Православный портал о благотворительности

Церемониал – это икона

16 июня, в день малого престольного праздника – перенесение мощей св. блгв. цар. Димитрия из Углича в Москву – Божественную Литургию в храме святого благоверного царевича Димитрия возглавил митрополит Волоколамский Иларион

16 июня, в день малого престольного праздника – перенесение мощей св. блгв. цар. Димитрия из Углича в Москву – Божественную Литургию в храме святого благоверного царевича Димитрия возглавил митрополит Волоколамский Иларион. На встрече после Литургии владыка, отвечая на вопросы студенток Свято-Димитриевского училища и прихожан, владыка Иларион объяснил, что церемониал торжественного архиерейского богослужения как икона отражает ту Божественную мистерию, то предстояние перед Богом, в котором участвуют и ангелы, и усопшие, и святые. Наше земное богослужение отражает ту реальность, причастниками которой мы становимся на нем.


К встрече владыки Илариона все готово. Проверяет прот. Иоанн Емельянов


После того, как были прочитаны третий и шестой часы (кроме молитвы шестого часа), духовенство и иподиаконы вышли ко входу в храм. В центре с крестом на подносе стоит священник Роман Бацман


Благочинный Москворецкого благочиния прот. Николай Кречетов и настоятель храма св. блгв. цар. Димитрия прот. Аркадий Шатов встречают митрополита Илариона на крыльце храма. До приезда архиерея на колокольне совершался благовест, когда появилась его машина начался трезвон



Под пение «Достойно есть…» и «От восток солнца хвально имя Господне. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» (Пс 112. 3, 2;) прибывшего митрополита облачают у входа в храм в мантию, священник подносит ему напрестольный Крест: архиерей прикладывается ко Кресту и затем ко Кресту подходит духовенство, включая диаконов. Последним подходит служащий священник, который принимает Крест на блюдо и уносит в алтарь



Архиерей читает входные молитвы, прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери. После этого он, одев клобук, он поворачивается лицом к народу и благословляет на три стороны предстоящий народ. Хор поет: «Тон деспотин, ке архиереа имон, Кирие филате» и трижды «Ис полла эти деспота» (греч. Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета)


Облачение архиерея происходит в центре храма, на архиерейском амвоне. Протодиакон и диакон, держа в руках кадила, кадят архиерея, возглашая стихи на каждый предмет облачения. Облачаться архиерею помогают иподиаконы, они же выносят из алтаря предметы облачения (при Патриаршей службе предметы облачения износят царскими вратами иереи). Хор поет стихи на облачение «Да возрадуется душа твоя о Господе…»



В конце облачения епископ берет дикирий и трикирий (подсвечники с двумя и тремя свечами), протодиакон возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, иже есть на Небесех, всегда, ныне и присно и во веки веком. Аминь» (парафраз Мф 5. 16), архиерей осеняет духовенство и народ на 4 стороны свечами.
Дикирий с горящими свечами знаменует собою Свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах. Трикирий означает несозданный Свет Пресвятой Троицы. Осенение народа дикирием и трикирем совершается на Литургии неоднократно. Осенение людей светом, знаменующим Свет Христа и Святой Троицы, сообщает верующим особую благодать и свидетельствует им о Божественном Свете, приходящем к людям для их просвещения, очищения и освящения



По окончании облачения, как правило, уже в начале литургии, архиерей умывает руки


Епископ не входит в алтарь до малого входа. Во время пения антифонов епископ сидит на кафедре, специально поставляемой на архиерейском амвоне, встает для чтения молитв антифонов.


Малый вход начинается с целования иерархом Евангелия


При пении пооочередно духовенством и хором «Приидите, поклонимся» архиерей осеняет народ дикирием, который держит в левой руке, и трикирием – в правой. После малого входа епископ совершает каждение, держа в левой руке дикирий


Всю Литургию, за исключение малого и великого входов и времени Причащения, у Царских врат стоят посошник с архиерейским жезлом. Есть небольшие различия, между и службами, совершаемыми правящим и викарным архиереем, патриархом. Если службу совершает правящий архиерей, у Царских врат также стоит иподиакон с примикирием (толстой свечой). Владыка Илароин является викарным архиереем, потому там стоял только иподиакон-посошник


