Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Чем Машенька отличается от Верочки: 7 правил жертвователя в соцсетях

Прочитав просьбу о помощи в соцсетях, многие люди реагируют быстро и эмоционально. Этим пользуются мошенники. Как отличить настоящую беду от обмана, рассказали эксперты

Фото с сайта kp.ua

Внимательно читайте текст

«Машеньке уже пришлось перенести долгое и сложное лечение по месту жительства, в этот раз девочку направили в московскую клинику. Сейчас Маша в ремиссии, гаплотрансплантация планируется в конце июля. Для подготовки к трансплантации девочке срочно необходимы препараты «Тимоглобулин», «Велкейд», «Флудара», «Треосульфан», «Алкеран». Обращается мама: Белова Людмила Витальевна. Наша девочка, любименькая крошка, тяжело заболела», – говорилось в тексте просьбы о помощи, опубликованной в Facebook летом.

Точная копия этого текста была размещена весной во «ВКонтакте», только пациентку звали Верочка, а ее маму – Ковалева Алина Анатольевна. Легко нашелся клон просьбы и в ЖЖ, там в срочной помощи нуждалась Машенька Галенко, а «обращалась» ее мама Галенко Оксана Сергеевна.

Чудесное превращение Машеньки в Верочку и обратно обнаружить оказалось не сложно: достаточно было поместить ключевые фразы в поисковую систему. «Если текст не новый, не написан специально для этого сбора, значит, это фейк», – подчеркнул Владимир Берхин, президент Благотворительного фонда «Предание».

То же самое можно проделать с фотографиями нуждающихся и банковскими реквизитами. «Если эти реквизиты всплывут еще в нескольких историях на нескольких сайтах в течение десяти последних лет, то это, безусловно, очень сомнительно, – отметила Екатерина Кочнева, руководитель направления Благотворительность «ВКонтакте». – Некоторые поисковые системы предлагают поиск по фотографии. Допустим, кто-то собирает деньги на лечение ребенку. Можно взять фотографию этого ребенка и посмотреть по поиску, кому она принадлежит на самом деле».

Правда, таким образом, удается выявить лишь тех мошенников, которые действуют самыми простыми способами: воруя фотографии и истории.

Правило 1. Проверьте, насколько оригинальны текст просьбы и фотография нуждающегося.

О чем «расскажут» реквизиты

Фото с сайта breadforthebride.com

«Основную угрозу для благотворительности представляют те, кто спекулирует на настоящих людях с настоящими болезнями», – сказала Екатерина Кочнева. В качестве примера она привела такой случай: некая женщина в небольшом провинциальном городе познакомилась с девушкой с серьезным заболеванием. Она пообещала больной помощь, взяла у нее документы, фотографии и начала собирать средства. В какой-то момент женщина заявила, что затея не удалась. Девушка, у которой нет компьютера и доступа в интернет, не знала о ситуации, между тем в соцсети сформировалась большая группа, которая собрала весьма солидную сумму.

В этом случае жертвователей могло остановить лишь одно обстоятельство: личный счет для перечисления средств. «Если идет сбор на личную карту какого-то человека, и вы сами с ним не знакомы, не давайте денег. Вероятнее всего, это фейк», – считает Владимир Берхин.

Даже если сбор средств ведут родственники, которые вовсе не хотят обманывать пациента, помощь может оказаться неэффективной, отметила Мила Геранина, координатор проекта «Все вместе против мошенников». «Прежде чем взяться за сбор помощи, благотворительные организации проводят дополнительную медицинскую экспертизу, уточняют, действительно ли больному нужна именно такая помощь, и действительно ли ее нельзя получить прямо сейчас от государства, – объяснила она. – А близкие люди, как правило, находятся в панике и редко делают дополнительную экспертную проверку».

