Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Чего нам ждать от защитников детских прав?

К нам пришел вопрос: “Родителями не рождаются, родителей не обязывают получать педагогическое образование. Поэтому все родители несовершенны и допускают ошибки. Что значит, контролировать необходимо абсолютно всех родителей? B некоторых странах западного мира запрещено шлепать малыша по попе, например. А дети могут подать в суд на родителей за плохое обращение. И если моя знакомая порет своего разболтавшегося сына – подростка, должна ли я сообщить об этом в опеку? Мне кажется, в деле защиты детей от родителей надо быть очень осторожными”

Очень часто в вашем опросе упоминается несостоятельность родителей (не алкоголиков) в деле воспитания своих детей, как тот фактор, от которого желательно защищать ребенка. Но родителями не рождаются, родителей не обязывают (возможно, пока) получать педагогическое образование. Поэтому все родители несовершенны и допускают ошибки. Что значит, контролировать необходимо абсолютно всех родителей? Если я не ошибаюсь, в некоторых странах западного мира запрещено шлепать малыша по попе, например. А дети могут подать в суд на родителей за плохое обращение. Я не хочу шлепать своего малыша, но батюшка, который нас венчал, сказал, что до трех лет можно. Или если моя знакомая порет своего разболтавшегося сына – подростка, должна ли я сообщить об этом факте в опеку? Мне кажется, в деле защиты детей от родителей, надо быть очень осторожными.
Александра

Несмотря на то, что на Рождественских чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказался за введение должности уполномоченного по правам ребенка при Президенте России, в Русской Православной Церкви мало знают о том, что же такое права ребенка, кто и как их защищает. Чтобы развеять беспокойство Александры и немного прояснить этот вопрос, мы встретились с Алексеем Голованем, уполномоченным по правам ребенка в городе Москве.
– Во всем мире распространена практика, когда государство наравне с совершенствованием системы правоохранительных органов создает специальные институты для защиты прав человека. – более открытые, более доступные, чем традиционные – в том числе и институт уполномоченного по правам человека. Которому, между прочим, скоро исполняется двести лет! Первый уполномоченный по правам человека появился в Швеции в 1809 году. На протяжении более чем ста лет – это скандинавское государство оставалась единственной страной в мире, официально финансирующей деятельность по защите прав человека. Только после второй мировой войны институт уполномоченного стал полноценно развиваться в западных странах. Скажем также, что последние два десятилетия эволюция институтов защиты прав человека не стоит на месте, и во всем мире она идет по пути специализации. То есть появляются уполномоченные по отдельным категориям граждан: по делам военнослужащих, по делам лиц, находящихся в местах лишения свободы, в Швеции сейчас есть даже специальный уполномоченный по защите прав журналистов. Но наиболее широкое распространение получил пост уполномоченного по правам ребенка. Потому что во всем мире общественность пришла к пониманию того, что ребенок – особый субъект права. Он нуждается в особой заботе, с одной стороны, и, с другой, раз у ребенка есть особые права, то и заниматься ими должен отдельный специалист, должны существовать особые механизмы их защиты.
Мы учитываем, что ребенок является не просто маленьким человеком, а по определению конвенции «О правах ребенка», принятой в 1989 году генеральной ассамблеей ООН, особым субъектом права. Ребенок в силу своего возраста, в силу своего развития, в силу своей зависимости от взрослых, не может реализовывать самостоятельно ряд своих прав, и вследствие неполной дееспособности имеет некоторые дополнительные права. Какие? Например, право на содержание со стороны родителей или лиц их замещающих – взрослый человек такого права не имеет. Конвенция говорит и о том, что некоторые дети имеют дополнительные права в связи с их статусом инвалида либо сироты. Они имеют право на дополнительную заботу государства, на дополнительные механизмы их защиты, которые должны быть прописаны законодательно. Можно было бы привести еще много примеров, когда права ребенка не совпадают с правами взрослого человека.
В России, в Москве есть значительное количество ведомственных институтов защиты прав детей. Это органы образования, которые должны защищать право ребенка на образование, это органы здравоохранения, которые должны защищать право на здоровье, органы социальной защиты, милиция, органы опеки, но достаточно просто включить телевизор, радио, выйти во двор, открыть газету, чтобы увидеть, что права детей в нашей стране нарушаются очень часто. Поэтому Российская Федерация пошла по пути не только совершенствования тех механизмов, которые уже есть, но и на создание новых, дополнительных.
На западе Институт уполномоченных развивается сейчас очень активно, а в нашей стране нет. Уполномоченные по правам ребенка пока существуют только в 18 субъектах Российской Федерации, но компетенция у них разная, где-то они работают в структуре администрации, где-то в рамках аппарата уполномоченного по правам человека.
До сих пор не существует общенационального уполномоченного, на всероссийском уровне. Я считаю, что это не очень правильно. Поэтому я очень обрадовался заявлению Святейшего Патриарха на Рожественских чтениях, но увы, хотя Его Святейшество – уважаемый человек, и его инициатива в среде специалистов нашла единогласную поддержку, пока ситуация не изменилась коренным образом. Заявление было сделано в конце января, но до сих пор поста Уполномоченного по правам детей при Президенте Российской Федерации по-прежнему нет.
Видимо, это обычное непонимание конкретной проблемы со стороны государства. У нас хоть и много говорится о детях, но за три года правительство практически не внесло ни одного проекта в Думу посвященного защите детей. До сих пор не рассмотрен проект реформы системы опеки, мгновенно принимаются законы о монетизации льгот, о выборах, до детей же никому нет дела.

