В связи с последними событиями на Манежной площади словосочетание «футбольный фанат» снова приобрело ярковыраженную отрицательную окраску. Фанат в представлении обывателя – это пьяный агрессивный молодой человек в шарфе своей команды, орущий речевки и нарушающий покой мирных граждан. Таких «фанатов» видят на улицах и в транспорте во время матчей. Вполне логично, что именно этих людей считают футбольными фанатами. Их боятся и ничего кроме неприязни к ним не испытывают. На самом деле это не фанаты. И даже не болельщики. Это – «карланы». Именно они устраивают пьяные драки, потасовки в метро и именно они принимали участие в событиях на Манежной площади. Фанаты же – это совсем другое. Разобраться, что к чему, корреспонденту Милосердия.ру помогла фанатка футбольной команды ЦСКА Катя (имя вымышлено, так как девушка попросила сохранить анонимность).
– Катя, давай разберемся с терминологией, ведь фанаты и болельщики – это разные вещи.
– Болельщиком может быть каждый. Вы включаете футбол по телевизору и болеете за любую команду. Вы можете сходить на матч и вместе фанатами на стадионе болеть за кого-то из играющих. Вы можете целенаправленно болеть только за одну команду всю жизнь или какой-то период. Но при этом не быть фанатом, потому что фанат – это гораздо больше, чем болельщик. Это как смысл жизни. Это любовь к одной конкретной команде, выезды на матчи, как домашние, то есть в своем городе, так и в других городах, за границей. Плюс наши действия координированы с действиями клуба. Они помогают нам выезжать на матчи. С визами, например, если надо срочно. Через клуб мы покупаем билеты на сам матч. Встречаемся с командой. То есть они нас знают и даже ценят. В случае чего – выручают. В прошлом году один фанат не мог уехать из Владивостока, что-то у него случилось. Клуб ему помог. Но тут главное – не форма. Надо, чтобы в душе это было. Оно либо есть в душе, либо его нет. Изнутри идет. Не могу как-то иначе объяснить.
– А можно сначала быть фанатом одной команды, а потом – другой?
– Нет, менять команду нельзя. Это как предательство. Или вы болеете за одну команду, или не болеете вообще.
– Что могу сделать лично я, чтобы стать фанатом?
– Надо этого хотеть. Любить свою команду. Я не знаю, как еще. Надо, чтобы увидели, что у вас это от души. К нам обычно приходят по знакомству. Чтобы со стороны кто-то пришел и сказал «хочу к вам»… ну бывает такое. Школьники какие-нибудь. Но это не то. Человек может пойти на футбол и проявить себя во время матча так, что будет ясно, что он достойный. Тогда его фанаты сами позовут к себе. На тренировку, например, на бокс. Пошли, мол, с нами. А со стороны – так не бывает.
– А кто такие «карланы»?
– Это от слова карлик. Маленькие люди, считающие себя фанатами, которые напиваются перед матчами, устраивают драки в метро. В общем, ведут себя так, как нормальные ребята никогда не сделают. Они, прежде всего, по возрасту маленькие. Им лет по шестнадцать, не выросли еще. Если вы посмотрите на фотографии тех, кто был в тот день на Манежке, вы увидите, что там совсем зеленая молодежь, которая ничего не понимает. Их кто-то туда позвал, они и пошли.
– Вас не было тогда на площади?
– Нет, конечно. Там вообще не было фанатских группировок. Только какие-то ангажированные карлики.
– И настоящие фанаты не пьют и не дебоширят?
– Послушайте, все люди могут выпить. Например, на последнем матче ЦСКА было очень холодно. Мы взяли с собой коньяк и чай в термосе. Но так мог бы сделать и не фанат, холодно же. Иногда перед футболом мы все вместе собираемся в баре, чтобы пообщаться. Выпиваем там. На выездах да, веселимся. Но это не называется «напиться и дебоширить». Потому что есть те, кто в принципе не приходит на матч трезвым. У них цель такая – напиться перед матчем в стельку. Это не про нас, мы так не делаем. У нас народ в большинстве своем ведет довольно здоровый образ жизни. Многие совсем не пьют и не курят. Процентов восемьдесят фанатов занимаются спортом: бокс, кудо и так далее. А после матча многие просто едут домой, к семье. Радостные, счастливые. Или, наоборот, расстроенные, взбешенные. И никаких драк и потасовок.
– А как же агрессия? Ведь фанаты славятся своими драками.
