Сказочный Петр
В конце XIX начале ХХ века среди историков и филологов была очень популярна идея о том, что жития святых являются лишь христианизированными переделками сказаний об античных героях и сказочных персонажей. Не ограничиваясь указанием на формальные совпадения античной биографии и агиографических текстов, некоторые исследователи делали вывод, что все христианские святые – лишь вымышленные персонажи, наподобие Геракла.
Такой упрощенный подход лишал возможности увидеть и обратный процесс, – как христианские подвижники становились героями народных сказок, какими чертами характера наделяли простые люди апостола Петра или святителя Николая Чудотворца. В этих повестях отражена та народная вера, которая не меняется веками.
Сказка – это уникальный жанр по своим психологическим и педагогическим возможностям. С помощью волшебных историй мы можем разыгрывать архетипы собственной жизни, обучать ребенка добру и злу, творить справедливую вселенную, где хорошие герои побеждают плохих. Возможности сказки столь безграничны, что она с легкостью трансформирует образ даже Христа и апостола Петра.
Петр стал одним из любимых персонажей народных легенд в России и Европе. При этом образ сказочного апостола очень сильно отличается от истории того человека, о котором мы узнаем из Евангелий и Деяний апостольских.
От реального святого Петра сказка взяла две черты его характера (импульсивность и народный практицизм или здравый смысл), два биографических эпизода (отречение от Христа и раскаяние).
Это позволило превратить первоверховного апостола Петра в оруженосца Христа, заходящего в дома к богачам и беднякам и задающего Спасителю самые сложные вопросы, которые волнуют любого человека.
Сказочный Петр – это воплощение обывательской справедливости. В слове «обыватель» нет ничего обидного.
Напротив, оно показывает, насколько близким стал этот первоверховный апостол для верующих во всем мире. Во время путешествий по земле вместе со Христом Петр превращается в горячего, но не очень сообразительного ученика, задающего разные вопросы.
Вот наиболее типичный сюжет сказки–путешествия. Спаситель и Петр приходят в деревню. Христос остается у дома бедной вдовы, а Петр в надежде на хороший ужин последовательно стучится во все дома, начиная от самого богатого.
Сказочный апостол – воплощение детского практицизма: в богатом доме вкуснее еда и мягче постель, но зажиточные крестьяне прогоняют странников, и тогда они возвращаются в самую бедную хижину.
Хозяйка ставит им на стол скудный суп, и Христос просит посчитать Петра глазки в супе. Затем достает кошелек и платит 60 золотых по числу жировых кружочков. На следующий день об этом узнает богатая хозяйка, зовет странников к себе, ставит на стол жирный суп всего с одним глазком и получает один золотой.
На недоуменный вопрос Петра, почему женщина получила только один золотой, Христос отвечает, что суп бедной хозяйки ровно в 60 раз лучше. В этом бродячем сюжете, встречающемся во множестве сказок, обыгрывается известная притча о лепте вдовицы и ценности добровольного дара бедняка. Для Петра же такой поступок Учителя алогичен, поскольку он считает, что вознаграждение должно напрямую быть связано с затратами и результатом: если суп вкуснее, то за него и надо платить дороже.
Апостол Петр в роли Бога
По такой же модели строится история о Христе и Петре, которые воскрешают единственную овечку бедняка, убитую им, чтобы накормить странников. Из каждой косточки животного появилось утром новое, и в результате человек стал владельцем собственного стада. Богач же, истребивший на следующий день все свое стадо из зависти, остается ни с чем. Это тоже традиционный сюжет, восходящий к сказаниям о греческих богах и Одиссее, его варианты можно найти в народных житиях Георгия Победоносца.
Самая же интересная история о Петре рассказывает о том, как апостол упросил Христа разрешить ему на день стать Богом.
В этой чудесной сказке выражается народное представление о том, что работа Бога очень легкая, а человеку приходится трудиться день и ночь.
