Может ли художественное кино стать поводом для размышления о социальном служении и даже источником необходимого опыта? Оказывается, может. 8 марта в киноклубе Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи «Христианский взгляд» по инициативе группы больничного служения движения «Даниловцы» состоялся просмотр и обсуждении фильма «Целитель Адамс» (реж. Том Шедьяк, 1998 г.)
Кадр из фильма
Сюжет этого художественного фильма основан на истории реального доктора Адамса по прозвищу Пэтч (Заплатка). Главный герой фильма Хантер Адамс после попытки суицида попадает в психиатрическую больницу, где во время группового сеанса психотерапии понимает, что может смешить людей и помогать им. Он общается с пациентами клиники и помогает страждущим. Адамс выписался из психиатрической больницы и поступил в медицинский колледж, хотя возраст у него был уже совсем не студенческий, чтобы стать врачом и помогать людям. Еще будучи студентом, он начинает общаться с пациентами в больнице, пытается помочь им, а главное — смешить. По его теории при смехе выделяются эндоморфины, понижается артериальное давление, улучшается сердечная деятельность. Когда Адамс приходит к детям, он ведет себя как клоун. Когда приходит к старушкам, находит интересную для них тему общения. Ему важен человек, важно улучшить качество его жизни, а не только правильно установить диагноз и отсрочить его смерть, он видит не диагноз, а человека. Это вызывало возмущение у администрации колледжа, особенно, у декана его факультета, который считал, что доктор должен дистанцироваться от материала и не иметь никакого эмоционального контакта с пациентом. Но целитель Адамс – так прозвал его один из пациентов – сумел постоять за себя. Вместе с коллегами Адамс открыл медицинский центр, организовал практику на дому, бесплатно вылечил 15000 человек в течение 12 лет. Он купил землю в Вирджинии, где сейчас ведется строительство Больницы Здоровья. Более 1000 врачей — в списке желающих присоединиться к нему.
Среди нас клоунов нет
На просмотр пришло очень много людей, поэтому те из них, кто занимается социальным служением – ходит в больницы, наркодиспансеры, детские дома, переписывается с заключенными (таких оказалось 15 человек), сели обсуждать увиденное отдельно от более многочисленной группы зрителей, в социальном служении не участвующих. Основным вопросом стало – как увиденное относится к собравшимся добровольцам и как это можно применить в их служению?
Соотнести этот внешне яркий фильм, нонконформистское поведение больничного клоуна и свою жизнь, свое служение добровольцам сначала было несколько трудно. «Чтобы быть вот таким клоуном надо иметь определенный взгляд на жизнь и характер. Не каждый так может. Я не такой человек, – сказал один из них, Сергей. – И что же теперь, раз этот метод работает, я должен надевать маску, кривляться?»
Мысль о невозможности слепого копирования только что увиденного развили Калиса и Таня. Калиса, координатор движения «Даниловцы»: «Кончено, когда смотришь такой фильм, хочется делать также. Но я не смогу – я не такой человек как Хантер Адамс. Конечно, не надо отчаиваться и думать: раз я не могу как он – значит и не надо ничего делать. Надо делать свое дело, как могу, идти тем путем, на который Господь дает силы». Таня (посещает детское отделение наркологического диспансера №12): «Мне очень понравилась креативность главного героя фильма. То, что он пользуется ею во всей своей жизни, вносит во все яркие краски. И потом я задала себе вопрос: а что из этого фильма можно перенести в реальность? В мою жизнь, в служение? Таких клоунов среди нас нет, клоунаду мы вряд ли устроим… Но я бы, например, с удовольствие наполнила комнату воздушными шариками. Это будет несложно и весело. И, конечно, совсем несложно спросить ребенка, с которым работаешь: какая у тебя мечта? Возможно, это будет мечта, которую мы сможем воплотить».