– Какими качествами должен обладать уполномоченный по правам ребенка? Какое он должен иметь образование?
– Когда мы писали московский закон об уполномоченных, я получал второе – юридическое – образование (по первому образованию я физик), и считал, что юридическое образование просто необходимо. Но теперь я понял, что это не самое главное. Так же как образование психолога или педагога. Здесь важно иметь правозащитные навыки, уполномоченный не должен быть равнодушным человеком. Он должен быть справедливым, для меня лично важнее не восстановление закона, а в первую очередь, восстановление справедливости. Человек с «зашоренным» взглядом не сможет работать уполномоченным по правам ребенка.

– Существуют ли примеры сотрудничества Аппарата уполномоченного с религиозными организациями?
– Мы открыты для сотрудничества с любыми организациями, в том числе и для сотрудничества с Русской Православной Церковью, в отношении детей сирот, оказания помощи инвалидам. Но, следует заметить, что мы стараемся работать в первую очередь со вменяемыми, так сказать, организациями. Я не думаю, что, например, со Свидетелями Иеговы у нас может быть какое-то сотрудничество.

– Христианство признает эмбрион полноправной личностью и западные движения pro-life, борясь с абортами, прямо позиционируют себя как правозащитные. Как вы смотрите на перспективы такой идеологии в России?
– Я думаю, что позиция, предлагающая считать детский возраст с момента зачатия, а не с момента рождения, имеет свою логику и основания. Но она должна обсуждаться, я думаю, так как она не наглядна, не очевидна для всего общества. Возможно, мы когда-нибудь к этому и придем.

– А как смотрит Служба уполномоченного по правам ребенка на споры вокруг введения ОПК в школах?
– Я думаю, что Основы не будут введены как обязательный предмет. Мы живем в многоконфессиональной стране, и если родители хотят, чтобы ребенок изучил какую-то религиозную систему глубже – существуют факультативы, и другие формы обучения. При этом мы должны понимать, что школьный предмет должен читаться не с материалистических позиций, а с научных! Здесь должно быть равновесие. Научность – это главный критерий.

– Многие опасаются, что защита прав ребенка в России пойдет по западному пути, где «запрещено шлепать малыша по попе, а дети могут подать в суд на родителей за плохое обращение».
– Семья как институт сейчас стала более закрытой. Попробуйте сейчас войти в семью! С этой проблемой в наши дни сталкиваются многие социальные работники: проверить условия жизни ребенка работникам органов опеки зачастую становится просто невозможным: многие семьи не пускают их на порог, закрывают дверь, и, с точки зрения нашей конституции, это нормальное явление, так как каждый человек имеет право на неприкосновенность личной жизни. При этом мы говорим о приоритете интересов ребенка, получается некоторая несогласованность в законах.
Однако, безусловно, существует некая грань между защитой прав ребенка и правом родителей воспитывать собственного отпрыска, хотя и часто такую грань провести достаточно трудно.
Я лично считаю, что элементы родительского воспитания не могут рассматриваться, как жестокое обращение, если они не ставят своей целью нанесения вреда ребенку, не нацелены на то, чтобы причинить ребенку страдание, унизить его.
На Западе, в частности, у американцев свой менталитет. Дело в том, что в США когда-то, например, обижали негров, а теперь даже слово «негр» они не могут произнести. С защитой прав детей там похожая ситуация. Я уверен, что некоторая часть американского законодательства просто неприменима в нашей стране, за счет того, что у нас другая традиция.
Что касается возможности подавать на родителей в суд, это право закреплено «Семейным кодексом Российской федерации», где в 56-ой статье существует норма, соответственно которой ребенок, достигший 14 лет, может обратиться в суд за защитой своих прав, в том числе от злоупотребления со стороны своих родителей. Кодекс принят в 1995 году, за 6 лет до введения, например, должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, так что это давно не новость!

