Мы познакомились в 1995 году, когда Марианна пела в храме на Маросейке. Шло время, мы немного общались, но больше я смотрела со стороны и думала, это ж надо: актриса, регент, жена священника; четверо детей, а все молодая и красивая, – вот бы расспросить ее – как ей удается такая жизнь-полет? Будто крылья за спиной.
«Цыганка» из Большого Вузовского переулка
Детство и юность я прожила в старой коммуналке с теперь уже столетней историей – семья бабушки оказалась там сразу после революции. Помню, что жили очень дружно – я могла зайти в любую комнату, и везде меня угощали – кто мацой, кто куличами, кто просто конфеткой.
Кто-то заканчивал еще Смольный, а кто-то прошел войну, – дух «Покровских ворот» витал в моем детстве и в вечерних партиях в шахматы, и в общей новогодней дискотеке на кухне.
С выбором школы не было никаких вопросов – школу в соседнем доме заканчивала не только мама, но и бабушка. В нашем переулке были представлены все социальные институты, так что существовала забавная легенда про некоего человека, который родился в нашем доме, потом пошел в детский садик, потом в нашу 35-ю, потом в институт МИЭМ напротив, после которого распределился в «почтовый ящик»( условное советское название для закрытых предприятий), да так и умер, не выходя из Большого Вузовского переулка. Надеюсь, что это просто шутка, хотя, кто знает?
Наверное, всех в детстве спрашивали, кто кем хочет стать. Совершенно четко помню, что хотела стать цыганкой. Нравилась их веселая кочевая жизнь.
Как я начала петь в храме? Да случайно! В начале 90-х пошла на Пасху на крестный ход и была так поражена пением, что поняла – тоже так хочу! И на следующий день отправилась проситься на клирос. А воцерковилась уже через пару лет и тоже не без помощи «случая» – со мной случилось чудо.
Мне на физическом уровне дали почувствовать, что мое тело – это – не я, а всего лишь «одежда» для чего-то, что на самом деле и есть – я. Так я узнала, что существует душа.
Тут уж мне (временно) стало не до пения, надо было понять, что с этой душой делать. Стала искать и нашла, слава Богу, довольно скоро то, что было у меня под самым носом – Христианство. Я тогда жила на Ордынке, у нас было что-то типа студенческой дворнической коммуны. В результате я пришла в храм Николы в Пыжах и осталась там на много лет.
Сидела за партой с 17-летними
В положенное время я закончила факультет прикладной космонавтики в МИИГАИК (институт геодезии и картографии), – выбрала его, скорее по стечению обстоятельств, чем по желанию. Но ни разу не пожалела, ни когда училась (одни только геодезические практики по всему Союзу дорогого стоили), ни после – все друзья, которых я тогда приобрела, остались со мной до сих пор.
Я закончила институт в разгар перестройки. Процветала кооперация, все ударились кто во что горазд, продавать пирожки в кооперативном ларьке считалось шиком. А мне – мне нравилось петь. В какой-то момент воцерковление и пение слились в едином порыве и я принялась поступать на певческий факультет в ПСТГУ, но.. не хватило балла, и я пошла на миссионерский.
ПСТГУ оказался правильным шагом – во-первых, я ликвидировала свою религиозную неграмотность, а во-вторых, познакомилась с будущим мужем.
Но идея получить хотя бы среднее музыкальное образование меня не отпускала, и когда кто-то рассказал мне о музыкально-педагогическом училище с небольшим конкурсом, я подумала – вот то, что нужно. Стала учиться в музпеде вместе с девочками 17-ти лет, которые, узнав, что мне 27, не поверили, пока я не показала им паспорт.
Из ПСТГУ меня тогда очень удачно выгнали за двойку по английскому, так что ничто мне не мешало совершенствоваться в сольфеджио и вокале.
Ничто, кроме уроков географии (каким-то удивительным образом я стала работать сразу в двух православных гимназиях) и, естественно, пения на клиросе. Конечно же, в двух храмах. А бывает меньше? Спеть, сбегать на пару в училище, провести урок, еще пара, вечером еще служба. Все на пятачке Маросейка-Покровка-Ордынка.
Примерно так же я бегаю до сих пор, только география другая и занятия поменялись. Не соскучишься.
К окончанию училища я ждала второго ребенка. Сейчас детей четверо. Муж служит священником в одном из московских храмов. Старшая дочь учится в МГУ на филфаке, сын на днях пришел из армии, с осени вернется в институт. Дочь-десятиклассница – призер Всероссийской олимпиады по МХК (мировой художественной культуре). Младший сын учится в 7 классе.
Если начал, играй до конца
Музыка всегда занимала много места в моей жизни. С пяти лет отдали на скрипку. А после школы – КСП, гитары у костра, потом рок-группы. Когда пошли дети, их просто невозможно было не отдать в музыкалку.
Вообще, самодисциплина, получаемая при регулярных занятиях – бесценна. Например, одна моя хорошая знакомая в свое время поступила в МГУ только потому, что имела четкий навык, привитый в музыкалке – начал играть – что бы ни случилось – играй до конца. Они с подружкой хватанули по четверке на первом вступительном экзамене, подружка разнервничалась и забрала документы, а Анечка собрала волю в кулак, сдала оставшиеся экзамены на пять – и поступила!
Старшему сыну музыкалка пригодилась в армии. Он, правда, пианист, но пошел на прослушивание в духовой оркестр, и его взяли в Преображенский полк, играть на кавалерийской лире. (здоровый такой металлофон в форме лиры). Принимал участие в «Спасской башне» и параде Победы, здорово же!
