Акушер-гинеколог и медицинский блогер Елена Березовская – сторонник непопулярного мнения о том, что женский век короток и нужно успеть стать мамой, не откладывая это решение на потом. Идеальный возраст для зачатия – от 20 до 30 лет, позже возможны осложнения и трудности в наступлении беременности.
Доктор готова подписаться под поговоркой «а часики-то тикают», которая так раздражает современных женщин.
Все представительницы прекрасного пола, которые задумываются о детях, должны иметь полную и подробную информацию о возможностях своего тела и не надеяться на чудеса, а исходить из доказательной медицины, считает автор книги «Малыш, ты скоро?», посвященной теме бесплодия.
В этом издании Елена Березовская дает исчерпывающую информацию о том, каким бывает бесплодие и что необходимо сделать для того, чтобы родить здорового ребенка.
Мы говорим с Еленой о возрастном факторе бесплодия.
У вас есть 10 лет на то, чтобы стать матерью
– Возникает ощущение, что сегодня бесплодие стало «болезнью века». Открывается множество клиник, появляются новые врачи – не только репродуктологи, но и загадочные «беременологи», вокруг бесплодия множатся мифы. Все действительно ужасно?
– Не совсем. В процентном соотношении бесплодие не увеличивается. Как и 30, и даже 40 лет тому назад, в мире остается постоянный показатель – 10–15% пар, имеющих проблемы с зачатием. Это истинное бесплодие, то есть ситуация, когда врач готов вписать такой диагноз в карту пациента, подтвердив его анализами и исследованиями.
Кроме того, 3% населения Земли вообще не могут иметь детей – чаще всего из-за перенесенных операций по удалению репродуктивных органов, наличия опухолей или иной тяжелой патологии. У всех остальных есть отличные шансы стать родителями.
Почему же уже в течение 10-15 лет мы говорим о бесплодии как масштабной проблеме? Появилось возрастное бесплодие, и этот фактор среди прочих неуклонно растет, поскольку все больше пар решаются на родительство в зрелом возрасте, избегая или прерывая беременность в ранней молодости.
Проблему иллюстрируют цифры: еще в 2000 году только в 25% стран имелись клиники по лечению бесплодия, и число таких специализированных учреждений исчислялось десятками. Буквально через 10 лет эти клиники были уже в 60% стран, по миру это более 4000 клиник, лидерами стали такие страны, как США, Япония и Индия. Начался бум ЭКО.
Возрастное бесплодие у гинекологов считается условным, это не окончательный приговор. Однако и игнорировать факт старения всего организма – причем как материнского, так и отцовского – не стоит.
Рекомендации британских репродуктологов
– Если растет возрастное бесплодие, значит, врачи должны доносить до женщин мысль о том, что репродуктивный возраст короток. Врачи обозначают его как 20–30 лет…
– Да, это рекомендации британских репродуктологов – они даже выпустили тематический буклет для пар, где четко обозначают границы, в которых наиболее высока вероятность беспроблемного зачатия, спокойной беременности и рождения здорового малыша.
Разумеется, беременность наступает и после 30, и после 40 лет, описаны даже случаи наступления естественной беременности и в более зрелом возрасте. Но возраст 20–30 лет, как для женщины, так и для мужчины является оптимальным для рождения здоровых детей.
– Значит ли это, что ровно после 30 лет, как в сказке, «карета превращается в тыкву»? Почему граница проходит так четко?
– 31 год – это средний возраст женщин, когда начинают стареть яичники, увеличивается количество спонтанных выкидышей и хромосомно-генетических аномалий.
Такова уж наша физиология. Запас яйцеклеток становится все меньше, все чаще они оказываются недолжного качества, и при встрече со сперматозоидом либо вообще не наступает беременности, либо получается дефектный эмбрион, который организм отторгает, происходит выкидыш. Дождаться цикла, в котором совпадут все факторы и здоровая яйцеклетка соединится с генетически здоровой мужской клеткой (а ведь у мужчин тоже с возрастом бывают проблемы с репродуктивным здоровьем), бывает все труднее. После 30 лет парам в среднем требуется больше времени, чтобы зачать, – ребенок не получается, как говорится, с первой попытки.
Интересно, что эти данные были выведены на основе изучения этнических и религиозных групп, в которых не практикуется контрацепция. Получается, что там мы имеем естественный уровень зачатий и понимаем, до каких пор женщина может беременеть, вынашивать и рожать, – то есть это объективные статистические показатели. Если добавить к этим данным медицинскую статистику осложнений по больницам, получится полная картина.
Например, в возрасте 20–24 лет бесплодие наблюдается лишь у 6% женщин, к 30 годам этот показатель достигает отметки в 9%, далее с 30 до 34 лет бесплодны уже 15% женщин, а к 44 годам трудности с зачатием наступают у 64% потенциальных мам.
Резкое понижение фертильности наблюдается у женщин в возрасте 38–39 лет – в этом возрасте происходит ускоренная гибель яйцеклеток, их запасы уменьшаются намного быстрее, чем до 35 лет.