Христос разрешает своему ученику побыть Богом, но низводит всю ситуацию до очень мелких подробностей. Апостол Петр в роли Бога идет по деревне и встречает крестьянку, которая выгнала своих гусей на луг и не стала за ними следить:
««Как, ты хочешь оставить гусей одних?» — спросил ее Петр. — «А что, неужли стеречь их и сегодня? У нас нынче храмовый праздник», — возразила крестьянка. — «Но кто же должен беречь твоих гусей?» — спросил Петр. — «Пусть Господь Бог бережет их сегодня!» — сказала крестьянка и удалилась».
Опечаленный Петр приходит ко Христу и получает от него ответ: «Петр! ты слышал, — сказал Спаситель. — Я бы охотно пошел с тобою в деревню на храмовый праздник; но ведь гусям может приключиться что и худое: ты сегодня Бог до вечера, ты и должен и беречь их».
Несмотря на то, что сказка обыгрывает классический сюжет о дамокловом мече, она позволяет по-новому увидеть образ апостола. Петр – самый горячий человек из 12 учеников Христа, он быстрее всех признает его Мессией, но он же и отрекается от него.
В сказке очень важно подчеркнуть человечность Петра, его похожесть на каждого из нас.
Любой ребенок мечтает быть царем или принцессой, и сказка умело развенчивает мифы о том, что роль Творца или правителя – это вечное блаженство безо всякой ответственности. Заслуга сказочного святого в том и состоит, что он умеет задавать правильные вопросы и выпутываться из сложных ситуаций.
Апостол Петр в сказках – очень сильная фигура человека, который умеет признавать и исправлять свои ошибки, и это делает его любимым, если не единственным спутником Христа в сказках.
Петр – мудрый целитель
Немного особняком стоят легенды, в которых святой Петр предстает мудрым целителем. Мотив чудесного помощника – один из самых распространенных в мировой литературе, но интересно, что Петр наряду со святителем Николаем и святым Георгием чаще всего выступают в этой роли, что свидетельствует о том, что с их именами связаны определенные массовые архетипы.
Итак, апостол Петр встречает солдата, который съедает сердце жареного ягненка. Далее Петр и солдат выдают себя за врачей и исцеляют многих людей. Петр рубит больных на части, затем варит до состояния белых костей, а потом воскрешает их, произнося формулу: «Восстань во имя всемогущей Троицы».
В конце истории герои делят награду на три части (третья для того, кто съел ягненка), и лишь тогда солдат признает, что это был он. В русском варианте эта же история рассказывается про святителя Николая и жадного попа.
Нетрудно заметить, что здесь присутствуют все атрибуты волшебной сказки (чудесный помощник, магическая формула, повторение одной и той же ситуации), но образ христианского святого лишен индивидуальных черт, а потому взаимозаменяем, и от спутника Христа осталось одно лишь имя, безо всякой связью с Евангельскими событиями.
Однако в мировом фольклоре существует сюжет, в котором имя апостола Петра и его действия напрямую связаны с отречением этого апостола от Христа.
В повести о пьянице, который попадает в рай, хитрый мужичок, при жизни любивший выпить, последовательно обличает апостола Петра, царя Давида и апостола Иоанна Богослова и получает за это спасение.
Первым бражнику попадается апостол Петр, не желающий пускать его в рай. Пьяница тут же напоминает собеседнику о его троекратном отречении от Христа и последующем покаянии, и пристыженный хранитель ключей от ворот рая пропускает мужичка.
Следующей жертвой бражника становится царь Давид – ему напоминают историю с Урией и Вирсавией, и на пути мужичка оказывается апостол любви Иоанн.
Пьяница цитирует Иоанну Богослову о его слова «Да любите друг другу, и любимый ученик Христа просит Петра распахнуть перед бражником райские двери. Здесь мы видим, как сказочный Петр практически совпадает с тем апостолом, о котором мы узнаем из Нового Завета.
Сказка, в отличие от Церкви, отделяет Петра от Павла. Апостол Павел очень редко встречается в легендах. Вероятно, это свидетельствует о том, что история обращения гонителя в христианина не так затронула народное сердце, как жизненные перипетии простого рыбака, сподобившегося при жизни и после смерти быть спутником Христа.