Иногда о любви музыкой сказать легче, чем словом
Марианна: «Думаю, что успех нашего театра — в той любви, которая есть между нами, и мы передаем ее зрителям»
Теперь я сама провожу музыкальные занятия с дошкольниками, в том числе и с особенными детьми. В советское время всех, кто не попадал под определение «нормальный» припечатывали, как камнем, словом «инвалид». Слава Богу, что отношение общества к тем, кто не такие, как все, сейчас меняется. И совершенно потрясающие у наших особенных детей мамы: собранные, радостные, любящие, неунывающие.
Музыкальные занятия с дошкольниками, с любыми – это, конечно же, прежде всего – комфортное игровое пространство. Но, кроме элементарных навыков музицирования, это еще и социализация. Бывает, что ребенок сидит на пороге и даже не заходит в зал. А через какое-то время, потихоньку – полегоньку, уже встает вместе со всеми в хоровод и берет в руки маракас.
Я глубоко убеждена, что в инклюзивных занятиях есть огромная польза для всех участников – кто-то учится слушать окружающих, а кто-то приобретает навык терпения и милосердия.
О пользе музыкальных занятий с детьми написаны тонны литературы, от себя могу добавить, что маленьким детям через музыку и театр легче транслировать любовь, просто слов бывает недостаточно, необходимо подкрепление образом, эмоцией.
«Мы не играем, мы так живем!»
Наш театр «Душегреи» появился в 1997 году. Начался с Рождественского вертепа, после успешного воплощения замысла захотелось сделать что-то еще, ведь год большой, а вертепы случаются только зимой. Поставили второй спектакль, казачью сказку, и двадцать лет показывали его в том же вертепном ящике. Только в этом году ящик трудами нашего художника, сценариста, мастера по декорациям, осветителя, актера и режиссера – нашего Карабаса-Барабаса по имени Рустам – ящик стал устроен по последнему слову кукольной техники.
У нас в репертуаре несколько спектаклей, сочиненных на основе народных сказок. В них нет прямого морализаторства, мы показываем правду жизни, светлую ее сторону, которая через сказку доносится до детей. Например, спектакль «Пастушья дудочка» о том, что никакое волшебство не поможет, если ты сам не умеешь трудиться. Даже если дудочка волшебная, если ты не умеешь играть, то она бесполезна.
Или спектакль «Иван-капитан и горе злосчастное». Там ключевой момент — три совета, которые даются главному герою: будешь судьей – стремись к примирению, а не обвинению. Второй совет: дорог не подарок, дорога любовь. И третий: сам претерпи, а товарища спаси. Это же нормальные человеческие ценности.
В репертуаре у нас не так много спектаклей, но получается играть каждый раз по-разному. Это как закат солнца – он никогда не бывает одинаковым.
Есть спектакль, который мы обычно показываем взрослым, «Голубок и горлица», но вообще все спектакли семейного формата, интересны любым возрастам. Мы выезжаем в школы или в детские сады, можем приехать просто на дом, провести день рождения или какой-то праздник.
Мы легки на подъем и любим путешествовать. В этом году у нас было два гастрольных тура: по Израилю и по Европе. Сели в машину, взяли декорации и поехали. Получилось как в сказке: «И пошли они до городу Парижу, и по пути концерты давали с большим успехом». Кстати, одна из моих ролей в нашем театре – это цыганка. Так что можно сказать, что моя детская мечта стать цыганкой осуществилась.
Важная часть нашего представления — не только сам спектакль, но и то, что мы играем с детьми. Сейчас детям не хватает живого общения, часто они не знают, как общаться. А народные игры очень хорошо этому учат.
Думаю, что успех нашего театра — в той любви, которая есть между нами, и мы передаем ее зрителям.
И если зрители внимательны, то чувствуешь отдачу и от них, это окрыляет.
Недавно я в сетях выложила видео, где мы пели колядку Деве Марии в Братиславе: шли по городу, остановились и запели. Один знакомый прокомментировал это видео, мне кажется, точно: «Они не просто дают спектакли, они не просто играют, они не просто поют. Они так живут! Сохраняют в душе атмосферу и дарят ее тем, кто с ними рядом».
Приобретение быть довольным
На днях у меня юбилей, 50 лет. И я опять чему-то учусь. Вообще я учусь всю жизнь, кроме МИИГАИКА и музыкального училища у меня еще были бухгалтерские курсы, театральные педагогические курсы, – все пригодилось.
А сейчас я учу иврит. Нет, эмигрировать не собираюсь и учу язык для общего развития. Когда уже начала заниматься, прочитала статью о том, как важно для мозга в зрелом возрасте изучение языков. Толчком послужила моя поездка в Израиль. И, хотя там иврит знать совершенно необязательно (все понимают английский, а многие – русский), мне этот язык просто нравится.
Прошлым летом я полтора месяца прожила в Израиле, поехала работать трудницей на русское подворье. Увидела в интернете объявление: требуются певчие сопрано, и поехала.
Кроме пения были и другие послушания, но самым любимым было убирать за павлинами – с утра на свежем воздухе, красота!
Если мне когда и бывает плохо – занимаюсь арт-терапией. Преобразование пространства помогает навести порядок в душе.
Например, дверь на лестничную клетку у нас была обычная железная, теперь она оранжевого цвета и на ней цветы. И внутри квартиры старые двери стали декупажно-разнообразные. Проходишь мимо, и глаз радуется.
Когда-то давно, когда я только пришла в храм, мне очень легли на сердце слова апостола Павла: «Великое приобретение быть благочестивым и довольным». Так и стараюсь жить.
Фото: диакон Андрей Радкевич