Часто случается так, что молодой будущей маме некуда идти: бросил отец ребенка, отвернулись самые близкие родственники. Оказавшись в ситуации, когда негде и не на что жить, девушка принимает отчаянное решение избавиться от ребенка, сделать аборт. Клирик храма св. прп. Сергия Радонежского, кандидат биологических наук о. Владимир Духович при поддержке благотворителей помогает малолетним матерям сохранить жизни их будущих детей.
В храме было немного людей, крестины подходили к концу. Последние слова молитвы сказаны и отец Владимир вручил кричащего младенца матери. «Ну-ну, осторожно», – сказала новоиспеченная бабушка, заботливо укутывая внука в белые кружева. Это первый ребенок, выживший благодаря тому, что около полугода назад к отцу Владимиру, подошли люди с предложением организовать финансовую помощь малолетним будущим матерям, чтобы они отказались от идеи делать аборт. При других обстоятельствах младенцу Денису предстояло погибнуть, так и не родившись.
– Отец Владимир, расскажите подробнее о проекте. Почему он заинтересовал жертвователей?
– Этот проект уникален тем, что спасается от смерти не только еще не родившийся ребенок, а и мать с отцом, которые могли стать убийцами; и врач, который это убийство совершает, и родственники, склоняющие девушку к аборту. Все они могли погубить свои души, а одним рождением столько людей избавляются от совершения смертного греха. Уже один младенец родился в результате нашей программы, значит, усилия не тщетны.
– На что могут рассчитывать женщины, обратившиеся к вам?
– В течение первого года после рождения ребенка, маме выплачивается ежемесячно 30 000 рублей. По условиям программы мы должны давать деньги с момента рождения ребенка, но на самом деле мы начинаем оказывать помощь с момента обращения. Как правило, это первые месяцы беременности. Программа еще не насыщена и имеет широкие возможности. Ирина, мама новорожденного, жила со своей мамой на съемной квартире в Балашихе. Это была жуткая квартира, негодная для проживания в ней с младенцем. Мать Ирины склоняла ее к аборту, поскольку они приехали в Москву на заработки, а тут такой «сюрприз». Один из жертвователей снял для них прекрасную квартиру в Москве
– Как удалось воплотить в жизнь эти замыслы?
– Идеей проекта я поделился с координатором Синодального отдела, курирующей направление помощи семьи, Еленой Моспановой, которая организовала встречу с Игорем Белобородовым, кандидатом социологических наук, директором института Демографических исследований и, одновременно, директором «Фонда защиты семьи, материнства и детства». Все девочки, которых мы сейчас опекаем, попали к нам либо через Синодальный отдел, либо через Фонд защиты семьи.
– Что ответить людям, большей частью неофитам, которые утверждают, что вряд ли можно надеяться, что эти дети будут счастливыми, поскольку они рождены от неузаконенных отношений, которые в Церкви считаются блудом?
– Люди, которые так говорят, наверное, не очень хорошие христиане. Они не верят в милость, доброту Божию. Неужели Господь спасенным детям станет мстить за то, что их оставили жить, несмотря на ошибки их молодых родителей? Да, такие отношения греховны, но ведь есть и покаяние? То, что жизнь младенца оставлена – первый и важнейший шаг к прощению.
Вообще, хорошо, когда человек в своих действиях не руководствуется ни мечтой о награде, ни страхом наказания, а делает все по Любви. Любви к Богу и к ближним, и тогда можно избежать многих ошибок в своей жизни. Что касается Ирины, то она, конечно, не состояла в браке, ей всего 16 лет, отец новорожденного сначала хотел признать ребенка и участвовать в его воспитании, но под давлением своих родственников, отказался. Однако могу со всей ответственностью сказать, что она чистый человек, который просто пережил сильную первую любовь, а в юношеском возрасте, воспитываясь вне христианских устоев, мало кто застрахован от подобных ошибок. Сейчас эта девочка и ее мама активно воцерковляются, во время беременности Ирина регулярно причащалась и сейчас причащает ребенка, будет воспитывать его в вере. Получается, что этот малыш и привел своих близких к Богу.
– Вы всех своих подопечных духовно окормляете?
– По-разному. Кто-то к этому давно душевно был готов, кто-то только постепенно начинает свой путь веры. Но отторжения ни у кого нет, беременная женщина всегда стремится к Богу, даже если вся ее предыдущая жизнь была далека от Него. Она мать, она ищет защиты. Но ко мне приходят только девушки, находящиеся в Москве, то есть те, с которыми я могу лично общаться.
