Целевые капиталы используются в благотворительности давно и успешно. Но насколько эффективны они сейчас в России, где само понятие «целевой капитал» известно немногим?
24 октября на ежегодной конференции Форума доноров состоялось заседание клуба «Целевой капитал». Эксперты обсуждали весьма перспективный, но пока мало развитый в России инструмент системной благотворительности – эндаументы. А точнее, эффективность управления и расходования средств целевых капиталов.
Целевой капитал или эндаумент – важный и перспективный инструмент благотворительности. Суть его состоит в том, чтобы собрать средства в фонд целевого капитала, но не тратить их сразу, а отдать в доверительное управление и пользоваться не основным капиталом, а процентами, которые к нему прирастают. Это выгодно для благотворителей, которые единожды сделав взнос, могут не беспокоиться о дальнейшей поддержке проекта. По закону основная сумма, «тело» капитала, должна быть не менее 3 млн рублей, которые нельзя потратить, и от которой в итоге будет получен доход от управления. Поэтому естественно, чем размер целевого капитала выше, тем лучше.
Применение эндаумента можно сравнить с переходом от собирательства к сельскому хозяйству. Племена, которым этот способ привнесли искусственно, не сразу поняли, зачем семена закапывать в землю, если их можно немедленно съесть.
117 российских эндаументов
Согласно информации газеты «Коммерсантъ» фонд целевого капитала Принстонского университета заработал за год 2, 8 млрд долларов. Руководство университета утверждает, что с помощью этих средств образование доступно для любого студента Принстона.
Это очередное свидетельство эффективности этого финансового инструмента. Но и объем фонда целевого капитала в Принстонском университете значителен – в прошлом году он составлял 18,2 млрд долларов. Отечественные показатели намного скромнее, объемы целевых капиталов в России от 1, 5 до 12 млрд рублей. В США первый эндаумент появился 350 лет назад, а у нас – только в 2007 году, после вступления в силу Федерального закона № 275ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
Закон четко определяет сферы, где может быть сформирован целевой капитал и использован доход от него: образование и наука, культура и искусство, здравоохранение, спорт (за исключением профессионального), архивное дело, социальная поддержка.
Согласно данным, опубликованным в сборнике Форума доноров, на 1 февраля 2014 года в России зарегистрировано около 117 фондов целевого капитала. Большинство этих фондов созданы для поддержки организаций в сфере образования и науки (62%). По остальным сферам поддержки зарегистрированные фонды целевого капитала распределены следующим образом: в сфере здравоохранения и социальной поддержки населения – около 12%, культуры – 10% , спорта – примерно 2%.
Итак, фонды целевых капиталов в России – наперечет. Но насколько прозрачна их деятельность?
Фонд «Вера» наградили за прозрачность
В начале заседания клуба состоялось награждение участников акции «Прозрачный целевой капитал». В акции приняли участие фонды, которые опубликовали ежегодный публичный отчет о своей деятельности, предоставили отчеты в Минюст и приняли участие в опросе по итогам деятельности в 2013 году. Вопросы касались состояния дел, расходования средств, привлечения новых источников финансирования. Победителям акции вручили символические сувениры – увеличительные стекла, как символ прозрачности.
Среди 27 награжденных организаций большинство составляют целевые фонды учебных заведений. Но есть в этом списке и первый в России успешный эндаумент в области здравоохранения – фонд формирования и использования целевого капитала «Вера». Средства, полученные с помощью этого эндаумента, тратятся на уставную деятельность фонда помощи хосписам «Вера» – развитие и поддержание хосписов в регионах России.
Инструмент для людей со стратегическим мышлением
По словам президента фонда помощи хосписам «Вера» Нюты Федермессер, целевой капитал – единственный на сегодня инструмент, позволяющий иметь гарантированный доход каждый год. Сумма равная доходу от управления целевым капиталом – своеобразная страховка, на которую можно рассчитывать:
«Почему же тогда ни один фонд в сфере здравоохранения не пользуется этим инструментом? Ответ простой: нехватка доверия. Чтобы кто-либо вложил деньги в целевой капитал, он должен безмерно доверять фонду, верить в его стабильность, перспективность и порядочность, а также понимать, что работа благотворительной организации – это совершенно не всегда адресная помощь нуждающемуся человеку. У нас благотворительность молодая и все хотят, чтобы на выделенные пожертвования сразу кого-нибудь вылечили. А пожертвования в эндаументы не дают сиюминутного результата «здесь и сейчас».
Нюта Федермессер Фото: «Правмир»
Эндаумент – инструмент для людей со стратегическим мышлением, для бизнесменов высокого класса и уровня, которые понимают, что деньги должны работать Благотворитель может наблюдать эту работу, так как по закону имеет право войти в попечительский совет фонда, контролировать его деятельность, давать рекомендации, оценивать эффективность и главное – видеть, как работают на благо плоды твоего труда» – сообщила Нюта Федермессер в интервью журналу «Инвестиции. Профессиональный взгляд».
К сожалению, сейчас в России целевой капитал пока не является популярным инструментом благотворительности. Многие из тех, кто давно работает в сфере благотворительности, о нем даже не слышали. В основном это связано с ограничениями в законодательстве, но это, пожалуй, тема отдельного предметного разговора.
Остается надеяться, что со временем число людей интересующихся подробностями этой перспективной темы увеличится. Эксперты считают, что эндаумент – именно тот инструмент, который позволит постепенно отойти от адресной благотворительности в пользу системной.
При подготовке текста использовались материалы «Форума Доноров», клуба «Целевой капитал» и «Велес-менеджмент».