Православный портал о благотворительности

Царская болезнь: фактор VIII, фактор IX

17 апреля 2013 года Всемирный день распространения информации о гемофилии. Во многих странах мира большинство больных этим тяжелым заболеванием не получают адекватного лечения

Гемофилия – заболевание редкое, однако хорошо известное благодаря историческому контексту. Королева Великобритании Виктория (18191901) была носительницей гемофилии, страдал от болезни один из ее сыновей, а так же несколько внуков и правнуков, родившихся от дочерей или внучек, включая и российского царевича Алексея Николаевича.

В царских и королевских династиях Европы для сохранения титула браки заключались между близкими родственниками, отчего частота случаев гемофилии в семьях была выше, чем в среднем в населении, поэтому она и получила название «царская болезнь».

Болеют ею, однако, не только титулованные особы. Гемофилия встречается во всех странах и во всех слоях населения и представляет собой наследственное заболевание, связанное с нарушением коагуляции (процессом свертывания крови). Примерно в 15%-25% случаев обследование матерей мальчиков, страдающих гемофилией, не выявляет мутаций генов, кодирующих синтез ферментов, отвечающих за свертывание крови, что означает появление мутации в момент формирования родительской половой клетки (мутация de novo). В результате «генетической ошибки» гемофилия может появляться и при отсутствии носителей ее генов в предыдущих поколениях семьи. При заболевании возникают кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, причем происходят они не только в результате травмы или хирургического вмешательства, но и спонтанно, резко возрастает опасность гибели пациента от кровоизлияния в мозг и другие жизненно важные органы, даже при незначительной травме. Частые кровоизлияния в суставы у больных приводят к их необратимым разрушениям и ранней инвалидности.

Современная медицина располагает как средствами, которые позволяют диагностировать гемофилию уже в период новорожденности, так и препаратами, которые при регулярном приеме в соответствии с разработанными схемами позволяют больным жить нормально: учиться, работать, общаться, иметь полноценную личную жизнь, заводить семью. Больному вводится недостающий фактор свертываемости, чаще всего выделенный из донорской крови, либо рекомбинантный (выращенный искусственным путем у животных). Это фактор VIII, антигемофильный глобулин (его недостаток у больного называют гемофилией А), либо фактор IX (Кристмаса), отсутствие которого приводит к нарушению образования вторичной коагуляционной пробки – гемофилии В.

К сожалению, пока что науке не удалось найти лекарства, которое позволило бы полностью излечить гемофилию, однако поиски в этом направлении ведутся.

В марте нынешнего года Медицинский журнал Новой Англии (The New England Journal of Medicine) сообщил о том, что британским ученым удалось произвести прорыв в лечении гемофилии В. Шести пациентам с этим диагнозом была введена внутривенно правильная форма человеческого гена, кодирующего производство фактора IX. В роли доставщика гена выступил адено-ассоциированный вирус-8, которым заражаются резус-макаки, человеческий же иммунитет почти не реагирует на него. Тем не менее, пациентам вводили гормональные препараты для подавления иммунного ответа, чтобы гарантировать доставку гена по назначению. Вирус атакует печень, а это как раз тот орган, где ген должен оказаться, потому что именно клетки печени являются естественными производителями фактора IX. В данном клиническом испытании ген достиг места назначения и начал успешно осуществлять свою функцию.

После единичной инъекция препарата, приготовленного специалистами научно-исследовательского центра больницы Св. Иуды в Мемфисе, США, в организме пациентов были синтезированы небольшие количества фактора IX, однако этого оказалось достаточно для того, чтобы четверо из шести испытуемых смогли обходиться без регулярного введения фактора, приготовленного из донорской крови. Два пациента продолжали нуждаться в дополнительных вливаниях, но гораздо реже, чем до начала генной терапии.

Из нежелательных побочных эффектов остается вероятность повреждения печени пациентов, хотя она достаточно низка. Поскольку в эксперименте на мышах, предшествовавшем данному испытанию препарата, у небольшого процента испытуемых животных развился рак печени, пациенты будут под постоянным наблюдением специалистов. По мнению доктора Амита Натвани, руководителя группы исследователей Лондонского университетского колледжа, есть все основания надеяться, что через несколько лет лекарство от гемофилии В поступит в фармацевтическую сеть и станет доступно больным во многих странах.

