30 октября в Свято-Димитриевском храме прошел семинар для добровольцев, посвященный технике безопасности и развенчиванию мифов о СПИДе.
Тема беседы была сформулирована как «личная безопасность». Но получилось, что о безопасности участники говорили меньше, чем о любви и сострадании. Бояться ВИЧ-инфицированных людей не надо. Гораздо страшнее наша теплохладность, постоянно находящая отговорки, когда совесть побуждает нас на добрые дела.
О ВИЧ-инфекции и способах заражения россияне знают очень мало. Зайдите в Московский городской Центр профилактики и борьбы со СПИДом – каких только людей здесь не встретишь: в марлевых повязках, в перчатках, со спиртовыми влажными салфеточками, предназначенными для тщательной дезинфекции каждой дверной ручки, испуганных, озирающихся по сторонам с одним желанием – поскорее уйти из этого зловещего места. А что начинается, если в школе станет известно о ВИЧ-положительности ребенка – страшно подумать. Причем неадекватную реакцию можно встретить со всех сторон – и от одноклассников, и от их родителей, и от учителей, и даже иногда от школьных медработников. Часто таким детям приходится менять школу и постоянно жить с клеймом «неприкасаемого»; несложно представить, какую психологическую травму получает больной ребенок.
Добровольцы пригласили Маргариту Лаврову, врача-эпидемиолога из Московского городского Центра профилактики и борьбы со СПИДом, чтобы поговорить о технике личной безопасности при помощи ВИЧ-положительным людям. Сейчас это особенно актуально для добровольцев – они открывают новое направление – помощь ВИЧ-положительным детям в детском доме №48, группа ВИЧ-инифицированных детей есть в ДДИ №15, в округах могут появиться подопечные с таким диагнозом.
После встречи. Маргарита Владимировна крайняя справа во втором ряду
Несмотря на то, что ВИЧ-инфекция распространилась по всей России, граждане не стремятся узнать о ней подробности, предпочитая пересказывать мифы о самой болезни и способах заражения. На самом деле, в ходе многолетних исследований и практического опыта выяснилось, что способы передачи ВИЧ-инфекции не меняются.
Но настораживает и другая тенденция: все чаще в Центр приходят молодые беременные женщины и со слезами сообщают, что у них во время обследования обнаружена ВИЧ-инфекция, а из женской консультации единодушно направляют на аборт, рассказывая «страшилки» и всячески убеждая «подумать о будущем». Сотрудникам Центра стоит больших трудов объяснить, что жизнь еще не кончилась, и ВИЧ – это еще не СПИД, что сегодня существуют способы терапевтического противостояния инфекции, и риск родить больного ребенка при ответственном лечении составляют всего 3%,что даже если ребенок родился инифицированным, до 3-х лет инфекция может исчезнуть, так как кровь ребенка обновляется и уже не сообщается с материнской и, наконец, что ВИЧ-инфекция НЕ передается при общении, пользовании общей посудой и личными предметами друг друга, при рукопожатии, объятиях и т.д.
Также наметилась тенденция ревизионистского отношения к ВИЧ, сторонники которого утверждают, что вирус никто не видел, а значит, его нет. Это тоже миф (или защитная реакция). Вирус сфотографирован и изучен. Дело в том, что такие СПИД-диссиденты часто просто боятся осознать и принять диагноз. Отсюда отказы от лечения и скоропостижные кончины.
Наш «пациент» |
У добровольцев было много вопросов по поводу ухода за детьми.
– Мы собираемся помогать ВИЧ-инифицированным детям в детском доме. Что вы посоветуете?
– Просто относиться к ним как к детям и дарить любовь. Им ее очень не хватает – у большинства из них безрадостная биография и тяжелые потрясения. Многие из них еще впереди. Некоторые дети чуть ли не наркозависимые от рождения.
– Что можно и что нельзя при уходе за такими детьми?
– Можно делать все, что делает мама при уходе за ребенком. Реальная опасность заразиться может быть только через кровь. Но мне сложно представить добровольца в группе особого риска – это же не медицинский работник. Обычно нам звонят из больниц, если хирург порезался во время операции, например. Но и среди таких не было зарегистрировано случаев заражения. Хотя если произошло что-то неординарное, какие-то меры все же нужно предпринять.
