Православный портал о благотворительности

Церковь как дефицит

Со многими неофитами происходила примерно следующая история: человек приходил к вере через книги, радиопередачи, интернет. Понимал, что нужно идти в храм: креститься, исповедоваться, причащаться, венчаться… Приходил к дверям ближайшего храма – по месту жительства, в спальном районе – и видел толпу и давку. Вопрос задать некому. Многие так и уходили ни с чем, пока не встречали кого-то из знакомых – по работе, интернет-форумам, каким-то увлечениям – кто буквально брал их за руку и приводил в храм, к конкретному священнику

Бывая на службах в московских храмах Великим Постом, на Страстную Седмицу и Пасху, думать неизбежно приходится, увы, не только о святом и душеполезном: покаянии, исправлении, крестных страданиях Спасителя и Его славном Воскресении. Чаще всего на память приходит советских времен слово «дефицит»: даже в духовной жизни, в исполнении христианских обязанностей то и дело нужно что-то «достать», «добыть», «отстоять очередь».
И как может быть иначе, если храмов и часовен в десятимиллионной столице, включая недействующие, примерно четыре с половиной сотни, то есть один храм приходится приблизительно на 22,3 тысячи москвичей? Даже если вычесть из этого числа закоренелых атеистов, не определившихся агностиков и последователей иных религий, то, согласно данным социологических исследований, насчитывающим в России 8,5% воцерковленных православных, получится, что на каждый московский храм приходится полторы-две тысячи постоянных «практикующих» прихожан. А если учесть, что социологи насчитывают еще 16% наших сограждан, которые посещают православные храмы хотя бы в дни важнейших праздников, то проблема представляется гораздо острее. Как возможно огромной толпе из нескольких тысяч человек просто физически пройти на Пасху вокруг храма крестным ходом, не говоря уже о молитве за литургией и причастии?
Как же решают православные жители мегаполисов проблему нехватки храмов? Небольшой интернет-опрос, проведенный нами, показал, что, как правило, у большинства воцерковленных москвичей есть свой храм – «порт приписки» – чаще всего в центре Москвы. Это не удивительно – ведь почти половина московских храмов находится в пределах Садового кольца – в тех районах, которые были густо заселены к началу XX века. Со своим храмом постоянных прихожан связывают разные обстоятельства – служение там их духовника, принадлежность к дружной общине, исполнение тех или иных послушаний. С местом жительства, работы или учебы храм обычно никак не связан.
Однако далеко не все прихожане настолько мобильны, чтобы на каждое богослужение приезжать из Конькова или Медведкова на Китай-город.
У невоцерковленных православных москвичей также возникает ряд проблем. Во-первых, современному горожанину довольно сложно воцерковиться, начать регулярно участвовать в таинствах, не имея в церковной среде личных знакомств. Со многими неофитами происходила примерно следующая история: человек приходил к вере через книги, радиопередачи, интернет. Понимал, что нужно идти в храм: креститься, исповедоваться, причащаться, венчаться… Приходил к дверям ближайшего храма – по месту жительства, в спальном районе – и видел толпу и давку. Вопрос задать некому: женщина за свечным ящиком только успевает принимать записки, к священнику на исповедь стоит нескончаемая очередь (если вообще удается понять, что там идет исповедь), просто к молящимся обращаться как-то неудобно. Многие так и уходили ни с чем, пока не встречали кого-то из знакомых – по работе, интернет-форумам, каким-то увлечениям – кто буквально брал их за руку и приводил в храм, к конкретному священнику.