– Да нет у фанатов никакой агрессии. Просто это очень активное поведение. Если вы о драках перед матчами, то чаще всего они согласованы заранее. Лидеры команд договариваются о том, где, когда и сколько человек встретятся, какие будут действия, какие приемы. Это цивилизованные драки, если можно так сказать. Вроде разминки, соревнования, способ поддержки своих команд. Но есть и стихийные, да. Ну, представьте, что человек так болеет за свою команду, так хочет, чтобы она победила, что готов побить того, кто может этому воспрепятствовать. То есть фанатов других команд. Это от переизбытка эмоций, от взбудораженности. И это нормально. Это только показывает, насколько сильно человек предан команде и как сильно он хочет, чтобы соперник проиграл.
– То есть фанаты разных команд ненавидят друг друга?
– Нет, не ненавидят, а конфликтуют. Спартак с ЦСКА, Зенит с Динамо. Исторически такое противоборство сложилось. И то, сейчас говорить о конфликтах не приходится. После смерти Егора Свиридова все это исчезло. Фанаты поняли, что сейчас время объединяться, а не спорить, кто круче. Когда был молебен на месте его смерти – там были фанаты и болельщики всех команд. Они пришли поддержать жену и родственников Егора. И там было не важно, за какую команду кто болеет. Потому что есть вещи посерьезнее. Мы поняли, что мы все друзья. Даже больше – семья. И ощущали единство. Не зря же говорят, что беда объединяет.
– То есть ваше присутствие на панихиде имело не религиозное, а иное значение?
– Да. Религия тут совсем ни при чем. У нас ребята самых разных религий. Есть и те, кто каждое воскресение исповедуется и причащается. Есть язычники. Наверное, еще кто-то есть, я не знаю. А многие вообще никак себя не идентифицируют в этом смысле. Мы тогда просто пришли как поддержка, не более и не менее. Это было нужно, как большой акт единения.
– А какие вообще у фанатов отношения с православием?
– Это все равно, что спросить, какие у людей отношения с православием. Люди-то разные все. Я уже говорила, самых разных вероисповеданий или вовсе без них. Главное-то не это. А ощущение семьи и единства. Если у кого-то что-то случилось, он может быть уверен, что ему придут на помощь. Любая вообще беда. Болезнь какая-нибудь. Соберут деньги, каждый поможет, чем может, иногда даже последним. Вот я уверена, что меня выручат, чтобы ни случилось в моей жизни, и я дорожу этим. Для этого же не нужно быть человеком какой-то конфессии.
– Катя, знаешь, у рокеров есть свой священник, игумен Сергий Рыбко. Он перед концертами произносит небольшую проповедь. Ненавязчиво так. Как бы отнеслись фанаты к тому, что священник перед матчем сделал бы то же самое?
– Не думаю, что это уместно. Я совсем не против православия, у меня много православных знакомых, даже воцерковленные есть. Но это действительно ни при чем. Совсем другая область. Фанатом может быть любой человек, вне зависимости от вероисповедания, потому что главное – не это, а человечность, преданность, готовность помочь, выручить, поддержать.
Мы попросили прокомментировать эту тему священнослужителей
Диакон Андрей КУРАЕВ (признан в РФ иноагентом):
Нам необходимо учиться общаться с футбольными фанатами на языке их культуры и отталкиваясь от их системы ценностей. Безусловно, нужны священники, которые будут вести с ними диалог. В Церкви – миллионы разных людей с разными талантами и увлечениями. Тихие молитвенники нужны так же, как и пламенные проповедники. Ведь фанаты не тождественны своим шарфикам. Они, прежде всего, люди. Так вот надо дойти до их человеческого, сделать их еще бОльшими болельщиками, чем они есть. А именно – чтобы они не только болели со стороны, но и сами бы занялись физкультурой.
Священник Глеб ГРОЗОВСКИЙ, духовник футбольного клуба «Зенит»:
Думаю, настало время, по апостолу Павлу «для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Конечно, самый идеальный вариант – это воспитание детей и оглашение взрослых. Тогда болельщики будут вырастать благочестивыми. А пока такого не предвидится, необходимо начать с объединения частных инициатив в общественное движение, создать единую информационную базу, координировать миссионерскую и социальную деятельность в области спорта. Привлечение средств массовой информации позволит выдающимся спортсменам стать примером не только для детей, подростков, но и для молодежи. Удаляясь от зла, человек творит благо. Под злом я разумею перегибы в фанатском движении. Что лучше: сохранить субкультурную идентичность или воспитывать культуру боления? Очевиднее, на мой взгляд, вариант связанный со свободой общества от драк, разгромов и убийств. Невозможно совместить православную веру с любым проявлением фанатизма, религиозного или футбольного.
Диана РОМАНОВСКАЯ