Фермер Шляпников: пять миллионов дубов, рябин и елей на месте пожарищ
Фермер Михаил Шляпников из Колионово известен тем, что выпустил в 2014 первые негосударственные денежные знаки – «колионы». Дело колионов получило широкую огласку, но, оказывается, Шляпников с 2010 года за свой счет восстанавливает горельники в Подмосковье.
Хозяйство Михаила находилось в эпицентре пожаров, поэтому фермер в 2010-м тушил те самые пожары вместе с добровольцами. У него сгорел дом. После окончания пожаров оказалось, что около 300 гектаров леса в Мещере выжжено. Шляпников решил их восстановить своими силами. Он придумал программу «Пять миллионов деревьев сгоревшей Мещере».
Саженцы фермер выращивал в своем хозяйстве. На первую посадку приехало около 600 человек – тех, кто тушил леса вместе с Михаилом. После 2010 два раза в год Шляпников сажает деревья с добровольцами. Говорит, что два года назад досчитал до пяти миллионов и бросил. Сажает в основном рябины, ели и дубы.
«Один саженец-первогодок стоит 17 рублей, на второй год – 30, третий – 40. Но еще нужна техника, чтобы привезти к месту посадки, посадить надо и присматривать. Сколько я всего потратил, я не считал. Мне по фану просто», – говорит Шляпников.
Разрешения на посадки и подготовленную площадку он получает от подмосковных лесничеств. По словам фермера, приживаемость саженцев, благодаря уходу и грамотной посадке 100%.
Фан у Шляпникова присутствует в полном объеме. В прошлом году организаторы посадок придумали онлайн игру «Армия мертвых», сделанную по мотивам «Игры престолов». Благодаря игре и блокчейну удалось собрать деньги на посадки и привлечь добровольцев. Как говорит Шляпников, японцы, китайцы и американцы сажали деревья в Подмосковье.
«В сентябре снова поедем сажать, приезжайте. В сетях будет объявление, что-то придумаем», – приглашает Шляпников.
Фотограф Салгаду: национальный парк на вырубленных склонах
Известный фотограф Себастьян Салгаду в 1994 году вернулся на родину в Бразилию из Руанды, где снимал жестокую резню на этнической почве. Правительство пришедших к власти хуту разрешило массовое убийство другой национальности, проживающей в Руанде, тутси.
Истощенный увиденным Салгаду надеялся в Бразилии в долине реки Риу-Досе прийти в себя, но застал на месте живого тропического леса пни и практически полное отсутствие птиц и животных. Лес был вырублен, а часть ландшафта погибла из-за варварской добычи железной руды.
«Земля была так же больна, как и я – все было уничтожено. Деревья остались только на 0,5% территории. Моей жене пришла в голову потрясающая идея – вырастить лес заново. Мы начали делать это и, благодаря возрождению леса, вернулись насекомые, птицы и рыбы в реки, я тоже заново родился », – сказал Салгаду в интервью The Guardian.
Когда Салгаду решил возрождать лес, он отправился к своему другу – специалисту по лесным посадкам. Тот наметил план и фотограф приступил к посадкам. Он вспоминает, что в первый год они потеряли очень много деревьев, во второй меньше, а потом потихоньку началось возрождение леса. В долине Риу-Досе Салгаду удалось организовать национальный парк, чтобы уничтожение больше не угрожало этим местам.
Кроме того, Салгаду и его жена учредили Институт Земли, который помог посадить 4 миллиона деревьев на месте вырубок. Деньги на лесные программы фотограф получает из США, Испании, Франции, Индии и других стран, которые хотят способствовать возрождению лесов.
Лесник Пайенг: лес для слонов на самом крупном речном острове мира
16-летний Джадав «Молай» Пайенг в 1979 году посадил первые 20 деревьев на острове Маджули на реке Брахмапутра. С тех пор вот уже 40 лет он сажает деревья.
Началось все с того, что самый большой речной остров Индии – Маджули – начал «таять». Причиной были землетрясения и эрозия почвы, которую провоцировали вырубки деревьев. Пытаясь решить эту проблему, Джадав начал посадки: сажал бамбук, а потом добавил и другие породы деревьев.
В результате Джадав засадил деревьями 550 гектаров, что составляет площадь 15 футбольных полей и больше, чем площадь Центрального парка в Нью-Йорке. В лесу Молая живут бенгальские тигры, индийские носороги, олени и зайцы, в 2008 году стало известно, что в лес пришли около сотни слонов.
Индиец живет в простой хижине в лесу вместе с женой и тремя детьми. Лес он сажает бесплатно, а доход получает от продажи молока своих коров и буйволов.