Православный портал о благотворительности

Быть рядом со святым. Воспоминания о старце Паисии

Когда еще Советский Союз был империей, которая контролировала полмира, старец говорил нам, что коммунизм падет, что уже сгнили сети, которые держат людей. А нам казалось невозможным то, что впоследствии и случилось. Потом старец сказал, что русские сейчас в очень тяжелом положении, но будет опять возрождение и они смогут создать сильное государство

25 июля – день рождения известнейшего подвижника нашего времени. Паисия Святогорца. Мы подготовили для вас подборку из фотографий из Суроти в монастыре св.Иоанна Богослова, который основал старец Паисий и воспоминаний о старце тех, кто был с ним знаком.

Старец Паисий Святогорец, в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских 25 июля 1924 года. Кроме маленького Арсения, в семье было еще девять детей. Через две недели после его рождения фарасийские греки бежали из Турции на родину, чтобы спастись от турецких гонений. Перед отъездом святой Арсений Каппадокийский (1841-1924), бывший тогда приходским священником в селе, окрестил мальчика и дал ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха».

Больше всего маленький Арсений любил читать жития святых, так что его старший брат даже отбирал и прятал от него книги. Юность Арсения прошла в городе Коница, где он выучился в школе и получил профессию плотника. Но с началом Гражданской войны в Греции (1944-1948) был призван в действующую армию. Отслужив, Арсений ушел на Афон. В 1954 году он принял рясофор с именем Аверкий. А через два года был пострижен в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской. Однако, после этого отцу Паисию пришлось покинуть Афон. Несколько лет с 1958 по 1962 год он прожил в Конницком монастыре в Стомио, куда его попросили поехать, чтобы помочь остановить распространение протестантов в этой области. Успешно выполнив возложенное на него послушание, в 1962 году, отец Паисий отправился на Синай. Два года он прожил в скиту святых мучеников Галактиона и Епистимии на Синайской горе, где и сейчас сохранилась его келья, но потом из-за болезни вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

В 1966 году болезнь развилась так сильно, что отцу Паисию отняли большую часть легких. Когда старец лежал в больнице к нему обратились несколько женщин желающих строгой иноческой жизни, с просьбой помочь им основать монастырь с афонским уставом. Старец взялся за это дело, получил благословение архиерея на открытие женского монастыря, нашел хорошее место для строительства и уже в 1967 году в Суроти поселились первые сестры. Отец Паисий специально приехал с Афона и два месяца прожил в общине — помог наладить общежительный строй обители. С тех пор, навещяя «своих сестер» дважды в год, он опекал монастырь до самой своей смерти 12 июля 1994 года. «Он вникал во все стороны жизни — начиная от самых простых, житейских, вплоть до самых серьезных и духовных, — пишет в одной из первых книг о старце, изданных в Суроти, игумения Филофея, — Ему было всего 43 года, но уже тогда отец Паисий обладал поистине старческой мудростью. Старец помогал нам и своею молитвой, а так же письмами, которые присылал с Афона разным сестрам лично или же всем вместе».

Старец умер и похоронен не на Афоне, где он прожил большую часть своей жизни, а в основанном им монастыре, в Суроти. «Это было промыслительно, — считают монахини, — если бы геронда был похоронен на Афоне, женщины не могли бы приходить к нему!» С тех пор сотни и тысячи паломников и паломниц стекаются в Суроти ежедневно, чтобы помолиться у могилки старца Паисия.


