Православный портал о благотворительности

Церковь борется с наркоманией: опыт реабилитационного центра «Лествица»

У Церкви – свой взгляд на проблему и собственный богатый опыт борьбы с наркоманией. Он и используется в работе многочисленных реабилитационных центров для наркозависимых

Пока проблема нас не касается, мы любим порассуждать о том, откуда она берется, и что надо делать. Чей-то ребенок стал наркоманом? Одно из двух: или избаловали, или, наоборот, недодали внимания. И ничего теперь не поможет. Или, наоборот, он обязательно бросит раз и навсегда, стоит только захотеть. Другое дело, когда такая беда, как наркомания, становится для семьи реальностью. Способов борьбы с ней придумали много, но помогают они далеко не всегда. У Церкви – свой взгляд на проблему и собственный богатый опыт борьбы с наркоманией. Он и используется в работе многочисленных реабилитационных центров для наркозависимых.

Фото с сайта http://vk.com/club46784092

Начало

В октябре исполнился год с того момента, как подобный реабилитационный центр действует и в Кемерове – столице Кузбасской митрополии и Кемеровской области. В регионе это уже третье церковное заведение для помощи наркозависимым после центров в Новокузнецке и селе Зеледеево. Православный духовно-восстановительный центр по реабилитации наркозависимых «Лествица» в Кемерове открылся в 2011 году, а годом позже в частном секторе Кемерова начал работать загородный стационар. «Собственно, идея создать такой центр витала в воздухе, – говорит духовник центра и руководитель Отдела церковной благотворительности и социального служения Кемеровской митрополии протоиерей Геннадий Князев. – Было много обращений за помощью. Да и работа в этом направлении уже велась, действовали молитвенные комнаты в наркологических центрах».

Потом отец Геннадий побывал в Санкт-Петербурге, где подробно изучил опыт такого же центра в поселке Саперное Ленинградской области, созданного протоиереем Сергием Бельковым, и вернулся с намерением начать церковную реабилитацию наркозависимых и в Кемерове. В работу включились сестры милосердия кемеровского православного Сестричества во имя святых Жен-Мироносиц. Помощь оказала областная администрация, выделившая для центра здание бывшей школы. Правда, через некоторое время помещение решили освободить: оказалось, что одновременно принимать большое количество реабилитантов неэффективно, а для нескольких человек достаточно съемной квартиры, обслуживать которую дешевле. Тем более, что существует «Лествица» на частные пожертвования и помощь храма св. вмч. и цел. Пантелеимона г. Кемерове (при нем действует кемеровское сестричество), а также на средства от продажи похоронной утвари, которую реабилитанты производят своими руками.

Технология

За прошедший год был накоплен немалый опыт, обкатана «технология» реабилитации наркозависимых в конкретных условиях. «Сначала мы работали, что называется, «наощупь», – рассказывает батюшка, – были ошибки, мы исправляли их, открывали для себя что-то новое. Да, мы решили, что работать надо с ограниченным числом людей, зато уделять время каждому». Тех, кому не хватает места в центре, консультируют, оказывают другую помощь, в общем, в беде не бросают, но на реабилитацию с проживанием теперь принимают строго до шести человек. Сейчас, например, в центре проживают трое (реабилитационный центр открыт только для мужчин, ведь наркозависимых среди них больше). Узнают о «Лествице», как правило, через «сарафанное радио» (хотя у центра есть свой сайт), из объявлений в храме или в больнице. «Обращаются к нам, чаще всего родители, – говорит координатор центра Елена Ушатая, – хотя личное согласие на реабилитацию у нас – обязательное условие, но самим наркозависимым бывает трудно решиться на первый шаг. Кстати, многие из тех, кто узнает о нас в храме – люди совсем не воцерковленные. В церковь идут от безысходности и получают реальную помощь».

В центре действуют жесткие правила: не курить, не употреблять наркотики и спиртное, не использовать нецензурную лексику… За грубое нарушение отчисляют сразу, за мелкие провинности – после двух предупреждений. Но главное требование, которое предъявляется подопечным, – это, все-таки, желание выздороветь. Не зря ведь в центр принимают только тех, кто приходит по доброй воле. Лечение от наркомании – это труд, а если желания нет, ничего не получится.

