Церковные добровольцы – кто они, зачем нужны? Этот вопрос задают очень часто. Иногда он обращен прямо ко мне, иногда – звучит просто так.
Когда у меня впервые возникло желание стать добровольцем, я тоже много думала о том, кто они такие. В голове постоянно крутились одни и те же простые вопросы: почему в мире есть те, о ком некому позаботиться? Или есть кому, но этого недостаточно? Или положено одно, а в жизни получается по-другому? Почему добровольцы, по сути, берут на себя то, чего они делать не должны (и не всегда умеют)?
Хотя о добровольческом движении, о возникновении и развитии НКО можно рассуждать очень долго, через три года участия в этом движении мне этого делать уже не хочется. Зато рука тянется, чтобы написать, что получилось на деле.
За это время я поняла, что насколько бы совершенной не была система социального обеспечения, скажем, одиноких пожилых людей на дому, невозможно издать такой закон, что они должны были окружены любовью и заботой.
Невозможно написать в законе: положено чтобы с пожилым людьми поговорили, подержали их за руку, не спеша прогулялись с ними по улице, как с родными людьми . Невозможно никого обязать говорить теплые, нужные именно в этот момент, именно этому человеку слова. Для этого нужна душевная чуткость, добровольное желание это делать, а не административное предписание.
Любая система – а если государство обязано заботиться обо всех гражданах, то систематизация неизбежна – порождает отчетность и количество. Такая система взаимосвязей часто просто не может создать ресурса, когда, например кто-то будет разбираться с юридическими казусами. Если только среди людей, получающих за свою работу зарплату, кто-то добровольно не возьмется за доведение каждого дела до ума. Но тгда это будет уже отчасти добровольчество…
У обычных добровольцев, помогающих в свободное время, отчетности просто нет и быть не может. Да и работают они, не гонясь за количеством. Их цель очень проста – научиться любить. Причины, по которым они помогают людям, часто тоже предельно просты и понятны: просто видно, что нужна помощь.
Помощь добровольцев не отрицает деятельности государственных служб. Просто им тоже, наверное, нужна наша помощь, ведь жизнь не вписывается в формальные рамки, она все время вносит свои коррективы. Взять хотя бы нашу общую беду – дороги. Чтобы облегчить самостоятельное передвижение инвалидов по Москве, в городе проделана огромная работа,. Но на практике для инвалида-колясочника Москва пока остается «пунктирной» – первый 100 метров он проехать может, а на второй стометровке возникает препятствие. Кто-то начинает сразу ругать все и всех на свете. Но добровольцы обычно находят выход – просто помогают. Помогают, пока строятся дороги, готовятся документы в ВТЭКе, осуществляются реформы, уходят в отпуск сиделки и социальные работники, мирятся родственники подопечных.
Казалось бы, все в моем рассказе понятно, кроме того, что добровольцы еще и какие-то «церковные»… А чего это они не просто добровольцы спросит кто-то.
На самом деле, ответить на этот вопрос просто и сложно одновременно. Ведь существует множество объединений волонтеров, не позиционирующих себя в качестве «церковных». Просто у каждого из них есть свое мнение, как преподносить то, что они делают.
Но, на мой взгляд, если ты хотя бы немного веришь в Бога, то о своей вере невозможно не говорить. Только говорить придется делами. Ведь будучи церковным добровольцем, ты не должен объяснять ничего из догматики или богословия. Просто нужно признать, что все делаешь не ради себя, а ради ближнего. Воспринимать старость, инвалидность и многодетность не как что-то из ряда вон выходящее и обременительное, а просто знать, что ты там нужен. И тогда уже не будет границ и рамок «я обязан» и «это не входит в круг моих полномочий». У тебя просто появится судья: на земле – твоя совесть, а на Страшном Суде – Сам Господь.
Церковные добровольцы – это не каста, и не какое-то новообразование. Просто в Церкви, как и в обществе, всегда были активные люди, у которых есть возможность делать то, что они делают. Отличие от добровольцев нецерковных только в том, что первые живут со Христом, разделяют все с Ним, все приносят Ему и делают все в Его славу, понимая, что в них самих нет источника любви и кроме Бога никто не может научить их любить.
А когда меня спрашивают, что конкретно нужно делать, я часто отвечаю: «Просто быть». Очень часто всем подопечным нужно просто наше деятельное присутствие. Наше внимание. Да, для многих вещей нужны медицинские навыки, помощь совместно с госслужбами, время, но самый острый дефицит – это любящие сердца. Любящее сердце увидит не только пролежни, но и глаза страдающего человека, даже не глаза, а его страдающую душу. Любящее сердце не только перестелет постель, но и краем глаза заметит пыльный шкаф. Любящее сердце будет помнить наизусть все мелкие истории, которые с рациональной точки зрения никого не интересуют. И после смерти оно будет молиться за человека, за которого никто не помолится, даже если формально его могила окажется заброшенной и бесхозной. Хотя любящее сердце способно и ухаживать за могилой чужого человека – это ведь совсем не сложно.
Кто-то прочтет эти строчки, усмехнется и отмахнется от «юной восторженности». Но я просто пишу о части своей жизни, о том, что на практике эту восторженность реально воплотить пусть в мелкие, но конкретные дела милосердия, вознаграждением за которые будет или благодарный взгляд человека, который уже не верил, что ему помогут, или критика человека, который получил не все, что хотел.
Зачем я все это пишу? Может быть, я человек идеи. Но я не за геройство в одиночку, не за анархию и даже не за стабильность общества. Я просто за любовь Христову между людьми.
Наталья МУРЗИНА
Вы тоже можете стать нашим добровольцем! Для начала – просто загляните на наш добровольческий форум!