Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Чем поможет ПМПК

Как пройти психолого-медико-педагогическую комиссию с максимальной пользой и записать особого ребенка в подходящую именно ему школу

«Как можно оценить ребенка за 10 минут?»

Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) проходят тогда, когда ребенку требуются особые условия для учебы или сдачи экзаменов, когда родители понимают, что с обычной программой школы он не справится.

Двигательные ограничения, нарушения зрения или слуха, задержка психического развития, аутизм – повод обратиться на комиссию. Обычно таких детей с рождения наблюдают специалисты, они и направляют на ПМПК. Но только с согласия родителей.

Заставить пройти комиссию родителей не могут!

Прохождение комиссии дело добровольное, а ее заключение – рекомендация, но без этой рекомендации школа не сможет создать ребенку особые условия для учебы, и ему придется учиться на общих основаниях.

Психолого-медико-педагогическая комиссия определяет, по какой программе лучше заниматься ребенку с особенностями развития.

Ее проходят при переходе на каждую новую ступень образования: перед детским садом, начальной и средней школой и далее, в зависимости от того, будет ли ребенок учиться дальше. В состав комиссии входят разные специалисты, обычно это психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, психиатр или невролог.

ПМПК должна выстраивать маршрут обучения ребенка. Но на практике такое случается редко. Об особенностях прохождения комиссии можно узнать в правовом навигаторе Центра лечебной педагогики. Или послушать специальный подкаст. Также надо иметь в виду, что для прохождения ПМПК есть единый навигатор.

«Картинки можно не показывать, она их не видит…»

У Аюны ДЦП и ментальные особенности. Ее мама Наталья вспоминает ПМПК с содроганием: «Когда мы первый раз проходили комиссию, лет в пять, я вышла от них в слезах, у меня прямо трясучка была. Аюна тогда не говорила, она разговорилась только в семь-восемь лет. И они стали ставить моему ребенку какие-то странные диагнозы.

Поэтому второй раз, перед школой, когда шла на комиссию, я была очень напряжена, переживала, что сейчас будут на меня как-то давить, но в этот раз все обошлось.

Это обычный кабинет, сидят несколько тетенек, там маленькие столы, много игрушек, с ребенком играют, просят собрать пирамидку, составить правильно картинку. А потом говорят: «Приходите тогда-то, будет готово заключение».

Но как можно оценить ребенка, пообщавшись с ним 10 минут? По сути, если ты собрал документы, принес заключение психиатра, ты уже понимаешь, какая программа будет у ребенка.

Нужно идти на комиссию подготовленными, понимать, что вам нужно, и бороться за этот список. Я вот не знала, что можно прописать личного тьютора, и с Аюной теперь никто рядом на уроках не сидит, не помогает».

Единой схемы, как пройти ПМПК, к сожалению, нет.

В Москве родители записываются самостоятельно через сайт mos.ru. В перечне или на карте нужно найти свой округ и перейти по выпадающей ссылке либо звонить по указанным телефонам. Вам должны сказать, какие документы необходимо собрать для прохождения комиссии. К этому нужно отнестись серьезно. Чем больше справок и характеристик вы соберете, тем более взвешенное решение примет ПМПК. Рекомендация, которую она выдает, основывается большей частью именно на документах. Провести полноценное обследование ребенка во время комиссии невозможно. Примерный перечень необходимых документов: свидетельство о рождении ребенка и паспорт родителя, медицинское заключение о состоянии здоровья, для детей с инвалидностью – справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА), характеристика ребенка, выданная специалистом, который его наблюдает.

У Вари ДЦП, IV уровень, и сильно снижено зрение. Она передвигается на коляске.

«Я, честно говоря, волновалась и ожидала большего. Там довольно все формально, они читают бумажки. Ребенка смотрели минут пять, спросили ее, с кем она приехала, сколько ей лет. Я сказала, что картинки можно не показывать, она их не видит, – рассказывает мама шестилетней Варвары, Ольга. – Мы весь пакет документов принесли, отовсюду собрали характеристики.

Если нет заключения психиатра, всем детям с ДЦП дают программу 6.2. Это, по сути, обычная общеобразовательная программа, но за 12 лет (плюс один дополнительный год). Я рассчитывала на программу 6.3, она более облегченная.

Но мне сказали, что надо принести заключение от психиатра, что у ребенка умственная отсталость, тогда ему пропишут программу 6.3».

Я была немножко обескуражена, Варя явно не потянет 6.2, хотя у нас и нет умственной отсталости. Я думала, на комиссии уделят время тестированию ребенка, чтобы реально определить ее уровень. Я бы рекомендовала тем мамам, которые хотят облегченную программу для своего ребенка, заранее проходить психиатра».

«Чтобы учиться, надо стать умственно отсталым»

Анна, мама Егора (имена изменены по просьбе героев), переживает, что сыну пришлось поставить диагноз «умственная отсталость», несмотря на то, что он смышленый и развитый мальчик. У него ДЦП, IV уровень. Но без психиатрического диагноза облегченную программу не получить: «Мы полгода проучились по программе 6.2 и поняли, что Егор ее не тянет. И его нужно либо индивидуально обучать, либо менять на 6.3.

Но, чтобы поменять ребенку программу, ты должен пойти в психиатрическую клинику, поставить ему умственную отсталость, после чего он перестает быть дееспособным членом общества. Система, к сожалению, работает так.