Врачи боятся говорить о том, что «часики тикают», – женщины обижаются
– 35–38 лет – именно тот возраст, когда большинство современных женщин, дорожащих карьерой, успешностью и «жизнью для себя», наконец решают: пора. Знают ли они о том, что происходит с их телом? И кто должен их об этом информировать?
– Конечно, информировать должны врачи, но удивительный факт – они не готовы это делать. Многие гинекологи стоят на позиции «не спрашивают – не говорим», поскольку боятся столкнуться с негативной реакцией пациентки, а в коммерческих клиниках – еще и потерять доход.
О возрастных ограничениях, о женской физиологии, о том, что ресурсы женского организма, запас яйцеклеток – конечен, я часто пишу в своем блоге. Эта правда, увы, многих задевает, женщины обижаются.
Почему так происходит? Потому что повсюду процветает весьма агрессивная реклама услуг ЭКО и суррогатного материнства, по сути – реклама чуда: «Мы поможем вам стать мамой в любом возрасте».
Знаменитости рожают в зрелом возрасте, эти случаи освещаются в прессе, и у многих создается впечатление, что наступила вечная молодость и этот праздник будет длиться вечно.
Когда начинаешь таким женщинам говорить о том, что стоит быть осторожнее и рожать пораньше, слышишь в ответ: «Да кто вы такая, чтобы меня учить? Что вы из меня старуху делаете?»
– Как же помочь таким женщинам?
– Открыто говорить правду, даже если она не совсем приятная. Тогда есть надежда, что мы отойдем от мифов вечной молодости и уменьшим шанс любой женщины стать жертвой коммерческой медицины.
Ведь есть определенная граница, когда лечение, например, бесплодия, становится просто выкачкой денег, и ничем более.
Кроме того, стыдно сказать: XXI век на дворе, но многие взрослые женщины имеют весьма приблизительное представление о том, как устроен их организм, как работает репродуктивная сфера, какие риски имеют контрацептивы, не говоря уже о прерывании беременности.
Взрослая женщина, особенно замужняя, просто обязана это знать, это зона ее ответственности не только за себя, но и за будущего ребенка.
– Вы упомянули, что лечение бесплодия часто сопряжено с большими тратами и не всегда эффективно. Как избежать ошибок женщинам, которые уже лечатся от бесплодия?
– Когда женщина горит страстным желанием иметь детей, ее ничто не остановит. А когда она в отчаянии, врачу вдвойне трудно: приходится быть психологом. Что мне кажется действительно важным – это перевести разговор в область статистики и доказательной медицины.
Да, чудеса случаются, и в 50 лет некоторые беременеют самостоятельно, но эти случаи – одни на десятки, а то и сотни тысяч. Но люди, видя эти казусы, думают: раз у нее получилось, и я смогу. Это ложный путь: трата денег, времени и часто потеря здоровья. Важно вовремя остановиться.
Мифы о чудо-средствах при бесплодии работают и в наш рациональный век
– Вокруг бесплодия складывается целая альтернативная мифология: отчаявшиеся женщины лечатся травами, ставят пиявки, прибегают к другим сомнительным методам. Это опасно?
– Я уже говорила о том, что отчаявшуюся пациентку ничто не остановит. Все это мракобесие рождается от того, что, не получив помощи от официальной медицины, люди ищут другие пути.
Недавно был бум боровой матки – эту траву предлагалось пить как чудо-средство. Логика: раз есть слово «матка», должно помочь. Но оказалось, что это растение избегают даже животные – в нем есть алкалоиды и оно достаточно токсично.
Потом был миф о красной щетке. Затем гирудотерапия. Удивительно, что от отчаяния люди готовы верить даже таким «бабкиным сказкам», а для кого-то, конечно, вся эта ерунда становится неплохим заработком.
– Есть и как будто грамотные аргументы: бесплодие связано с плохой экологией, стрессами, влиянием электромагнитного излучения, нездоровой едой с добавками. Так ли это?
– Нет, это совсем не так. Сравните: еще в начале XIX века женщины фактически не доживали до менопаузы – средняя продолжительность их жизни едва превышала 40 лет. Затем у нас появились антибиотики, прививки, поменялось отношение к санитарии.
Люди стали жить значительно дольше, хотя экология лучше не становится. Напротив, женщины, живущие, например, в Африке, где прекрасная экология, часто умирают при родах или в молодом возрасте, как и их дети.
Никаких убедительных доказательств влияния магнитных полей и иных форм излучения также не получено. Аналогично с питанием – сейчас то время, когда по крайней мере никто не голодает.
Что же касается стресса… Разве у наших предков его не было? Они пережили столько ужасов – войны, репрессии, тяжелый труд, голод – и тем не менее рожали здоровых детей.
Все же возраст – это главный фактор бесплодия. Да, эта фраза про тикающие часики – неприятна. Потому что – тревожна. От нее хочется отделаться. Но это правда.
Конечно, сегодня женщины и в 50, и в 60 лет живут активной жизнью, прекрасно выглядят, их трудно называть бабушками и они совсем не похожи на женщин того же возраста, живших 100 и даже 50 лет назад. Но репродукция за природой пока что не успевает.
Иллюстрации: Оксана Романова