Старец Паисий Святогорец. «При жизни старца никто не писал о нем, по радио и в газетах ничего о нем не говорили, — рассказывает Афанасий Раковалис, автор книг о старце, — Но его советы, утешения и чудеса бывшие по его молитвам передавались от человека к человеку, из уст в уста». Когда старец бывал в Суроти, хотя он и старался скрыть время своего приезда, к нему приходили так много людей, что припарковать машину можно было только в соседней от монастыря деревне святой Параскевы — это 2 километра в сторону. В монастырском дворе яблоку негде было упасть. Люди ждали ночь, чтобы встретиться со старцем на минуту. Одним словом он мог затронуть проблему, с которой пришел человек и утешить его. До того как пришедший представлялся, старец уже знал как его зовут и с чем он пришел. Таким образом каждый конкретный человек видел и убеждался сам, что перед ним святой, воспринимал его слова, как слова святого. Были случаи, когда старец говорил: «Я помолюсь» и все решалось чудесным образом


Храм св.Иоанна Богослова в одноименном монастыре в Суроти. «Мы с подругой тоже один раз пришли за благословением к старцу, когда он гостил в Суроти — рассказывает гречанка Калеопа, — Пришлось очень долго ждать и когда мы наконец к вечеру подошли, старец так сильно устал, что не мог даже с нами говорить, он тогда уже был очень болен. Мы молча подошли и он только благословил нас крестиками — мне дал 5 штук, у меня в семье тогда было 5 человек, а подруге 4 — у нее в семье четверо. Откуда он мог знать? Мы ни слова не сказали»


В редкие часы, когда у старца в келье не было гостей – он мастерил вот такие крестики и иконочки Богородицы, а потом раздавал их приезжим в благословение


Старец Паисий в Суроти. Византийский крест на куполе храма св.Арсения Каппадокийского


Храм св.Арсения Каппадакийского в монастыре. Этот храм всегда открыт для приезжих, а монастырские службы проходят в храме св.Иоанна Богослова, в глубине монастыре


Интерьер храма св.Арсения Каппадокийского – «паломнического» храма. Иконы Богородицы слева и Спасителя справа были написаны под непосредственным руководством старца Паисия, как он сам видел Их


Монастырь в Суроти – один из немногих монастырей в Греции, где женщин пускают только в юбке – это благословения старца Паисия: «не следует терпеть в обители голых туристов, чтобы собирать деньги и затем одевать бедных людей, — писал он, — потому что это уловка лукавого, хотящего отчуждить монаха от благословений Божиих и обмирщить его»


Под деревом идет беседа прихожанок с одной из старших монахинь. Точно так же, на пенечках, часто беседовал с паломниками и отец Паисий. Чтобы не забыть, что говорил старец — сестры записывали его слова, сначала от руки, а в последние годы на магнитофон. Расшифровки этих записей потом показывали старцу и если он считал нужным, то вносил исправления и дополнения — из них получились впоследствии книги «Слов» Старца Паисия. Но, просматривая тетради, старец всегда говорил сестрам, что необходима духовная работа над услышанным и прочитанным, в противном случае все эти записи и заметки не принесут никакой духовной пользы


Домик отца Паисия на Афоне. Рассказывает Василеос Саррис, преподаватель литературы в афонской школе, близко знавший отца Паисия: «Старец очень доверял Промыслу и советовал всем людям ввериться Божией Воле. Он говорил: «Оставьте что-то Богу, не думайте, что вы сами можете все сделать! Еще он говорил, что люди очень сложные сейчас, они должны быть проще»


Каждое утро и вечер одна из монахинь ходит по монастырю и бьет в било – призывая монахинь и паломников на службу. Это афонская традиция, привнесенная сюда старцем Паисием. Колокола используют только по великим праздникам


Храм св.Иоанна Богослова в монастыре в Суроти – в этом храме проходят все монастырские службы, которые начинаются еще до рассвета!



Не все стоят службу внутри храма. Для мам и пап с детьми каждое воскресенье ставят скамейки перед входом. Динамики транслируют службу и сюда


После литургии, перед трапезой, прихожане спешат к могилке старца Паисия



Могилка старца Паисия находится слева от алтаря храма прп.Арсения Каппадокийского, около колокольни. Рядом всегда толпится очередь из приезжих, особенно в воскресный день. Греки подходят не торопясь, стоят в сторонке или сидят — молятся, потом ставят свечку и прикладываются, стоя на коленях, ко кресту. Некоторые берут себе горстку земли в пакетик. «Я не знаю зачем она мне, но видите — все так делают», — сказала одна из паломниц. Часто люди приезжают семьями и вместе, стоя рядом на коленях, молятся о чем-то общем. Мамы и папы прикладывают к кресту детей, оставляют записки


