Становится доброй традицией сайта рассказ о церковной социальной деятельности в регионах. В октябре священник Евгений Попиченко знакомил читателей с екатеринбургской работой. Сегодня о самарском опыте рассказывает председатель отдела социального служения Самарской епархии, настоятель Крестовоздвиженского храма города Самары священник Олег КИТОВ.
— Отец Олег, расскажите, пожалуйста, о церковном социальном служении в вашей епархии.
— Пожалуй, самый яркий пример – сестричество во имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны при храме Новомучеников и Исповедников Российских в поселке Прибрежный. Милосердие там осуществляется по образцу Марфо-Мариинской обители. Действует детский приют, начальная школа, медпункт, патронажная служба, постоянно организуются бесплатные обеды для пенсионеров и малоимущих. Конечно, хотелось бы, чтобы такое было не только в пригороде, но и в самой Самаре. Планируем создание такого же сестричества при городской клинической больнице. Там при домовом храме преподобномученицы Елисаветы (настоятель – отец Николай Филев) сложился приход, прихожане ухаживают за больными, одинокими стариками. Пока только на волонтерской основе, но потенциал для развития сестричества есть. А вообще практически все самарские больницы охвачены патронажной работой разных приходов. В некоторых открыты домовые храмы.
— А окормлением заключенных занимаетесь?
— Очень активно. У нас в Поволжье, увы, исправительных учреждений много, и в каждом регулярно совершаются богослужения, окормление и работа с заключенными, в том числе катехизация и крещение. Поскольку работа ведется не первый год, можно говорить о плодах. Сильно сократился процент рецидива, и именно благодаря тем, кто воцерковлялся во время отбытия наказания. Оздоровилась и обстановка в самих учреждениях, смягчились нравы, уменьшилось число преступлений в тюрьме. Работники пенитенциарной системы подтверждают благотворное влияние церковной работы в тюрьмах и колониях и просят, чтобы священники работали с заключенными еще активней.
— Вы тоже посещаете тюрьмы?
— Нет, я окормляю больницу, дом ветеранов и воинскую часть. В городской больнице имени Семашко завершается ремонт и оборудование домового храма, скоро он, надеюсь, будет освящен. А в доме ветеранов Великой Отечественной войны от нашего прихода действует домовый храм в честь иконы Божией Матери «Умиление», сложилась община. Удивительные старички! Старосте, Леониду Романовичу, скоро исполнится 90. А с военными строителями у нас сложилось сотрудничество: мы их поддерживаем духовно, а они помогают нам в ремонтно-строительных работах.
— Среди офицеров много воцерковленных людей?
Немного. Если сравнивать армейскую и пенитенциарную системы, то работники исправительных учреждений относятся к приходу священников с большим пониманием. И заключенные отзывчивее к проповедям, чем солдаты. Это естественно: они в такой беде, что без веры выстоять практически невозможно. Солдатам тоже трудно, но все же они не изгои. Им нужна лишь легкая моральная поддержка.
— Часто сталкиваетесь с непониманием, с противостоянием?
— Нечасто, но бывает. Очень трудно найти общий язык с врачами-гинекологами, специализирующимися на абортах. Когда я только начинал свое пастырское служение, на глазах были розовые очки. Думал, начну проповедовать Христа, и все сразу покаются. Увы! Если у людей произошел такой страшный выверт, наши слова отскакивают от них, как от стенки горох. Кто такой акушер-гинеколог? Специалист по родовспоможению. Делая аборты, он искажает свою профессию. И так же искажается его душа. Они, гинекологи, не противостоят нам открыто, но настроены недоброжелательно. Дескать, каждая женщина имеет право решать: сохранять плод или не сохранять.
Не удалось нам открыть домовый храм в одном из детских домов. Обращались в Департамент, там даже разговаривать не захотели. Прислали отписку – формально не придраться, но реальных обоснований нет. В таких случаях всё зависит от руководителей и чиновников. Если чиновник против участия Церкви в социальной работе, он найдет формальные причины, чтобы помешать нам. Но чиновники меняются, а Церковь – соборная и апостольская – остается. Поэтому не стоит унывать. Стучимся во все двери, и рано или поздно откроется каждая из них. В целом мы находим понимание в светских социальных структурах.
— Отец Олег, а давно существует ваш отдел?
— Отдел существует давно, но я его возглавляю только с марта.
— За это время изменилось ваше представление о важности социальной деятельности?
— Я немного и раньше занимался социальной работой в рамках прихода. Но подлинный смысл слов Христа «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и Вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня…; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне» (Мф., 25, 35-36) открылся мне теперь. Когда придет наш час, Господь спросит с нас не сколько поклонов мы сделали, а как послужили ближнему.
Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