Фильмы о людях, которые непохожи на нас, вызывают интерес у зрителей, достаточно вспомнить успех «Человека дождя» и «Фореста Гампа». 15 сентября в Москве, в кинотеатре «35 мм», состоялась премьера фильма испанских режиссеров Антонио Нахарро и Алваро Пастора «Я тоже» («Yo tambiеn»). Впервые героем фильма стал человек с синдромом Дауна. Почему же фильм о любви, жанр которого сами создатели определяют, как комедию, вызывает не только пристальное внимание зрителей, но и споры?
Мария Нефедова, сотрудник фонда Даунсайд-ап |
Фильм испанских режиссеров Антонио Нахарро и Алваро Пастора «Я тоже» вышел в 2009 году. Он получил признание в Европе, где исполнители главных ролей были отмечены несколькими престижными премиями, и уже успел побывать на двух российских кинофестивалях: в Москве и в Вологде. К теме жизни людей с синдромом Дауна авторы фильма уже обращались 10 лет назад. Тогда вышел короткометражный фильм, главной героиней которого стала сестра Антонио Нахарро, которая, по словам Алавро Пастора: «Изменила его взгляд на людей с синдромом Дауна». Короткометражный фильм имел большой успех у зрителей. В фильме «Я тоже» эта девушка играет роль воспитанницы танцевальной школы.
Алваро Пастор отметил, что фильм «Я тоже» создавался «под героя». Даниэль, герой фильма, во многом списан с исполнителя этой роли, Пабло Пинеды, первого человека с синдромом Дауна, который не только получил высшее образование, (по специальности «психопедагогика») но и стал преподавателем. А что, если бы у такого человека появилась невеста? Если бы он влюбился в обычную женщину, с 46 хромосомами?
Герой фильма, Даниэль, несмотря на особенности, вполне обычный человек. Ему 34 года, и вполне логично, что получив высшее образование он устраивается на работу. В фильме он начинает трудиться в департаменте по работе с инвалидами. В таком месте все сотрудники понимают его специфику, но поначалу Даниэль на месте клерка даже ими воспринимается как диковина. Выработать правильный тон в общении с ним — задача непростая. Интересно, что о подобных проблемах рассказывали сотрудники фонда Даунсайд-ап. Когда к ним пришла работать Маша Нефедова, сама имеющая синдром, поначалу всем было очень непривычно, воспринимать ее не как подопечную, а как члена рабочего коллектива.
Атташе по культуре посольства Испании в России Хавьер-Гарсия
Ларраче и режиссер Альваро Патор на пресс-конференции в РИА-новости
В фильме есть момент, когда главная героиня спрашивает Даниэля, почему он не такой, как многие люди с синдромом Дауна, почему он может формулировать свои мысли, выражать чувства и абстрактные понятия. Даниэль отвечает просто: «Со мной мама разговаривала. Всегда, с самого детства». В жизни главного героя, с рождения, действительно очень много любви. Любовью он окружен в родительской семье, его оберегают, о нем заботятся, его слушают и слышат. С любовью и вниманием относится к нему брат, который вместе со своей женой ведет студию танцев для особых людей. Кадры, в которых показаны воспитанники танцевальной школы, оставляют незабываемое впечатление, особые актеры открыты и искренни, такое в кино увидишь нечасто. Чувства, которые испытывают друг к другу ребята из танцевальной студии, развитие их отношений — тема боковой сюжетной линии в фильме, трагикомической и простодушной, не раз вызывающей в зале смех. А вот для героини, Лауры, любовь — только слово. В юности, она ушла из семьи и с тех пор одинока. Ее беззащитность часто выглядит, как доступность, отношения с мужчинами не складываются. Вероятно, причина этого в тяжелой детской травме, о которой упоминается вскользь. Факт остается фактом — Даниэль, выросший в любви, полноценен, а Лаура — одинока и уязвима. Она чувствует подлинность и цельность главного героя и удивляется им. Моменты радостного удивления тоже встретишь далеко не в каждом фильме. Зрительский интерес не ослабевает на протяжении всей картины, вызывает его в первую очередь игра главных героев, дуэт профессиональной актрисы и простодушного Пабло Пинеды получился удивительным.
Пабло Пинеда
Фильм не только о любви. Он о взрослении, о том моменте, когда родителям приходит пора отпустить своих детей в мир и дать им действовать самостоятельно. Когда у Даниэля возникает симпатия к женщине, с которой он работает, его мать выражает недовольство, а отец возражает ей: «Ты же хотела, чтобы он стал обычным человеком». Для родителей, воспитывающих особых детей, да и не только для них, интересно будет подумать о том, что помощь имеет границы. Ведь если ребенка-инвалида растить обычным человеком, рано или поздно он осознает, что вырос. Смогут ли тогда воспитатели дать ему свободу, о которой он так мечтает? Трогательный, смешной, добрый и очень искренний фильм «Я тоже» позволяет увидеть многие стороны нашей жизни под другим углом зрения. У фильма открытый финал, встреча героев показана, как чудо. Чудо нельзя поставить «на поток», но можно перенастроить зрение, чтобы суметь увидеть чудеса в обыденной жизни.
Алиса ОРЛОВА