Православный портал о благотворительности

Центр социальной адаптации Василия Великого: Вычеркнутые из списка

Один из лучших российских центров социальной адаптации может быть закрыт. Причина банальна – нет финансирования. В городском бюджете Петербурга на 2013 год Центра просто не оказалось

Один из лучших российских центров социальной адаптации может быть закрыт уже в мае. Причина банальна – нет финансирования. Фонду «Центр социальной адаптации Василия Великого» нужно ни много ни мало 9 миллионов рублей в год – на обычное функционирование. А дело все в том, что в городском бюджете Петербурга на 2013 год Центра просто не оказалось.

Разбираться в том, кто вычеркнул фонд из бюджета или, наоборот, сознательно не вписал, – бесполезно. Все петербургские чиновники из социальной сферы говорят в один голос: фонд уникален, он должен продолжать работать, он нужен городу и даже стране. Об этом лично говорили вице-губернатор города, глава соцзащиты и так далее. Фонд неоднократно показывали как удивительный пример социального партнерства между НКО, государством и церковью и приводили в пример другим. Но социальный бюджет города на 2013 год в принципе был значительно урезан, а центр просто попал под раздачу. Девять миллионов все-таки.

Уникален Фонд прежде всего тем, что таких больше нет в России. Это НКО, существование которой уже несколько лет финансируется из государственного бюджета в полном объеме, потому что власти знают, насколько необходимо ее существование. Это негосударственный центр, куда отправляют на реабилитацию из государственных судов. Это реальная альтернатива тюрьме для подростков «на грани», поддержка для тех, кто грань перешел, для их родителей. Причем всесторонняя. И еще раз: не государственная. У Центра, конечно, есть и устав, и свои методики, и даже своя философия, но отсутствие организации в государственной системе медицины и образования делает работу фонда гибкой, подстраивающейся под конкретные нужды опекаемых. Словом, настоящая работа со сложными подростками, как это показывают в хороших американских фильмах, где зло постепенно становится добром. Как рассказала Юлиана Никитина, руководитель фонда, бывают случаи, когда нужно просто взять группу детей и срочно уехать куда-то подальше. Например, когда у подростков начинается наркотическая ломка или какие-то семейные проблемы. И детей везут на природу, на какие-то работы на свежем воздухе. В общем, меняют контекст. Это не означает, что воспитанники фонда все время разъезжают. Просто в качестве иллюстрации того, что отсутствие государственных нормативов может быть полезно, больше всего подходит именно тот случай.

То, что дети до сих пор еще живут и занимаются в Центре, руководитель фонда называет «Божией милостью», потому что финансирования нет с начала года. «Нам очень помогли частные пожертвования и лично священник Петр Мухин, – объясняет Юлиана Никитина, – благодаря ему мы не сократили группы, занятия продолжались, было питание и выездные мероприятия. Он предоставил нам свою приходскую базу вокруг храма, который он восстанавливает. Там есть и гостиница, и трапезная. Все это на природе. И у нас теперь есть возможность осенние и зимние каникулы провести там. Но одними каникулами сыт не будешь».

Недавно митрополит Петербургский и Ладожский Владимир лично написал письмо на имя губернатора города с просьбой изыскать финансирование. И получил ответ, что фонд может принять участие в конкурсе на получение субсидии. А максимальный размер этой субсидии – 500 тысяч. Против девяти миллионов. Тем не менее, фонд уже подал и собрал все документы на эту субсидию и со дня на день ждет объявления конкурса.

Председатель комитета по социальной политике Александр Ржаненков говорит, что выход есть и сейчас комитет инициирует поправку в социальный бюджет города с внесением туда Центра. «Но это будет не раньше апреля», – объясняет он. В целом председатель комиссии уверен, что выход найдется, потому что деятельность Центра нужна городу, потому что его поддерживают на всех уровнях.

«Государство не знает, что делать с такими детьми, как наши подопечные, – объясняет Юлиана Никитина. – Нет никаких механизмов, кроме тюрьмы. Иначе эти полукриминальные дети будут болтаться под ногами или находиться в сиротских учреждениях, что никому не пойдет на пользу».

«Если финансирование не дадут, то придется сокращаться, – рассказывает священник Александр Степанов, учредитель фонда. – Хотя что сокращать, я не понимаю. Небеса, конечно, не низвергнутся, просто значительная часть правонарушителей не получит шанса реабилитироваться и стать нормальными людьми. Или хотя бы криминально не опасными».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version