Православный портал о благотворительности

Незрячие московские парфюмеры создали три аромата-состояния

“Когда человек выбирает наш аромат, нам не важно, сколько ему лет, кем он работает, какую музыку слушает. Нам важно, что он слушает себя”.

Прозрачные флаконы с тактильными силиконовыми крышками, на которых шрифтом Брайля две буквы, «PS». Pure Sense – чистое чувство. Лаконичный дизайн, ничего лишнего.

Все главное – внутри. Ароматы, которые создали незрячие парфюмеры.

Все главное – внутри

Начался проект с идеи – что будет, если научить людей, которые не видят, парфюмерном искусству? Какие духи они создадут? Как выразят свое мироощущение через запах?

– Удивительно, но оказалось, что подобных проектов в мире нет, хотя вроде бы идея лежит на поверхности, – рассказывает Екатерина Зинченко, основатель парфюмерной марки Pure Sense. – Мне однажды довелось находиться несколько часов в темноте, без зрения, на специальной экскурсии, и я убедилась, насколько усиливаются другие органы чувств, когда ты ничего не видишь.

Екатерина Зинченко задумалась о запуске собственного проекта несколько лет назад. Она работала в сфере современного искусства и хотела больше времени уделять благотворительности. А парфюмерией увлекалась с детства.

– Я ориентируюсь на запахи, активно использую ароматы для «консервирования» воспоминаний, например. Я осенью была у друзей в Турции, привезла оттуда шампунь с характерным запахом. Несколько месяцев не открывала его, а потом помыла голову и вернулась в то состояние пляжного отдыха. Это очень хорошо работает, – говорит Екатерина.

Екатерина пошла учиться в школу парфюмеров, а в социальных сетях опубликовала объявление о новом проекте. Искали незрячих людей, у которых есть интерес к миру ароматов, готовых тратить свое время и энергию на новую профессию, работать долго. За сутки получили около 60 откликов. В проекте остались трое.

Попутно проводили опрос, каких чувств, состояний не хватает современному человеку. И оказалось, что всем не хватает одного и того же – спокойствия, уверенности, вдохновения, свободы.

Так и появились три аромата: Freedom («Cвобода»), Inspiration («Вдохновение») и Serenity («Спокойствие»).

Вдохновение

Анастасия Вислобокова – создательница аромата Inspiration.

Насте 24 года, она профессиональный массажист, учится в университете на психолога, работает в колл-центре, проводит социологические опросы. Мечтает стать тифлопедагогом.

Настя немного видит правым глазом, этого недостаточно, чтобы писать или читать, но с помощью современных гаджетов, как она сама говорит, «вполне адаптирована к жизни».

– Мне всегда было интересно, как делают парфюмерию, – рассказывает Настя. – Я целенаправленно искала информацию, где бы этому научиться. Но курсы в Москве или Петербурге стоят безумно дорого.

В один прекрасный день я увидела Катино объявление. Написала, позвонила, пришла на встречу и поняла, что все, я пропала, это мое.

Я считаю, что парфюмерия – это искусство. Когда я создавала аромат, я делала его для себя. Я выбрала вдохновение, потому что мне самой его не хватает, много рутины в жизни, много монотонности и иногда хочется все это разбавить ярким всплеском вдохновения.

Первое, о чем я подумала, была мята. Я фанат мяты по жизни, в детстве все, кто не любил мятные конфетки, отдавали мне. Это мой личный антидепрессант, что-то ободряющее, что придает сил, энергии. И я решила, если мой аромат про вдохновение, то это точно мята.

Остальные компоненты уже пришли в ходе работы с парфюмером-технологом. Я хотела фруктовую или ягодную составляющую, долго думали, что это будет. В итоге, там клубника, древесные ноты с табачным оттенком. И много мяты.

Запахи в моей жизни играют колоссальную роль. Я могу выйти из вагона или пересесть в метро, если мне не нравится, как пахнет.

Еще уместность и неуместность запахов. Если я буду сидеть в кафе и пить чай с корицей и с клубничным пирожным, а рядом будет сидеть человек и есть селедку, это будет такой диссонанс, я, наверное, есть не смогу.

Есть у меня и такой триггерный момент. Я живу на шестом этаже, и вот я открываю окно поздно вечером, когда все спят, либо рано утром, когда еще не проснулись. Делаю вдох. И этот запах чего-то индустриального, городского и при этом морозного воздуха почему-то трогает меня до слез, не знаю, что он делает с моим сознанием, куда-то в детство относит, но мне хочется плакать.

Свобода

Мария Ушакова – создательница аромата Freedom.

Маше 32 года, замужем, воспитывает маленького сына. Работает в IT-компании. Маша немного видит, различает цвета и силуэты.

– Когда человек слушает какой-то аромат, нужно найти как можно больше его граней, оттенков, ассоциаций со звуком, цветом, фактурой, температурой, – рассказывает Маша.

Например, на первом занятии мы нюхали эфирное масло желтого мандарина. И тогда я поняла, что он пахнет не просто мандарином, в нем есть оттенки ягод, он свежий, прохладный, искрящийся, радостный.

Ассоциации возникают сами по себе, это не обязательно такой целостный паззл. Если я задаю себе вопрос, холодный это аромат или горячий, то я сразу знаю ответ, мне не надо в себе копаться, чтобы подумать.