– Каким образом принимаются решения по включению девушек в проект?
– К сожалению, для меня самыми тяжелыми являются ситуации, когда приходится отказывать. Недавно пришлось отказать замужней женщине 41 года, ожидающей пятого ребенка. Но мы ведь помогаем совсем молодым и незамужним, которые по неопытности оказались в трудной жизненной ситуации и могут опять же по неопытности и незнанию принять страшное решение об аборте. Хотелось бы помогать всем женщинам, но идея проекта – спасти жизнь ребенка, которому трудно остаться в живых при условиях жизни будущих мам. Каждый из благотворителей взял на себя обязательства относительно пяти подопечных. Но, к сожалению, на данный момент у нас всего пять будущих мам, а уже сейчас можно помогать десяти.
Сюжет 3-го канала
– А если девочек будет больше десяти?
– Сейчас, по мере того, как люди узнают о проекте, появляется все больше желающих в нем участвовать в качестве благотворителей, поэтому нынешний уровень – только начало готовящегося более масштабного проекта.
– Вы проверяете информацию или достаточно слов с просьбами о помощи будущей мамы?
– Люди, которые отбирают подопечных, конечно же, все проверяют. Для нас важно одно: чтобы она действительно нуждалась. Так недавно узнали, что девушка, которая подходила просить нашей помощи, как говорится, «по всем параметрам», (то есть, будучи в совсем юном возрасте оказалась беременной), собирается замуж, с родителями, которые хорошо зарабатывают, в прекрасных отношениях, проживает в благоустроенном доме и, к большой радости, об аборте и не помышляет. Остается только порадоваться за нее и пожелать счастья. Но помощь будет все-таки направлена девушке, находящейся в кардинально противоположных условиях, у которой, как кажется, нет шансов оставить ребенка в живых.
– Для осуществления помощи важно место жительства мам, они должны быть москвички?
– Мы не смотрим ни на прописку, ни на национальность, ни на вероисповедание. Всем девочкам, которые обращаются с такой проблемой, мы помогаем.
– Куда идти молодой маме, когда ребенку исполнится годик? Она уже не может рассчитывать на помощь благотворителей проекта?
– Пока никаких конкретных решений по этому поводу нет, но точно скажу одно: их с детьми никто не оставит без внимания.
– Недавно в Москве стартовала правительственная программа «Маленькая мама», благодаря которой у москвичек, ожидающих ребенка и попавших в трудное положение, появляется возможность получить поддержку. Государственный центр располагает помещением, где все мамы, будущие и с новорожденными, могут проживать. Но длительность оказания помощи, в отличие от вашего проекта, не должна превышать срока, когда ребенку исполнится полгода. Кроме этого, в центре должны строго соблюдаться условия столичной прописки. Хотелось бы узнать ваше отношение к этому.
– Такое начинание можно только приветствовать. Любые усилия, которые делаются в этом направлении, Господь благословит, если они от чистого сердца и могут хоть как-то помочь. Что касается столичной принадлежности опекаемых то, к правительству Москвы вопросов нет, поскольку они действуют в интересах собственного региона. Нам в этом плане легче. А по поводу помещения, где бы проживали все наши мамы, мы тоже задумываемся. Поскольку наши девочки, в основном, не москвички, и их количество будет увеличиваться, то станет уже проблематично каждой снимать квартиру. И это самая большая сложность. Сейчас этот вопрос решается. Синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению выделил здание Патриаршему подворью в Рогожской слободе, в которое входит храм свт. Алексия. Надеемся, что Святейший Патриарх Кирилл благословит использование этого помещения в качестве общежития для участниц программы. Наши жертвователи готовы отреставрировать это помещение, оборудовать всем необходимым и в дальнейшем содержать его для того, чтобы в нем могли проживать опекаемые.
– Как происходит передача денежных средств вашим подопечным?
