«С Новым годом!» — такое приветствие можно услышать в начале осени под сводами православных храмов. И это не шутка. 1 сентября по старому календарному стилю и 14-го по новому Православная Церковь празднует церковное новолетие (начало церковного года). Также оно называется Началом индикта.
Начало индикта. Икона из иконостаса Преображенской церкви ансамбля Кижи
Богослужебный год в Церкви имеет свои особенности, он состоит из двух параллельных кругов: неподвижного — с фиксированными датами праздников, например, такими, как Рождество, и подвижного — перемещающегося в зависимости от даты Пасхи, которая каждый год меняется, а вместе с ней — ряд праздников, например, Троица или Пятидесятница.
В августе Церковь отмечает последний двунадесятый праздник года — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа н. ст.). А в сентябре, после новолетия начинается новый цикл воспоминания событий Священной истории в день Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября н. ст.).
Почему именно в этот день? И откуда вообще взялось такое летосчисление? Календарное летосчисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление) появилось в Византии при святом императоре Константине Великом: начиная с 1 сентября 312 года «Указанием» (indictio) императора о том, сколько нужно собрать податей, начинался в империи финансовый год. Два века спустя, в царствование св. императора Юстиниана Великого (527-565), начало года по индиктам вводится и в Православной Церкви.
До этого времени и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта — праздник Благовещения).
И на Руси после принятия христианства гражданский год вплоть до XV века начинался с 1 марта. С этой же даты вели начало года древние русские летописцы, включая преподобного Нестора. Однако есть сведения, что уже в XIII веке Русская Церковь отмечала начало церковного года именно 1 сентября. Таким образом — примечательный факт! — в первые века православного русского государства существовала такая же ситуация, что и сейчас, когда гражданское летосчисление не совпадает с церковным. А совпадали они в истории России всего три века — с XV по XVII включительно.
1 сентября по старому стилю Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (см. Ис. 61, 1-2), где возвещается наступление «лета благоприятного» (см. Лк. 4, 16-22). В Византии в этот день совершался особенный торжественный чин летопроводства: патриарх шел во главе крестного хода на городскую площадь, где благословлял народ, возносились молитвы, читался упомянутый отрывок из Евангелия. В Московской Руси на соборной площади Кремля патриарха встречал царь, и они прилюдно поздравляли друг друга.
Прекращение чина летопроводства связано с тем, что император Петр I издал указ о переносе начала гражданского нового года на 1 января, ориентируясь, как и в случае других своих реформ, на пример Европы. С тех пор так и продолжается. У церковного богослужебного года одно начало, у гражданского — другое. А когда в 1918 году Советская Россия официально перешла на новый стиль летосчисления — григорианский календарь — путем прибавления 13 дней к текущей дате, Церковь осталась верна юлианскому календарю, и 1 сентября церковного года стало совпадать с 14 сентября гражданского календаря.
Вне зависимости от внешних календарных систем церковный богослужебный круг остается неизменным на протяжении уже шестнадцати веков, начинаясь каждый год, в один и тот же день особым молебном и чтением Евангелия, где Господь возвещает наступление «лета благоприятна».
Календарная стенка. Середина XIXв.
Юрий МАКСИМОВ