Древесный аккорд для меня звучит достаточно солидно. Какие-то свежие нотки могут ассоциироваться со звуками флейты, например.

Почему я выбрала аромат свободы – это же классная штука, свобода! Как без нее? Я не призываю к какой-то безответственности, хаосу, анархии. Свобода – это ответственность.

Для меня свобода – это иметь возможность делать то, что тебе хочется и не делать, по возможности, то, что тебе не хочется. Когда человек может на какие-то условности не обратить внимания. Идти к своей мечте, цели, даже если вокруг кричат, зачем тебе это надо?

Бывает такое ощущение свободы, когда все по плечу, когда понимаешь, что впереди есть время!

Для меня это раннее утро, простор, разнотравье, роса. В то же время мне хотелось, чтобы аромат имел характер, потому что свобода предполагает некий характер. Характер я пыталась изобразить с помощью аромата кедра, кипариса.

Человек выходит на зеленый луг и чувствует простор кожей.

Спокойствие

Александр Яшин – создатель аромата Serenity.

Саше 27 лет, он филолог, преподаватель польского языка, русской литературы и народного пения. Преподает русский и литературу китайцам, польский русским и русский полякам. Руководит фольклорно-этнографическим ансамблем. Саша не видит с рождения, видит только свет.

– Одни слепые полагаются больше на слух, другие на тактильные ощущения, для меня большое значение имеет запах. Все остальное я тоже использую, но запах крайне важен, – говорит Саша.

Мне и химия в школе поэтому была интересна, постоянно задавал вопросы бедной химичке. Родители стали мне духи какие-то покупать, гели для душа. Я думал, что это будет просто хобби, вот есть парфюмерные маньяки, у которых шкаф с духами, вот у меня будет примерно так же, полка с флаконами.

А теперь Pure Sense часть моей жизни, сфера профессиональных интересов, потому что нас постарались сделать, насколько возможно, специалистами в этой области, дать какую-то базу. И для меня это большая гордость, что в нас поверили.

В России человек с инвалидностью воспринимается если не с опаской, то с таким немым вопросом в глазах: ты вообще, как живешь, мужик, ты вообще куда-то ходишь? Я рад, что Катя вышла за рамки стереотипов и поверила в нас.

Мы – «носы», у нас даже корпоративный чатик так называется, мы те, кто создает, синтезирует. И у нас есть Саша Глюк, наш химик-технолог, она отвечает за то, чтобы это заработало. Она наши руки и глаза.

Как это работает. Есть идея, хотим собрать, условно, аромат яблока с корицей. Я бы пошел в несколько кафешек, купил бы штрудели, потом отдельно яблоки разные и попробовал бы так и эдак, посмотрел, чем для меня это пахнет.

Эти ассоциации я бы принес в лабораторию. Яблоко трудно синтезировать, кстати. Надо понимать, какое яблоко. Зеленое или красное, яблоко в разрезе или холодное яблоко или, может быть, печеное, карамельное, пряное. И каждое яблоко будет пахнуть по-своему, причем, кожура будет пахнуть как-то иначе, чем сердцевина.

И мы должны составить композицию, которая заиграет, раскроется, чтобы человек все это прочувствовал, и вот мы колдуем.

Как мне пришел в голову аромат Serenity – я захотел запах осеннего парка. Я достаточно спокойный человек, меланхоличный. Мне иногда хочется побыть одному. Мне не хватает спокойствия в жизни, я хочу иногда завернуться в теплый плед, сесть, чтобы меня ничего не тревожило. Побыть в парке на лавочке с наушниками с любимой музыкой, ни о чем не думать.

Для меня спокойствие – это опавшая листва. Это древесные ноты, это кокос. Запахи кислых ягод, где-то ладан, где-то ваниль, что-то такое. И я тогда подумал – а почему бы и нет?

Аромат должен быть гладкий, круглый, там ничего не должно высвечивать, выпячивать, он должен быть не шероховатый, а ограненный, как драгоценный камень, чтобы все в нем было хорошо.

Мы разрабатываем ароматы состояний, а состояний человека великое множество, это как с песней. С народной песней можно и горе разгоревать, и радость высказать, и удовольствие, и любовь.

Почему бы не создать «заботу» или «легкость», или какой-нибудь «полет фантазии», «нежность», «уют маминых ладоней»? Это же интересно, как люди чувствуют.

Услышать себя

Сейчас в линейке Pure Sense три аромата-состояния. Они универсальные, подходят и мужчинам, и женщинам.

– Это не коммерческий продукт, который создан под влиянием исследований аудитории. Это чистое искусство и в этом его красота, – говорит Екатерина Зинченко. – У нас сейчас много предложений от разных компаний. Мы будем делать коллаборацию с брендом одежды, создавать отдушку для зубной пасты. И скоро выходим на международный рынок.

Мы делаем ароматы для тех, кто открыт к новому опыту. Это история про самопознание, про развитие, про все лучшее, что есть в нас.

И когда человек выбирает наш аромат, нам не важно, сколько ему лет, кем он работает, какую музыку он слушает. Нам важно, что он слушает себя.

Коллажи Оксаны Романовой

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version