Чиновники обработали статистику семейного устройства сирот за прошедший год. Как нам сообщили в Департаменте воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей министерства образования и науки РФ, по статистическим отчетам из всех регионов России в 2007-м году было усыновлено российскими гражданами 8896 детей, иностранными – 4324 ребенка, взято под опеку 83700 детей, передано в приемные семьи 18927 детей, на другие формы семейного устройства (патронат) – 3908 детей.
Если сравнить эти цифры со статистикой-2006, нетрудно подсчитать, что россиянами было усыновлено на 1154 ребенка, или на 15% больше, чем в предыдущем году; иностранцами – меньше на 2365 детей, или на 35%. Общее число усыновлений в России снизилось на 1211 (около 8 процентов) и оказалось самым низким, начиная с 2000-го года. Эта «недостача» с лихвой компенсировалась увеличением числа приемных семей – их возникло на 10 тысяч больше, чем в 2006-м году. В опекунские семьи, напротив, было передано почти на 1,5 тысячи детей меньше (статистика не делает различия между родственной и неродственной опекой, поэтому последнюю цифру трудно оценить).
Обращает внимание существенное снижение числа международных усыновлений в России. С чем это связано и каковы его дальнейшие перспективы, сайту Милосердие.ru рассказал сотрудник одного из ведущих агентств по международному усыновлению в России, Артемий НОВИЦКИЙ:
– Можно выделить два основных фактора. Первый связан с деятельностью иностранных агентств, в соответствии с российским законодательством наделенных правом оказывать помощь гражданам других стран при усыновлении российских сирот.
После того, как в начале 2006-го года были приняты поправки к федеральному закону «О некоммерческих организациях», выяснилось, что одновременно постановление правительства, в соответствии с которым представительства агентств по усыновлению проходили аккредитацию в России, утратило силу. На принятие нового постановления ушло 10 месяцев – в течение этого срока агентствам не продлевалась аккредитация и, соответственно, они лишались права работать в области усыновления. Да и после принятия нового постановления, регулирующего деятельность иностранных агентств процесс аккредитации продвигался со скрипом: прошло еще 8 месяцев, пока в июле 2007-го года несколько агентств получили российскую аккредитацию. В течение 3 месяцев в России не было вообще ни одного аккредитованного иностранного агентства! Учитывая, что т.н. «независимое усыновление» (т.е. без участия получивших официальное разрешение агентств) фактически находится под запретом (хотя законодательно такой запрет в нашей стране пока не оформлен), иностранцам, стремящимся принять в свою семью ребенка из России, дорога сюда была практически закрыта. В том числе в подвешенном состоянии оказались и те, начал процесс усыновления до возникновения бюрократических препятствий – а дети, соответственно, оставались в детских домах, хотя многие из них уже знали своих будущих родителей.
Второй существенный фактор – то, что значительно выросло устройство детей в российские семьи. Как свидетельствует приведенная выше статистика – прежде всего в семьи приемные. Приемная семья – это не усыновление; приемные родители заключают договор с органами опеки и попечительства на определенный срок и получают за воспитание одного или нескольких детей ежемесячные выплаты и заработную плату из госбюджета. После того, как в седьмом ежегодном послании Федеральному собранию 10-го мая 2006 года президент Путин заявил о необходимости резко увеличить эти выплаты, на финансирование приемных и опекунских семей и были брошены значительные средства. К примеру, в Подмосковье размеры ежемесячных выплат приемной семье в настоящее время составляют от 9200 до 13800 рублей на одного ребенка, не считая единовременных и дополнительных выплат; в большинстве регионов – меньше, но они вполне достаточны для того, чтобы стать существенным стимулом взять ребенка из детского дома – особенно для сельских жителей и в условиях неполной занятости. В результате во многих регионах России, как, например, в Тюменской области, увеличивается число приемных семей, закрываются детские дома. Какое отношение это имеет к международному усыновлению? Когда возникает коллизия – отдавать ребенка на усыновление в иностранную семью или в приемную семью в России – вопрос автоматически, в соответствии с ч. 4 ст. 124 Семейного кодекса РФ, решается в пользу российской семьи. Но ведь, к сожалению, в условиях активного материального стимулирования мотивация к тому, чтобы взять на воспитание ребенка-сироту, может существенно меняться и деформироваться. «Вести с мест» подтверждают опасения: во многих случаях дети оказываются в условиях худших, чем в детских учреждениях, растет число возвратов детей, необоснованных «обменов» одних детей на других и т.п. Контроль органов опеки за приемными семьями зачастую формален и, в отличие от патронатных семей, никто не «сопровождает» их, не оказывает помощь в необходимых случаях!
В 2007 году законотворческая и нормотворческая деятельность, в отличие от предыдущих лет, практически не коснулась международного усыновления. С одной стороны, бесконечная чехарда с законами ранее наносила существенный вред нормальной, планомерной работе по усыновлению детей. Однако ряд проблем требует решения, в частности – вопрос о «независимом» (или неконтролируемом) усыновлении. Требует рассмотрения, на наш взгляд, и вопрос о целесообразности сохранения нормы длительного «выдерживания детей в банке данных», прежде чем они могут быть переданы на иностранное усыновление, в тех случаях, когда дети нуждаются в срочной медицинской помощи и/или вероятность их устройства в семью в России очень низка. С 2004 года этот срок составляет не менее 7 месяцев – сократить его на практике невозможно, даже если очевидно, что наносится существенный урон здоровью и развитию ребенка.
Еще один важный нерешенный законодательный вопрос – о ратификации Россией Гаагской конвенции «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления», подписанной нашей страной еще в сентябре 2000 года, но до сих пор не вступившей в силу. Ярыми противниками этой конвенции, как и международного усыновления в целом, были прежние председатели профильного комитета Госдумы – Светлана Горячева и Екатерина Лахова. Сейчас обе они не только не возглавляют комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей, но и не входят в его состав.
Несмотря на то, что в комитете остались Нина Останина (КПРФ) и Елена Афанасьева (ЛДПР), приложившие в минувшие годы немало усилий ради полного запрета международного усыновления в России, можно ожидать его более конструктивной работы в интересах российских детей-сирот под руководством нового председателя – Елены Мизулиной.