На мраморной плите написано завещание старца Паисия: » Я монах Паисий, рассмотрев свою жизнь увидел, что я преступил все заповеди Господа, что я совершил все грехи. И не имеет значения, если некоторые из этих грехов я совершил в меньшей степени, потому что у меня совсем нет смягчающих вину обстоятельств, поскольку Господь оказал мне великие благодеяния. Молитесь, чтобы меня помиловал Христос. Простите меня, и да будут прощены мной все те, кто считает, что чем-то меня огорчили… Очень благодарен и снова прошу молитесь»


Весь день на могилке у старца дежурит монахиня. Она протирает крест, следит за свечами, дарит паломникам масло от лампадки и фотографии старца. Вечером, когда монастырь закрывается, укрывает могилку специальным брезентовым тентом, укутывает в чехол деревянный крест и уносит в укрытие лампады и цветы, которые приносят старцу паломники


На фото епископ Лангоды Спиридон — он послужил панихиду и сказал, что был знаком со старцем очень близко – более 30 лет. Сам очень старенький, болеет – по дороге на лечение заехал к старцу на могилку


По афонской традиции в монастыре принимают паломников. Точнее паломниц, так как мужчинам оставаться на территории ночью не разрешается. Три гостевые дня обычно суббота, воскресенье и понедельник (только нужно обязательно созваниваться предварительно и предупреждать о своем желании приехать). Паломников селят в отдельные комнаты в гостевом корпусе и кормят в общей монастырской трапезной с сестрами. На фото – вид с балкона паломнической гостинницы на монастырский оливковый сад


На фото у домика отец Паисий. «Жил один человек — Димитриос, атеист. Он сильно заболел, у него был тромб и он умирал. Брат Димитриса Йоргос поехал к отцу Паисию на Афон, попросить молитв. Старец, как только его увидел, сказал ему, еще даже не успевшему задать вопрос: «Не волнуйся, твой брат не болен». Йоргос вернулся домой и рассказал об этом брату, тогда тот встал, хотя чувствовал себя очень плохо и отправился на Афон. Было это в пятницу. В субботу они увиделись со старцем, Димитрис представился: «я тот, кто болен» и тут же получил пощечину, потому что он не был болен. Потом старец его принял, они поговорили, а вечером пришли паломники и старец между делом рассказал, что в России сейчас начинается переворот. Димитрис вернулся домой в воскресенье и по телевизору показывали переворот в России. То есть старец предсказал переворот за день до начала. Димитрис очень удивился, но еще больше он удивился через несколько дней, когда анализы показали, что тромба больше нет и он действительно не болен, а здоров»


Монастырский оливковый сад. Монахини занимаются только церковными послушаниями и встречей гостей. «Старец благословил нас больше молиться, заниматься иконописью, паломниками, книгами — рассказывает одна из старших монахинь, — У нас есть оливковый сад, где мы собираем оливки из которых делаем масло для еды и в лампады. Никаких других культур мы не выращиваем, коров, коз и куриц у нас нет. Социальным служением мы тоже не занимаемся. Монахи должны молиться — это наше дело, тогда Бог не оставит и тех кому нужна помощь». Старец писал в своих письмах: «Монахи не оставляют пустыню, чтобы пойти в мир и помочь там какому-нибудь бедняку или посетить какого-нибудь больного в больнице и принести ему апельсин или другое утешение (то, что обычно делают миряне, дело, которое от них взыщет Бог). Монахи молятся, в том числе и обо всех больных»



Кроме монастыря в Суроти, старец Паисий основал и мужской монастырь св.Арсения Каппадокийского примерно в 100 километрах от Салоник. На входе в монастырь есть памятная табличка с изображением старца Паисия и св.Арсения Каппадокийского, который крестил старца и дале ему свое имя