Пожалуй, максимум усилий ребятам приходится прикладывать на самом первом этапе реабилитации (всего их три). Он называется «дневной стационар», но, по факту, в это время реабилитанты живут в центре круглосуточно. Им помогают мотивировать себя на борьбу с недугом: показывают примеры трезвой жизни бывших наркоманов, вводят в церковную жизнь, знакомят с основами веры… Отец Геннадий как духовник центра дважды в неделю совершает молебны для реабилитантов и их родственников, беседует с подопечными на духовные темы, проводит занятия по Закону Божию. Он же принимает исповедь и причащает их. Воспитатели и педагоги рассказывают о значении молитв и учат понимать их церковнославянский язык. Кроме того, администрация центра приглашает тех, кому удается уже долгое время жить без наркотиков, чтобы они могли поделиться опытом преодоления. А на «десерт» – кинолекторий, опять же, с участием пациентов и их родственников. Тогда все вместе смотрят какой-нибудь фильм, а потом делятся друг с другом впечатлениями.

В это же время по необходимости реабилитанты проходят медицинское лечение. В самой «Лествице» оно не проводится, но здесь можно получить рекомендации, куда обращаться за такой помощью.

Особенные люди

На дневном стационаре наркозависимые находятся от двух недель до нескольких месяцев. А вот второй и третий этапы могут длиться до двух лет. Сначала подопечный отправляется в загородный стационар, где его ждет трудотерапия – работа в огороде, уход за скотиной. Сейчас, правда, там идет стройка, второй этап совмещен с первым, а за городом живет только один человек. Он участвует в обустройстве стационара и готовится к поездке в центр «Саперное» под Санкт-Петербургом. Там он будет уже не подопечным, а скорее, стажером: после возвращения в Кемерово ему самому предстоит стать воспитателем в «Лествице». Для него это будет и последним этапом собственной реабилитации – возвращением в общество. Это, пожалуй, самый важный этап, когда нужно закрепить результат, поддержать человека на пути трезвости.

«Возвращение из стационара, где подопечный был фактически изолирован от всех, – огромный стресс, – объясняет Елена Ушатая, – поэтому мы еще какое-то время сопровождаем своих подопечных. Помогаем в поиске работы: ориентируем, обращаемся к предпринимателям, ищущим сотрудников, находим подходящую должность в церковных структурах. Дальше, если человек вливается в приходскую жизнь, он может найти и невесту, так же верующую, православную. Но, даже если он женится на девушке нецерковной, главное – чтобы его отношение к семье было серьезным. Над этим работает наш духовник еще во время реабилитации».

Фото с сайта http://vk.com/club46784092

Кстати, Елена Николаевна ведет на дневном стационаре занятия по церковнославянскому языку. Оказывается, наркозависимым он нужнее, чем «обычным» людям. Если простые прихожане изучают его просто для того, чтобы лучше понимать богослужение, может быть, петь на клиросе, то наркоманам церковнославянский помогает переключиться на что-то новое, с наркотиками не связанное. «Занятия ломают старую систему ценностей, увлекают ребят, – объясняет преподаватель, – и то, как они слушают, воспринимают, очень отличает их от здоровых людей. Наркозависимые эгоцентричны. Сначала и Православие они пытаются «подогнать» под себя, под свои интересы. Спрашивают, зачем нужны смирение и терпение, как они помогут? А чем поможет молитва, духовное чтение? Но с этого и начинается работа над собой, борьба со своими пороками».

Жить дальше

Протоиерей Геннадий Князев тоже считает важным заполнить пустоту, которая есть в жизни каждого наркомана. Оказывается, даже люди, прервавшие реабилитацию раньше срока, могут долго не употреблять наркотики. Конечно, у них шансов меньше, но если есть мотивация – то будет и воля к победе. Духовник «Лествицы» так и говорит: «Дать человеку мотивацию к здоровой жизни – это и есть положительный результат нашей работы. Если ее нет, то он рано или поздно сорвется снова. Если есть – то ему и без наркотиков будет, зачем жить. Чтобы освободить от зависимости, нужно возместить духовную утрату, – убежден отец Геннадий, – этим мы и занимаемся в нашем центре».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version