Никольский храм пос.Правдинский

Для сравнения, в Московской области ситуация совсем иная. Практически в каждом населенном пункте уже существует или строится свой храм. Например, в поселке Правдинский Пушкинского района с населением примерно 11 тыс. человек, есть два храма – не закрывавшаяся в советское время Благовещенская церковь в примыкающем селе Братовщина и новый Никольский храм у железнодорожной станции. Оба церковных здания довольно просторны и вмещают человек 500. По воскресеньям и праздникам оба храма полны, но не переполнены так, как в Москве, где трудно перекреститься, не задевая локтем соседа, а люди со слабым здоровьем падают от духоты в обмороки.
В условиях дефицита православных храмов в мегаполисах любые вновь построенные или восстановленные церкви заполняются прихожанами очень быстро, будь то даже храмы малозаметные с улицы или домовые. Например, в домовый храм равноап. Ольги при паломническом центре ОВЦС на каждое богослужение приходит немало жителей близлежащих микрорайонов, приносят причащать младенцев, хотя храм находится на 15-м этаже гостиницы и никак не рекламируется снаружи.

Что же реально можно сделать, чтобы храм был рядом с домом? Во-первых, поверить, что строительство храмов в местах плотного проживания горожан – это дело благое, угодное Богу, миссионерское и исполненное заботой о ближнем. Отогнать мысли о ложном смирении – «буду ездить на другой конец Москвы и терпеть, это мне за грехи полезно». Вы-то доедете, а как насчет ваших соседей по подъезду, дедушки с палочкой и мамы с коляской? Во-вторых, нужно познакомиться с единомышленниками. Встретить их нетрудно, если вы гуляете с детьми во дворе, если ваши дети посещают одну и ту же школу, детский сад. Да и в любом случае будет полезно узнать получше соседей за стенкой: а вдруг они тоже очень заинтересованы в строительстве храма в вашем микрорайоне?

Дальше вам предстоит выполнить следующий алгоритм действий (опробован и рекомендован о.Даниилом Сысоевым при строительстве храма св.ап.Фомы на Кантемировской, сейчас он же реализует его при строительстве храма св.прор.Даниила):
1. Собрать группу активистов, желающих заниматься организацией прихода и строительством храма. По закону сейчас достаточно 10 человек, но будет лучше, если соберется 15-20.
2. Из числа активистов выбрать старосту, помощника старосты, казначея, главу ревизионной комиссии и двух ее членов. Глава ревизионной комиссии и ее члены не должны состоять между собой в родственных отношениях.
3. Староста, помощник старосты и казначей – это люди, которым предстоит серьезная работа по «обиванию порогов», хождению по разным инстанциям, поэтому они должны быть очень мобильны.
4. Нужно написать прошение на имя правящего архиерея (в Москве – Святейшего Патриарха) о создании прихода и прийти с ним к своему благочинному.
5. После согласования с благочинным прошение подается правящему архиерею. При общении с архиереем и благочинным желательно указать предполагаемые источники финансирования работ (если они уже известны).
6. Правящий архиерей подает документы в Минюст. После того, как приход будет зарегистрирован как юридическое лицо, нужно открыть банковский счет и встать на учет во всех фондах.
7. После этого вы снова отправляетесь на прием к правящему архиерею. Архиерей должен обратиться к мэру, городской или районной администрации с просьбой о землеотводе под строительство храма данного прихода.
После того, как вы пройдете все этапы бумажной волокиты, вам предстоит строительство. Не обязательно сразу мечтать об огромном каменном соборе – постройте для начала временный деревянный храм, это вполне по силам даже небольшой общине. Стоимость деревянных церковных зданий начинается от 100 тыс. руб., а за 300 тыс. можно возвести церковь из клееного бруса, которую предлагает Санкт-Петербургская гильдия плотников, выглядит она почти как каменная.
И конечно, важно помнить о том, что храм строится ради молитвы, и дает его Господь молящимся. Поэтому очень хорошо в новопостроенном храме ежедневно совершать весь суточный круг богослужений, хотя бы мирским чином, если священник не имеет возможности приезжать и служить каждый день.

Опыт общины храма апостола Фомы показывает, что при желании и активности мирян построить храм в районе, где церквей не хватает – дело вполне реальное и осуществимое. Если вы хотели бы заняться этой важной миссией, за советом можно обратиться, например, к настоятелю общины.

Подготовила Ольга Курова

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version