Совсем подозрительно выглядит размещение в соцсети личного счета, если деньги собирает благотворительный фонд. Например, вскоре после теракта в Санкт-Петербурге в Instagram появился пост, где говорилось, что «Русфонд» проводит акцию по сбору средств для пострадавших. Среди настоящих реквизитов фонда, указанных в тексте, «затесался» чей-то личный счет в Сбербанке. Как выяснилось, этот пост не имел никакого отношения к «Русфонду».

«Когда сбор идет от имени благотворительной организации, то там не должно быть никаких личных реквизитов, – подчеркнула Евгения Лобачева, администратор групп «Русфонда» в социальных сетях. – Это должны быть банковские реквизиты юридического лица».

Впрочем, региональные фонды все-таки прибегают к использованию частных электронных кошельков, а иногда даже банковских карточек, зарегистрированных на их директоров.

Правило 2. Сбор средств на личную карту – повод для сомнений.

«По списку лекарств видно, что это выдумка» 

Фото: ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников

«Мошенники всегда стараются работать быстро, поскольку при тщательном рассмотрении любой обман достаточно легко раскрыть. Все, что они пишут и делают, рассчитано на быструю реакцию, чтобы человек дал денег, а потом лента соцсети унесет все это вниз, и никто ничего не вспомнит», – отметил Владимир Берхин.

Любые детали могут привести к разоблачению. «Недавно был вал перепостов по поводу одной девочки, – рассказал президент фонда «Предание». – Сбор увидела Елена Грачева (координатор программ благотворительного фонда AdVita) и сказала: «Да тут просто по списку лекарств видно, что все это выдумка, такие лекарства одновременно не назначаются»».

Настораживает, если в посте не упомянуто медицинское учреждение, где лечился или собирается лечиться нуждающийся. Когда указано название больницы, появляется возможность туда позвонить и спросить, есть ли такой пациент. «Недавно видел сбор денег для ребенка с лейкозом, где был размещен кусочек видео с младенцем, лежащим в кувезе, якобы в реанимации. Где снято видео, кто пустил человека с камерой в реанимацию? Какое отношение имеет текст поста к ребенку в кувезе? Какие врачи, из какой клиники назначили лекарства? Ответов на эти вопросы там не было», – привел пример Владимир Берхин.

Правило 3. Проверьте детали, не реагируйте слишком быстро.

Для чего нужна группа

Фото с сайта evo.business

«В соцсети «ВКонтакте» для сбора денег должна быть создана специальная группа. То есть пост на чьей-нибудь странице всегда должен вести в группу, где размещены медицинские документы и финансовые отчеты. Если это просто одинокий пост, который никуда не ведет, то это должно настораживать», – рассказала Екатерина Кочнева.

К сожалению, другие соцсети таких требований не выдвигают. Что не мешает, впрочем, ответственным организаторам сбора предъявлять необходимые документы жертвователям.

Финансовый отчет должен публиковаться ежедневно: сколько денег пришло на банковскую карту, сколько на «Яндекс.Деньги», сколько на QIWI-кошелек и так далее. Все эти цифры должны подтверждаться скриншотами переводов. Точно так же предоставляются и отчеты о тратах: куплено такое-то лекарство, проведены такие-то процедуры.

Впрочем, сам факт предоставления медицинских документов – еще не доказательство обоснованности сбора. «Врач пишет: рекомендовано паллиативное лечение. А люди показывают счета из заграничных клиник и утверждают, что там у них есть шанс, – рассказала Евгения Лобачева. – Или же собирают деньги на лечение в далекой стране, но не объясняют, почему, собственно, их отказались лечить в России. А куда они обращались?»

Владимир Берхин посоветовал дополнительно обращать внимание, какие пользователи оставляют комментарии в благотворительной группе. «Если среди них много людей с пустыми аккаунтами, то тоже вероятно, что это фейк, к которому прикупили рекламный трафик, чтобы создать видимость участия», – пояснил он.

Правило 4. Изучите медицинские документы и финансовые отчеты. Если их нет – дело нечисто.

«Не дай вам Бог такого!»