Конечно, в ходе обсуждения волонтеры смогли взглянуть на фильм глубже. «Меня больше всего затронула идея личного взаимодействия с пациентом, – поделилась своими размышлениями Ксюша. – Я занимаюсь с детьми танцами в наркологическом диспансере, работаю с группой и личный контакт с каждым – это для меня самое сложное. Запомнить имя каждого, какие у кого проблемы, в каждого вникнуть – это проблема. Некоторые дети просто ужасные, противные, а в них тоже надо вникать. Ведь ты же ходишь для того, чтобы помочь, и, может быть, самым противным больше всего и нужна помощь. А на моем занятии я вижу группу, а не каждого. Мне не удается завязать с каждым из детей знакомство, так чтобы с каждым ребенком что-то было связано». Согласен с Ксюшей и Михаил: «Главная мысль фильма «Целитель Адамс» в том, что в человеке надо видеть человека. И это делает общение более полным».
Николай, занмающийся перепиской с заключенными, отметил, что фильм – о человеке, который нашел свое призвание. И это одна из причин его вдохновения, позитива: Адамс уверен в том, что он делает.
Источники вдохновения
Бурная дискуссия о том, в чем же источник вдохновения героя фильма «Целитель Адамс» разгорелась при обсуждении второго вопроса. Прототип главного героя – больничный клоун Пэтч Адамс человек нерелигиозный. При подготовке просмотра организаторы познакомились и пригласили на него российского православного больничного клоуна Константина Седова. К сожалению, Константин не смог прийти, но при предварительном общении он сказал, что его метод отличается от метода Пэтча Адамса. И участники обсуждения попробовали понять, чем, кроме возможности миссионерства, отличается социальное служение православного и неправославного человека.
Пэтч Адамс во время визита в Москву
Все единодушно согласились с тем, что разница в мотивации. Но определить ради чего православные и неправославные люди ходят в больницы, детские дома, тюрьмы и другие социальные учреждения оказалось сложнее.
Первым попытался ответить на этот вопрос Артем: «Не каждый, кто идет в больницу как христианин, работает там по-христиански. И не каждый, кто идет в больницу как атеист, работает там как атеист. Критерий: личность – безличность помощи. Проблема современной медицины в том, что она воспринимает человека, как объект. В первую очередь, как объект для лечения. И человек, занимающийся социальным служением, может тоже относится к своим подопечным, как к объектам: объектам приложения своих сил, делания добра, повышения самооценки, даже для своего спасения. Чем более человек несущий социальное служение знает Христа как личность, тем больше он относится к больному как к личности».
«В том, что мы делаем, большой разницы нет – и те, и другие играют с лежащими в больнице детьми, – сказала Лиза, отвечая на этот вопрос. – Но православный человек идет туда с молитвой, с Богом. И Бог дает ему силы. Разница внутри, а не во внешних действиях.
По мнению Сергея (ходит в детское отделение наркологического диспансера №12 ), основное отличие в том, что у христианина есть дополнительный Источник силы и вдохновения, которого нет у атеиста. На это Николай заметил, что Бог над всеми людьми. «Но надо же обращаться к Нему! – ответил на это Сергей. – Солнце светит и над верующими, и над неверующими, но если мы обращаемся к Богу, то у нас получается соработничество, синергия» Из-за недостатка времени богословская дискуссия была прервана ведущей, но продолжилась по дороге к метро.
Константин Седов с детьми
«Может быть, больному, которому мы помогаем, и все равно, кто проявляет к нему милосердие: христианин или нет, – поделился своими размышлениями Михаил (он тоже посещает детское отделение наркологического диспансера №12). – Но перед самим служащим встает очень много внутренних проблем. Вопрос страдания и смерти будет решаться совершенно по-разному. У верующего человека гораздо больше шансов решить эти вопросы».
«Если говорить о фильме, то многие действия этого героя были на самом деле ни к чему, – считает Антон из «Молодой Руси», – они только лишний раз оскорбляли и соблазняли людей. В этих же ситуациях можно было проявить смирение, не обижать никого, не задевать. И так можно было бы получить такие же и даже лучшие результаты. Было бы меньше обид, конфликтов – всем было бы лучше. Он одним помогает, а про других он считает, что их можно и оскорбить. Это неприемлемо для христианина, потому что заповедь о любви к ближнему он должен стараться исполнять по отношению ко всем людям».
Ирина РЕДЬКО