Под ноги архиерею в местах, где он останавливается, постилаются орлецы. Впервые их стали употреблять с ХIII столетия в Византии; тогда они представляли собою нечто вроде почетной награды императора Константинопольским Патриархам. Орел на русских орлецах был одноглавым в отличие от двуглавых на орлецах византийских святителей, так что орлец на Руси был не царской наградой, а самостоятельным символом Церкви. Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле, то есть орел как бы постоянно носит на себе епископа. Орел – символ высшей Горней твари, ангельских чинов


При пении Трисвятого архиерей осеняет Евангелие на престоле дикирием, а затем, держа в левой руке крест, а в правой – дикирий, благословляет ими народ. Эти действия показывают, что Троическое единство особенно открылось людям через пришествие во плоти Сына Божия, наконец, что все, совершаемое архиереем в церкви, происходит во имя Господне и по воле Его. После пения Трисвятого в третий раз архиерей, держа в руках Крест и дикирий, выходит на солею и произносит стих: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виногдрад сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя». После этого Трисвятое поется еще три с половиной раза



Перед протодиаконом, который будет читать Евангелие несут архиерейский омофор


Протодиакон читает Евангелие с архиерейского амвона. Над Евангелием иподиаконы держат рипиды.
Сначала рипиды (греч. – опахало, веер) употреблялись при совершении таинства Евхаристии. В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два диакона должны держать с обеих сторон престола рипиды из тонких кожиц, или из павлиньих перьев, или из тонкого полотна и тихо отгонять летающих насекомых. Ко времени Софрония, Патриарха Иерусалимского (VII в.) в церковном сознании рипиды уже являлись образами Херувимов и Серафимов, незримо участвующих в Таинствах Церкви. Окончательный вид, который приобрела рипида, – это лучистый круг из золота, серебра, золоченой бронзы с изображением шестикрылого Серафима.
Во время чтения Апостола епископ сидит на горнем месте



Так как архиерей не участвовал в проскомидии, перед великим входом совершается «вторая» епископская проскомидия


На великом входе перед Дарам несут воздух (его несет на главе ставленник во пресвитеры; если пресвитерской хиротонии нет, воздух возлагается на плечо одного из диаконов). Также перед Дарами несут митру, омофор, кадило, трикирий, дикирий, рипиды. Если служит правящий архиерей к ним прибавлвяются примикирий и жезл. Епископ встречает Дары в Царских вратах




Во время пения «Символа Веры» над головой епископа веют воздухом. Этот действие символизирует веяние Святого Духа


Важнейший предмет архиерейского облачения – омофор – надевание при чтении анафоры только в самых важных ее частях. Царские врата не затворяются до возгласа «Святая святым»



После Причащения архиерей осеняет народ дикирием и трикирием со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое


Прот. Аркадий Шатов отметил, что митрополита Илариона многое связывает с храмом св. блгв. цар. Димитрия. 17 лет назад он, когда был еще иеромонахом, впервые переступил порог этого храма, чтобы преподавать в училище сестер милосердия. Также один из прихожан храма исполняет музыкальные произведения владыки, другой помогает ему вести передачу «Церковь и мир». Отец Аркадий сказал, что рад видеть владыку и подарил ему в предверии его дня ангела панагию.
Митрополит Иларион ответил, что тоже хотел подарить отцу Аркадию, как избранному к посвящению в епископский сан, панагию, но решил подождать монашеского пострига , чтобы не ошибиться с дарственной надписью.
Он сказал, что служение в целом останется тем же: отец Аркадий останется настоятелем храма, будет заниматься сестричеством. Владыка Иларион пожелал отцу Аркадию, чтобы служение в новом сане на было для него бременем неудобоносимым


Разоблачение происходит в алтаре, иерарх, облаченный в мантию и клобук исходит из храма при пении «Тон деспотин…»

Архиерей может совершать богослужение и не так торжественно – иерейским чином. «Я иногда так служу, – сказал владыка Иларион, – но не по большим праздникам и не в воскресные дни, потому что красота архиерейского служения имеет свою привлекательность и иконичность. Можно было бы, как у протестантов, обойтись без церемониала, что-то подобное происходит во время келейной молитвы. Но православное богослужение сохранило богатство литургического церемониала, которое имеет очень большой и очень глубокий смысл. Как икона оно отражает ту реальность, причастниками которой мы становимся во время богослужения».

На самый актуальный студенток училища сестер милосердия и молодых прихожанок: «Может ли епископ совершать Таинство венчания» митрополит Иларион ответил: «Может».

Ирина РЕДЬКО
Фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version