Вместо того чтобы просто адаптировать программу и улучшить условия, сначала нужно воткнуть ребенку диагноз. Теперь у него не будет тригонометрии, ему будет комфортно учиться, но только будет диагноз: умственная отсталость.

У меня есть две знакомые семьи, где дети печатают на компьютере, ведут блоги, у них нормально с моторикой рук, они понимают, что происходит вокруг, но у них стоит тот же диагноз. Очень жалею, что и нам пришлось так сделать. Но зла на комиссию я не держу. Кстати, заключение комиссии всегда можно пересмотреть».

Рекомендации, которые прописывает комиссия в своем заключении, можно разделить на три группы.

Во-первых, материально-технические, например, компьютеры или специальные планшеты для детей, которые могут выполнять упражнения лишь с их помощью. Во-вторых, учебно-методические: специальные учебные пособия для слабослышащих детей или детей с плохим зрением, учебники с увеличенным шрифтом и тому подобное. И, наконец, кадровые: тьюторы, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, психологи и дефектологи, личные ассистенты.

«Палки в колеса никто не вставляет»

«Мы своим родителям, а мы курируем семьи, которые воспитывают детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, рекомендуем делать так: для начала зайти на сайт школы, к которой они территориально относятся. Почитать, какие программы там реализуют. И только после этого, зная, что там есть, обращаться в ПМПК, – рассказывает координатор направления „Школа для каждого« петербургской благотворительной организации „Перспективы« Надежда Шумская. –

Если сделать наоборот, то комиссия, может быть, и напишет в заключении ту программу, по которой ребенку было бы лучше учиться, но ни одна школа в вашем районе ее не реализует. И вам смогут предложить только надомное обучение. А искать школу в другом районе, переезжать или возить не каждому под силу.

Ужасно, когда родители в силу каких-то амбиций настаивают на более сложной программе, с которой их ребенок не справится. В таких случаях ребенок оказывается в ситуации каждодневного стресса. Все равно через несколько лет придется переводить в другой класс.

Бывает перекос в другую сторону, когда родители не верят вообще, что ребенок может пойти в школу. Боятся его куда-то отдать, потому что „как он будет без них«.

Я вижу, что никто на комиссии палки в колеса не вставляет. Но родитель, который идет с ребенком на ПМПК, должен понимать, зачем он туда идет, что хочет получить, какие есть программы.

Если к диалогу готовы и родители, и члены комиссии, то они найдут решение.

Хуже, когда на ПМПК все написали, как надо, а ребенка не берут в класс или в школе нет такой программы. Два года назад из нашего центра дневного пребывания выпускались две девочки, они живут в Выборгском районе Петербурга, где есть прекрасная школа для детей с ДЦП. Их не хотели брать, потому что класс не набирался: „Если вас будет четыре человека, то тогда мы класс откроем«. И родители начали искать другие семьи, у кого дети в этом районе идут в школу. И все делали сами. Класс открыли, но это было очень сложно».

Заключение ПМПК помогает на экзаменах.

Если ребенку нужны особые условия для сдачи государственной аттестации, ЕГЭ и ОГЭ, то это тоже повод пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. По заключению ПМПК обучающийся может сдавать экзамены в особом порядке. Это не значит, что у него будут проще задания. Но может быть увеличено время прохождения экзамена, письменные тесты заменены на устный опрос или, наоборот, могут предоставляться материалы с увеличенным шрифтом. Для таких рекомендаций также нужны заключения специалистов. И обращаться на ПМПК надо не в 9 или 11 классе, когда экзамены уже на носу, а несколькими годами раньше.

Идти на комиссию осознанно

«Во многих регионах ПМПК не являются тем, чем они должны быть по замыслу законодателей. Предполагалось, что в комиссии собираются эксперты, которые могут оценить образовательные потребности ребенка и дать школе ценные рекомендации. Но обычно все проходит формально, – говорит юрист Центра лечебной педагогики Павел Кантор. – Мы все понимаем, что каждому ребенку нужны наилучшие условия для образования, но, тем не менее, ресурсы ограниченны.

ПМПК – это координирующий центр. Они должны знать, сколько у них специалистов, сколько мест. Например, в районе пять тьюторов, а приходят 15 семей, которым нужны тьюторы.

Это центр, где запросы семей и ресурсы системы должны встречать друг друга. Но это в теории. Чаще родители говорят, что психолого-медико-педагогическая комиссия – бюрократическая, не очень дружественная структура, которая в лучшем случае дает формальную бумагу.

Я считаю, мы живем в такой реальности, где родители не должны рассчитывать, что комиссия будет предлагать варианты. Более правильно идти на ПМПК с ясным пониманием того, что они хотят, какое именно заключение, какой вариант адаптивной программы. Идти с сознательным запросом и подкреплять этот запрос документами.

Я бы приблизил работу комиссии к родительскому сообществу, сделал более прозрачной, ввел бы какой-то независимый контроль, оценку качества. Например, медико-социальная экспертиза, которая устанавливает инвалидность, по сути, очень похожа на ПМПК. При этом в законе прямо написано, что сам инвалид вправе пригласить для участия в МСЭ своего специалиста, что привлекаются общественные организации инвалидов. А про ПМПК ничего такого нет».

Коллажи Оксаны Романовой

При поддержке фонда президентских грантов

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?