Мужской монастырь св.Арсения. В этот удаленный монастырь приезжает гораздо меньше паломников. И монахи более открыты к общению


Традиционно в Греции колокола используют только по большим праздникам, в остальное время к службе призывают звоном вот в такие нехитрые металлические пластины. Монастырь св.Арсения


На фото семья Николаоса Ментесидиса: «За год до смерти старца, мне выпала радость привезти его с Афона в Суроти – это несколько часов дороги, — рассказывает Николаос, — По пути он меня спросил, не хочу ли я о чем-либо с ним поговорить? Я попросил рассказать мне, о чем его просят все эти люди, которые к нему приходят каждый день? И старец сказал мне, что «из года в год люди приходят и спрашивают одно и то же, но они не делают что я им говорю, а на следующий год приезжают и спрашивают снова.» «За 6 месяцев до смерти старца я посетовал ему, что хочу еще детей, — рассказывает Николаос Ментесидис, — хотя у меня уже были две дочери, но у моей жены, которой тогда было 40 лет, было больное сердце. Старец утешил меня. Вернувшись я узнал, что жена беременна, но врачи сказали, что рожать ей нельзя, иначе умрет она или ребенок. Я снова поехал к старцу. Он сказал: «давай так, вы не делаете аборт, а я буду молиться. Сердце твоей жены будет сильным, а сердце твоего ребенка будет добрым!» Так все и вышло. У нас родился мальчик, через несколько месяцев после смерти старца. Мы назвали его Паисием»


Мальчик Паисий, названный в честь старца. Отец Паисий писал: «Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу исправится одна частичка Церкви. Если бы это делали все, естественно, исправилась бы Церковь»

Рассказывает Афанасий Раковалис, автор книг о старце «Старец Паисий мне сказал» и «Гуру, молодой человек и старец Паисий»:

«Как-то раз я переживал, что в мире так мало христиан, из них так мало причащаются, а из них и того меньше тех, кто понимает что такое причастие. Старец сказал мне, что сегодня люди не хотят слышать о Христе, отворачиваются от Него. Но скоро произойдут события, которые изменят ситуацию, люди будут желать узнать о Христе больше. Дома наполнятся иконами, улицы храмами, а храмы верующими. Все что он говорил лично мне — произошло. Например я еще не был женат, а старец говорил мне – сколько у меня будет детей. Поэтому я на сто процентов уверен и относительно всего остального, что он говорил — так и будет.

Перед тем как развалился Советский Союз, старец говорил нам, что коммунизм падет. Он говорил, что уже сгнили сети, которые держат людей. Когда он нам это говорил, Советский Союз был империей, которая контролировала полмира, и нам казалось невозможным то, что впоследствии и случилось. Один русский человек приехал к старцу и вскоре после того как он вышел из его каливы, пришел я. Старец мне сказал, что русские сейчас в очень тяжелом положении, но будет опять возрождение и русские смогут создать сильное государство.

Быть рядом со святым очень хорошо! Старец был простым человеком. Он был такой смиренный, что мы забывали кто перед нами. В нем было столько любви, что каждый ощущал, что он ближе, чем родной отец. Не было в нем ни доли превозношения. Это был человек очень живой, открытый. Он обращался к нам как к равным, и мы свободно говорили обо всем. Разве что иногда я задумывался о том, какой он удивительный человек я ощущал почтение и страх. Рядом с ним всегда чувствовалось острое присутствие Божие. Просто находясь рядом мы духовно преображались благодатию Божией. Однажды мы поехали вместе в поездку на три дня и все это время находились рядом. Во мне была такая радость от близости нашего общения. Такого духовного подъема, я думаю, со мной никогда больше не будет, как в те дни. Старец нас толкал вместе с собой на небо. Это, как когда ты находишься рядом с камином — то чувствуешь тепло, хотя с твоей стороны нет никаких действий».

Екатерина СТЕПАНОВА

См.также: Ближе чем родной отец

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version