Подготовил Дмитрий РЕБРОВ

Посетите сайт Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве!

Из Конвенции о правах ребенка:

Статья 1
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2
Государства – участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Государства – участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Статья 3
Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Государства – участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Статья 4
Государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства – участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

Статья 5
Государства – участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и, в соответствующих случаях, членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществление им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Статья 6
Государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Государства – участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 7
1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

2. Государства – участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.

Статья 8
Государства – участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства – участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

Статья 9
Государства – участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

В ходе любого разбирательства в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи всем заинтересованным сторонам предоставляется возможность участвовать в разбирательстве и излагать свои точки зрения.

Государства – участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

В тех случаях, когда такое разлучение вытекает из какого-либо решения, принятого государством – участником, например, при аресте, тюремном заключении, высылке, депортации или смерти (включая смерть, наступившую по любой причине во время нахождения данного лица в ведении государства) одного или обоих родителей или ребенка, такое государство – участник предоставляет родителям, ребенку или, если это необходимо, другому члену семьи по их просьбе необходимую информацию в отношении местонахождения отсутствующего члена (членов) семьи, если предоставление этой информации не наносит ущерба благосостоянию ребенка. Государства – участники в дальнейшем обеспечивают, чтобы представление такой просьбы само по себе не приводило к неблагоприятным последствиям для соответствующего лица (лиц).

Статья 10
В соответствии с обязательством государств – участников по пункту 1 статьи 9 заявления ребенка или его родителей на въезд в государство – участник или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами – участниками позитивным, гуманным и оперативным образом. Государства – участники далее обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов из семьи.

Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С этой целью и в соответствии с обязательством государств – участников по пункту 2 статьи 9 государства – участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. В отношении права покидать любую страну действуют только такие ограничения, какие установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц и совместимы с признанными в настоящей Конвенции другими правами.

Статья 11
Государства – участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

С этой целью государства – участники содействуют заключению двусторонних или многосторонних соглашений или присоединению к действующим соглашениям.

Статья 12
Государства – участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

С этой целью ребенку, в частности, представляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Статья 13
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
a) для уважения прав и репутации других лиц; или
b) для охраны государственной безопасности, или общественного порядка (ordre public), или здоровья, или нравственности населения.

Статья 14
Государства – участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Государства – участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 15
Государства – участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 16
Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 17
Государства – участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства – участники:

a) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях и в духе статьи 29;

b) поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;

c) поощряют выпуск и распространение детской литературы;

d) поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению;

e) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, учитывая положения статей 13 и 18.

Статья 18
Государства – участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства – участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

Государства – участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.

Статья 19
Государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

Статья 20
Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Государства – участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Статья 21
Государства – участники, которые признали и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:

a) обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

b) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

c) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;

d) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанным с этим лицам;

e) содействуют в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами.

Статья 22
Государства – участники принимают необходимые меры, с тем чтобы обеспечить ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем в соответствии с применимым международным или внутренним правом и процедурами, как сопровождаемому, так и не сопровождаемому его родителями или любым другим лицом, надлежащую защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правами, изложенными в настоящей Конвенции и других международных документах по правам человека или гуманитарных документов, участниками которых являются указанные государства.

С этой целью государства – участники оказывают в случае, когда они считают это необходимым, содействие любым усилиям Организации Объединенных Наций и других компетентных межправительственных организаций или неправительственных организаций, сотрудничающих с Организацией Объединенных Наций, по защите такого ребенка и оказанию ему помощи и поиску родителей или других членов семьи любого ребенка – беженца, с тем чтобы получить информацию, необходимую для его воссоединения со своей семьей. В тех случаях, когда родители или другие члены семьи не могут быть найдены, этому ребенку предоставляется такая же защита, как и любому другому ребенку, по какой-либо причине постоянно или временно лишенному своего семейного окружения, как это предусмотрено в настоящей Конвенции.

Статья 23
Государства – участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Государства – участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

Государства – участники способствуют в духе международного сотрудничества обмену соответствующей информацией в области профилактического здравоохранения и медицинского, психологического и функционального лечения неполноценных детей, включая распространение информации о методах реабилитации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также доступ к этой информации, с тем чтобы позволить государствам – участникам улучшить свои возможности и знания и расширить свой опыт в этой области. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 24
Государства – участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства – участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

Государства – участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для:
a) снижения уровней смертности младенцев и детской смертности;
b) обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи;
c) борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;
d) предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;
e) обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний;
f) развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи.