– А если ребенок укусит или поцарапает? Или через слюну?
– Через слюну, попавшую на открытую рану, заразиться сложно. Она сама по себе обладает дезинфицирующим действием. Исследования показали: чтобы заразиться при контакте со слюной, нужно, чтобы человек выпил около 10 л слюны больного.
– Есть ли для детей с ВИЧ ограничения в спорте?
– Если ребенок чувствует себя хорошо, он может заниматься. Единственное, чтобы я не советовала – это различные виды борьбы, где необходим контакт в паре. Еще могут представлять определенную опасность драки до крови. Но это тоже крайний случай.
– А должны ли знать сами дети о своем диагнозе?
– Пока они маленькие, конечно не знают. Для них родственники придумывают мифы. У меня есть знакомый мальчик, которому все его проблемы со здоровьем преподносятся как аллергия или что-то еще. Но потом для каждого из них это бывает большим открытием и шоком. Так часто случается.
– Как складывается судьба этих детей?
– Их не очень охотно берут в детдома, очень редко усыновляют – только те, кто готов постоянно заниматься их лечением – на такой шаг решаются единицы.
Встречу помогли организовать сестры патронажной службы сестричества во имя св. блгв. цар. Димитрия, сотрудничающие с Центром. Они обратили внимание добровольцев на Концепцию участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Многие вопросы – вступление в брак, деторождение, лечение ВИЧ-положительных людей нуждаются в ответах священноначалия. Но для добровольцев очень важно, что Церковь благословляет помогать таким людям – есть центры, проводятся семинары и тренинги, многие священники этим занимаются. Мы обязаны принимать людей, живущих с ВИЧ/СПИД во все сообщества и поддерживать их.
Говорят участники семинара:
Екатерина, доброволец. Помогает в ДДИ №15 в группе ВИЧ-инифицированных детей:
– ВИЧ не вызывает у меня ужаса. Поэтому я стараюсь особенно не акцентировать внимание, есть инфекция у ребенка или нет. В ДДИ №15 мне предложили две группы на выбор – одна из них с ВИЧ-положительными детьми. Я выбрала именно ее, потому что там больше возможностей. В ней всего 9 детей. У кого-то из них тяжелая степень умственной отсталости, а у других – средняя и легкая. В последнем случае дети быстрее деградируют. Но если вложить в них силы, то их интеллект повышается в разы. Для детдомовцев это очень важно – уже есть шанс устроиться хоть как-то в жизни, а не попасть в ПНИ. В моей группе есть очень способные дети.
Оксана |
Оксана, координатор добровольцев в ДД №48:
– У меня образование телевизионного журналиста. В качестве своей первой работы я сняла сюжет о сестрах милосердия. А затем – о проблемах ВИЧ-инифицированных людей. В процессе съемки я пришла на собрание добровольцев и случайно услышала об их желании помогать ВИЧ-инифицированным детям. Я поняла, как это важно и решила взяться за это дело. Таким детям очень не хватает любви, они чувствуют себя «другими». Даже пока мы просто убирали там листья, дети не отрываясь наблюдали за нами в окна и махали нам ручками. Это было уже море восторга, хотя мы с ними даже не познакомились. Легко представить, что будет, когда мы придем заниматься и играть с ними…
Наталья Мурзина
Инструкция по индивидуальной защите в аварийной ситуации разработана Инфекционной Больницей №2 г.Москвы на основании приказа МЭ РФ 1Ч. 170 от 16.08.01 и инструкции по противоэпидемическому режиму в лабораториях диагностики СПИД. Состав аварийной аптечки. Форма 50: 1, При порезе или проколе инструментом, контактирующим с биологическими жидкостями кожи рук или рук в перчатках необходимо: 2. При попадании биологических жидкостей (кровь, сперма, слюна, грудное молоко и т.д.): 3. Дезинфицирующие средства, использовать согласно отраслевого стандарта «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы» ОСТ 42-21-2-85, или приказа МЭ СССР №408 от 12.07.89 г.« О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране». 4. О каждом аварийном случае после ликвидации аварийной ситуации немедленно письменно сообщить руководителю проекта и сделать запись в журнале травм и посттравматической профилактики. |