
Источником информации могут быть статистические данные, бухгалтерская документация, опрос стейкхолдеров, публикации в СМИ. Примеры инструментов – анкетирование или интервью благополучателей (с помощью личного общения, обзвона, электронной переписки), наблюдение за изменением ситуации со стороны волонтеров или сотрудников госучреждений, контент-анализ публикаций.
Если не получается найти источник информации или инструмент ее сбора, значит, неправильно определен индикатор – его надо переосмыслить или поменять.
Шаг 7. Проанализируйте данные
Собрав информацию по индикаторам, ее нужно тщательно проанализировать. Вот что необходимо выяснить в первую очередь:
– В какой мере достигнута цель, которую мы поставили, приступая к работе над проектом?
– Что изменилось по сравнению с предыдущим периодом, например, по сравнению с прошлым годом?
– Как соотносятся полученные результаты с итогами других проектов нашей организации, а также с деятельностью других НКО, работающих в той же сфере?
– Почему результаты именно такие?
– Как учесть эти результаты при планировании следующих проектов?
Шаг 8. Составьте отчет для конкретной аудитории
Если после оценки эффективности необходимо предоставить отчет, то его формат лучше выбирать исходя из предпочтений стейкхолдера. Например, в госучреждение уместно направить письмо на официальном бланке организации, донору понравится инфографика или ссылки на страницы в соцсетях, а благополучателям, как правило, важна личная встреча.
Другие способы оценки
Предложенный выше способ оценки – очень простой шаблон, на который «надеваются данные». Есть и другие, более сложные инструменты.
Например, «Делойт» использует также стандарт GRI Report (GRI – The Global Reporting Initiative, международный стандарт отчетности по устойчивому развитию) – в нем много индикаторов, и есть формат для НКО.
Второй инструмент, задействованный в компании, – «Цели устойчивого развития», разработанные ООН. В документе 17 целей, под которыми есть 160 с лишним показателей и 228 действий. Они разбиты по индустриям.
Справка
«Делойт» – международная сеть компаний, предоставляет услуги в области аудита, консалтинга, финансового консультирования, управления рисками, налогообложения и иные услуги государственным и частным компаниям, работающим в разных отраслях экономики.
Конференция «Добро» посвящена профессиональному развитию благотворительных фондов. Основная цель – обмен лучшими практиками и наработками в области фандрайзинга, финансового планирования, управления НКО и взаимодействия с бизнесом. В конференции 2017 года приняли участие более 100 благотворительных фондов и НКО со всей России, которые взаимодействуют с компаниями, входящими в холдинг USM – «МегаФон», «Металлоинвест», «Mail.Ru Group».