Почему Церковь принимает под свои своды всех без разбора? Вот, например, в вуз берут только тех, кто успешно сдал экзамены. А у православных: хочешь — иди и крестись. Покрестился — и ты уже воцерковленный. А человек своими грехами вновь и вновь распинает Христа.
Елена
Отвечает преосвященный АРТЕМИЙ, епископ Гродненский и Волковысский:
– Церковь не принимает всех подряд. В древности для того, чтобы войти в Церковь, принять крещение, нужно было пройти соответствующую подготовку и сдать экзамены. Подготовка эта порой занимала около двух лет. И человек даже в условиях гонений готовился, изучал богословие.
Вообще, Великий пост возник как подготовка к Крещению: оглашенные на 40 дней уединялись и предавались аскетическому подвигу. После этого сдавали соответствующие экзамены. А крестили их накануне Пасхи — в Великую Субботу.
Если мы посмотрим чинопо¬следование Таинства Крещения, то там есть вопрос к крещаемому: «Как ты веришь?» В ответ он должен свидетельствовать о своей вере (обязательно читается Символ веры — ред.). Кроме этого, всегда были восприемники, которые подтверждали, что этот человек готов принять христианство с пониманием. Только после этого человек принимал Крещение.
Но потом развилась практика крестить в младенчестве. Естественно, что двухлетняя подготовка для новорожденного невозможна, поэтому вся ответственность ложилась на крестных и на родителей.
Когда христианство стало идеологическим инструментом государства (в Византийской, да и в Российской империях), то, к сожалению, подготовке новых членов Церкви уделялось мало внимания, это стало второстепенным. Формализм вошел в церковную жизнь.
А в советский период он усугубился. Тогда о подготовке к Крещению никакого разговора быть не могло! То, что человек пришел в церковь, — уже являлось подвигом исповедничества. Мы, священнослужители, никого и никогда не спрашивали: как ты веришь?
Сейчас уникальный период в истории Церкви: мы выходим из реанимации, мы учимся ходить. И то, что вопрос о правильном воцерковлении задан мирянкой, то, что он волнует членов Церкви — очень хорошо. Ведь Церковь — это не батюшка и не епископ. Церковь — это общество верующих, богочеловеческий организм. И изменение отношения к воцерковлению должно быть затребовано «с низов». Никакими циркулярами «сверху» изменить ситуацию невозможно.
В нашей епархии введена практика крестить только после собеседования с родителями и с крестными. Перед совершением Таинства Крещения они должны ответить на поставленные вопросы, дабы была видна их подготовка. А в идеале, нужно дойти до серьезного экзамена перед тем, как допускать людей до Крещения.
Когда я беседую с верующими, которые хотят крестить ребенка, то говорю: «Ваш ребеночек ничего не понимает, но по вере вашей совершается Таинство его усыновления Богом. Принимается ваша вера, ваше свидетельство». И еще спрашиваю: «Вы верующие люди? К Церкви принадлежите?» — «Да». — «А когда последний раз причащались?» Если никогда или очень давно, то говорю им: «Вы вне Церкви, и ваша вера не будет свидетельством за вашего ребенка. Это будет мертвый формализм».
Самим родителям нужно отнестись серьезно к духовному воспитанию своих детей. Вот если ребеночка отдают в школу, разве родителям не важно какая эта школа, лишь бы аттестат получить? Или они хотят, чтобы их чадо чему-то научилось? Интеллигентные, умные люди ищут школы хорошие, специализированные, а вот обывателю это не надо…
Когда начинаешь немного более строго относиться к желающим креститься, то слышишь возмущенное: «Что они там повыдумывали?!» Люди жалуются, что, мол, к ним невежливо относятся. Они пришли в церковь, а им, видишь ли, сделали замечание вместо того, видимо, чтобы поставить памятник! И таких примеров масса.
Повторяю: то, что сделали с Церковью за годы атеизма, невозможно исправить в одночасье, здесь не помогут указы священноначалия. На это нужны время, общий труд и общий подвиг.
Записала Елена НАСЛЕДЫШЕВА