– Деньги ежемесячно либо передаются старшим родственникам мамочек, которые их опекают, то есть бабушкам, либо перечисляются на счет Фонда, через который они к нам поступили. Недавно к нам была направлена молодая женщина из центра помощи матерям «Колыбель», на нее также деньги перечисляются через центр, в котором она проживает. Хочу сказать, что жертвователи наши на самом деле тратят намного больше, чем планировали. Если видят, что будущая мама живет в тяжелых условиях – сами настаивают на переезде. У девочек сразу начинается другая жизнь, о которой они раньше и не мечтали. Так Ире с новорожденным, о которых я уже говорил, покупают все для ребенка, вплоть до игрушек и детских костюмчиков, квартиру полностью оборудовали для комфортного проживания. Это говорит о том, что никогда не бывает безвыходных ситуаций, и даже когда кажется, что наступило полное отчаяние и выхода не найти, отказ от греха открывает двери, о которых своим умом человек и дойти не мог.
– Кто-нибудь еще участвует в помощи матерям? Кто помогает, например, привезти мебель, отвезти ребенка в поликлинику?
– Здесь на помощь приходят добровольцы службы «Милосердие» Синодального отдела. Говорю совершенно искренне, это замечательная служба. Например, если нужна машина съездить к врачу, наши девочки звонят – ребята приезжают без вопросов и возят их столько, сколько нужно. Мы попросили сделать ремонт – приехали, сделали. Ни разу ни в чем еще нам не отказали, то есть служба работает и очень результативно. Это очень радует.
– Как вы отметили, помощь благотворителей рассчитана примерно на десять мам. Участвуют же в программе на сегодняшний день только пять. Как вы думаете, с чем связан такой «недобор»? Может быть, из-за ограничений в возрасте?
– Наш проект действительно рассчитан на будущих мам юного возраста, попавших в кризисную ситуацию. Очень хочется расширить количество участников, как благотворителей, так и опекаемых, и сейчас ведется активная работа по увеличению полномочий программы. Но думаю, что, к сожалению, основная причина «неполной комплектации» в том, что большинство из таких девочек все-таки не обращается за помощью, а делают аборты. Вот в чем ужас.
Какие нейтральные, мало устрашающее слух мирской женщины камуфляжные слова: «аборт», «прерывание беременности». Вот такая «маленькая неприятность», процедура, которую нужно сделать и забыть. А почему бы не называть все своими именами? Приходит женщина в поликлинику и записывается в очередь на убийство. По пятницам убийства совершает врач Иванова. У дверей кабинета – прейскурант цен на убийства детей. Один этот шаг сократит количество желающих пойти на эту «процедуру» во много раз.
Просто на самом деле люди не понимают, что происходит. Как же так получилось, что наша православная страна, (причем, количество православных у нас, судя по переписи населения, самое больше в мире) – первая в мире по количеству абортов?
Нужно многое еще разъяснять нашим людям, а для некоторых нужны годы переосмысления своего мировоззрения. Ведь бывают вопиющие случаи, несовместимые с верой во Христа. Как-то ко мне в праздник Крещения Господня подошли парень с девушкой и попросили церковного благословения на аборт. Я до сих пор помню фразу: «Батюшка, благословите на аборт». Я им очень долго и вдумчиво все объяснял – и никакой реакции. Абсолютно, хоть плачь. Мы разговаривали, наверное, час и последняя фраза молодого человека была: «Нет, мы так решили». На мой вопрос: «Понимаете ли вы, что убиваете человека?», последовал ответ: «Да, понимаем, но у нас такие обстоятельства». Значит, мы не все объясняем людям или неправильно объясняем. Поэтому в этом направлении нужно очень много работать.
И очень радостно, что Церковь при участи добрых людей может сейчас помочь деятельно. Не только на уровне проповедей, советов и утешений, а тем, что этим девочкам сейчас больше всего необходимо. Им нужно выжить, им нужно преодолеть страх, почувствовать заботу. Необходимо, чтобы время ожидания и после рождения ребенка молодые мамы вспоминали как счастливое и удивительное, как и положено, а не умывались слезами в подушку.
Сейчас появляется все больше людей, желающих поучаствовать в помощи таким девушкам. Благое дело всегда будет преумножено. Поэтому еще и еще раз хочется сказать всем: «Не сделайте самой большой и ужасной глупости в вашей жизни, вы намного лучше, чем сами себе кажетесь, вы будете самой лучшей мамой, а мы вам в этом поможем».
Елена ВЕРБЕНИНА
Молодым девушкам, ожидающим ребенка и находящимся в тяжелых жизненных ситуациях, можно обратиться за помощью по телефону: 8-800-200-05-07.