Количество больных гемофилией В составляет около 20% от всех случаев заболевания, а приблизительно 80% приходится на заболевание гемофилией типа А. Однако специалисты по генной терапии пока что сосредоточили свои усилия именно на типе В, так как ген, кодирующий синтез фактора IX, гораздо меньше, чем тот, что кодирует фактор VIII, и работать с ним проще.

Это не значит, что гемофилия А оставлена учеными без внимания. Месяц назад крупная международная био-технологическая компания Биоген Айдек (Biogen Idec) подала в Администрацию контроля качества продуктов питания и лекарств США (FDA) заявку на регистрацию препарата рекомбинантного фактора фузогена VIII пролонгированного действия (rFVIIIFc) для лечения гемофилии А. В случае одобрения лекарства, больные получат возможность вводить его один или два раза в неделю, что позволит сократить общее количество введений на 50-100 инъекций в год. В ходе испытаний наряду с эффективностью препарат продемонстрировал высокий уровень безопасности. Чуть раньше, в начале марта нынешнего года, компания Биоген подала заявку на регистрацию аналогичного препарата для лечения гемофилии В.

Совсем с другой стороны подошли к поиску препарата от гемофилии американские ученые из Центра исследований сердечнососудистых заболеваний при Университете Делавэра и Центра исследований тромбоза в Темпле (Филадельфия). Под руководством профессора Улхаса Найка они исследовали действие препарата Фукоидан, представляющего собой сульфатированный полисахарид, полученный из бурых водорослей Fucus vesiculosis. Вместе с коллегами из Группы исследований тромбоцитов Бирмингемского Университета (Великобритания) они провели эксперименты на мышах, в ходе которых выяснили, что фукоидан демонстрирует высокие результаты по уменьшению кровотечений и времени свертывания крови путем активации тромбоцитов, а не за счет замены или усиления конкретных факторов свертываемости. Интересен тот факт, что рецептор на поверхности тромбоцита, с которым связывается действующее вещество, активируется змеиным ядом.

Профессор Найк отмечает, что Фукоидан повышает свертываемость крови у людей с гемофилией, но для обычных людей он может быть опасен: его прием способен вызвать у здорового человека образование тромбов. Сейчас разработка препарата вступила в стадию клинических испытаний.

Новости с переднего края науки внушают оптимизм, однако, к сожалению, из 400 000 больных гемофилией в мире лишь 25% доступны ее достижения. Поэтому Всемирный день распространения информации о гемофилии проводится под лозунгом «Преодолеть разрыв» (Close the Gap). Во многих странах мира большинство больных этим тяжелым заболеванием не получают адекватного лечения. Есть серьезные проблемы и у больных гемофилией в России, а их в нашей стране 7000. Нередко молодые люди становятся инвалидами вследствие тяжелого поражения опорно-двигательного аппарата при отсутствии своевременного лечения в детстве. Нелегко приходится и тем, кому удалось избежать поражений суставов и сохранить способность к самостоятельному передвижению: таких детей и молодых людей часто лишают статуса инвалидов, а вместе с ним и ряда существенных социальных льгот (возможность получения летнего реабилитационного отдыха, санаторно-курортного лечения и т.д.), которые для больного гемофилией являются необходимостью, а не роскошью.

Конечно, самой важной проблемой остается бесперебойное обеспечение больных препаратами факторов VIII и IX. Сообщество больных гемофилией поддерживает инициативу правительства РФ о производстве отечественных препаратов свертываемости крови, но выражает озабоченность тем, будут ли эти лекарства так же эффективны и безопасны, как импортные, которые успешно применяются у нас в стране на протяжении многих лет.

17 апреля 2013 года Всемирный день распространения информации о гемофилии проводится в 24-ый раз и призван привлечь внимание общественности и правительств к положению тех, чье качество жизни зависит от их помощи.

Источники статьи:

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version