Государства – участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

Государства – участники обязуются поощрять международное сотрудничество и развивать его с целью постепенного достижения полного осуществления права, признаваемого в настоящей статье. В этой связи особое внимания должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 25
Государства – участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического, либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке.

Статья 26
Государства – участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством.

Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка, а также любых соображений, связанных с получением благ ребенком от его имени.

Статья 27
Государства – участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

Государства – участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

Государства – участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства – участника, так и из-за рубежа. В частности, если лицо, несущее финансовую ответственность за ребенка, и ребенок проживают в разных государствах, государства – участники способствуют присоединению к международным соглашениям или заключению таких соглашений, а также достижению других соответствующих договоренностей.

Статья 28
Государства – участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Государства – участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

Государства – участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 29
Государства – участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
e) воспитание уважения к окружающей природе.

Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством.

Статья 30
В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Статья 31
Государства – участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Государства – участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Статья 32
Государства – участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Государства – участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства – участники, в частности:
a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;
b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;
c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.

Статья 33
Государства – участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

Статья 34
Государства – участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства – участники, в частности, принимают на национальном двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения:

a) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;

b) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;

c) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.

Статья 35
Государства – участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.

Статья 36
Государства – участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Статья 37
Государства – участники обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет;

b) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени;

c) каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств;

d) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия.

Статья 38
Государства – участники обязуются уважать нормы международного гуманитарного права, применимые к ним в случае вооруженных конфликтов и имеющие отношение к детям, и обеспечивать их соблюдение.

Государства – участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях.

Государства – участники воздерживаются от призыва любого лица, не достигшего 15-летнего возраста, на службу в свои вооруженные силы. При вербовке из числа лиц, достигших 15-летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, государства – участники стремятся отдавать предпочтение лицам более старшего возраста.

Согласно своим обязательствам по международному гуманитарному праву, связанным с защитой гражданского населения во время вооруженных конфликтов, государства – участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения защиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними.

Статья 39
Государства – участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

Статья 40
Государства – участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.

В этих целях и принимая во внимание соответствующие положения международных документов, государства – участники, в частности, обеспечивают, чтобы:
a) ни один ребенок не считался нарушившим уголовное законодательство, не обвинялся и не признавался виновным в его нарушении по причине действия или бездействия, которые не были запрещены национальным или международным правом во время их совершения;
b) каждый ребенок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, имел по меньшей мере следующие гарантии:
i презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана
согласно закону;
ii незамедлительное и непосредственное информирование его об
обвинениях против него и, в случае необходимости, через
его родителей или законных опекунов и получение правовой и
другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении
своей защиты;
iii безотлагательное принятие решения по рассматриваемому
вопросу компетентным, независимым и беспристрастным
органом или судебным органом в ходе справедливого
слушания в соответствии с законом в присутствии адвоката
или другого соответствующего лица и, если это не считается
противоречащим наилучшим интересам ребенка, в частности, с
учетом его возраста или положения его родителей или
законных опекунов;
iv свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или
признанию вины; изучение показаний свидетелей обвинения
либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и
обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и
изучения их показаний;
v если считается, что ребенок нарушил уголовное
законодательство, повторное рассмотрение вышестоящим
компетентным, независимым и беспристрастным органом или
судебным органом согласно закону соответствующего решения
и любых принятых в этой связи мер;
vi бесплатная помощь переводчика, если ребенок не понимает
используемого языка или не говорит на нем;
vii полное уважение его личной жизни на всех стадиях
разбирательства.
Государства – участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении, и в частности:
a) установлению минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство;
b) в случае необходимости и желательности, принятию мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий.

Необходимо наличие таких различных мероприятий, как уход, положение об опеке и надзоре, консультативные услуги, назначение испытательного срока, воспитание, программы обучения и профессиональной подготовки и другие формы ухода, заменяющие уход в учреждениях, с целью обеспечения такого обращения с ребенком, которое соответствовало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления.

Статья 41
Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает любых положений, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и могут содержаться:

a) в законе государства – участника; или

b) в нормах международного права, действующих в отношении данного государства.

Полностью с текстом Конвенции можно ознакомиться здесь

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?