Фото с сайта rrnews.ru

«Если речь идет о сборе, который ведут частные лица, когда я сомневаюсь, я задаю людям вопросы: почему вы решили именно в эту клинику поехать, кто вас будет оперировать, почему такая стоимость лечения, из чего она складывается, в какой аптеке вы берете лекарства, – рассказала Евгения Лобачева. – Если вместо ответов они устраивают истерику: «Не дай вам Бог такого! Зачем вы спрашиваете, а вот если бы с вами это случилось!» – для меня это показатель, что здесь дело нечисто.

Может быть, такой человек реально существует, может быть, он действительно нуждается, но неадекватная реакция на простейшие вопросы должна серьезно насторожить. Потому что у честных людей есть ответы на любые вопросы потенциальных жертвователей».

Когда просители откровенно «давят на жалость», то это, как минимум, некрасиво, отметила Мила Геранина. «Человек, который совершает доброе дело, не должен стыдиться того, что у него все хорошо, а у кого-то все плохо», – добавила она.

Правило 5. Истерика вместо внятных ответов – это подозрительно.

«Ребята, это ваш сбор?»

Фото с сайта glavny.tv

Если сбор ведется от имени фонда, то существуют дополнительные возможности для проверки информации. Однако на сайт благотворительной организации лучше не заходить по ссылке, опубликованной в том же посте, который вызвал у вас подозрения. Мошенники часто подделывают страницы фондов, причем копия может почти не отличаться от оригинала.

Чтобы найти официальный сайт благотворительной организации, ее название надо ввести в поисковую систему собственноручно. Если там не будет информации о человеке, для которого фонд якобы собирает деньги, значит, сбор мошеннический, сказала Евгения Лобачева.

«В конце концов, в фонд можно позвонить и спросить: ребята, это действительно ваш подопечный и вы ведете сбор средств?» – напомнила она.

Правило 6. На сайт фонда не переходите по ссылке от организатора сбора. Название фонда надо собственноручно ввести в поисковую систему и пройти по этой ссылке.

Жалуйтесь!

Изображение с сайта medialeaks.ru

Обнаружив в соцсети сомнительный сбор, можно сообщить о своих подозрениях в службу поддержки. «Администрация «ВКонтакте» реагирует на такие жалобы достаточно оперативно, сотрудники соцсети «Одноклассники» тоже работают, но не настолько четко. Что касается Facebook и Instagram, то, конечно, пожаловаться туда можно, но, скорее всего, жалобу проигнорируют», – считает Владимир Берхин.

В марте 2016 года администрация «ВКонтакте» опубликовала условия, при которых допускается благотворительный сбор средств в этой соцсети. По словам Екатерины Кочневой, количество мошеннических сборов после этого сократилось. «В первую очередь, теперь проинформированы сами жертвователи. Они знают, что им нужно спросить о нуждающемся, чтобы определить, насколько сбор честен. Когда они видят какие-то сомнительные ситуации, они обращаются к нам, и мы можем быстрее отреагировать», – пояснила она.

Что происходит с теми, кто не соблюдает правила? «Если мы говорим о мошенниках, то они незамедлительно блокируются, если же мы говорим о тех, кто действительно нуждается, но с правилами незнаком, то наши сотрудники эти правила доносят, и в большинстве случаев все приводится в порядок. Потому что люди, которые хотят быстро собрать нужную сумму, понимают, что им нужно доверие жертвователей», – сказала Екатерина Кочнева.

Соцсеть «Одноклассники» тоже имеет свой регламент для сборов. Во-первых, они должны проводиться только в группах, посвященных благотворительным целям. Во-вторых, в профиле администратора такой группы должно быть указано настоящее имя и размещена настоящая фотография, а также «точные банковские или иные реквизиты для сбора средств». В-третьих, в таких группах нельзя вести коммерческую деятельность (размещать рекламу).

Правило 7. О подозрительных сборах сообщайте в службу поддержки соцсети.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?