О том, как искажает нашу жизнь гордыня и как ей противостоять, мы поговорили с протоиереем Артемием Владимировым.
Протоиерей Артемий Владимиров – старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря Москвы. Член Союза писателей России, проповедник, педагог.
Метастазы гордости
— Многие считают, что гордый — это тот, кому есть чем гордиться: богатый, талантливый, успешный, красивый. А вот «середнячкам» гордость вроде и не присуща — чем гордиться-то?
— Гордость , по пословице, «прежде нас родилась». Суть ее — в произвольном, противном воле Божией обособлении от своего Создателя. Первое падение случилось с херувимом, ставшим противником Бога, — Сатаной. Им обольщенный не устоял и Адам, на мгновение посчитав, что и сам может быть «богом». С тех пор эта духовная инфекция живет в людях независимо от того, талантливые ли они, или «серенькие лошадки».
От гордости, словно из злокачественной клетки, образуется «раковая опухоль» себялюбия.
Гордость дает три метастазы в трех силах человеческой души — в уме, сердце и воле. Это самомнение, сластолюбие, самоволие. Проявляются эти страсти по-разному, в зависимости от характера, обстоятельств и склада души человека.
Если в успешных и красивых гордость и самолюбие проявляются в том, что они считают себя умнее, достойнее других, в презрении к окружающим, то в «середняках» гордость чаще выражается в мнительности, обидчивости, печали, а также в плохом настроении, зависти, злобности.
Я бы особенно отметил в качестве «маркера» гордости такое состояние, как безмолитвенность. Если мы не чувствуем нужды во внутреннем обращении ко Христу Спасителю, то мы de facto горды, самоуверенны и надеемся лишь на себя и свои силы, — собственно, как и Адам при своем падении. Такой человек, к сожалению, строит свою жизнь на песке.
— Чем отличается самоуважение, достоинство, честь от гордости?
— В чем подлинное достоинство человека? В том, что мы носим в себе образ Божий; в том, что нам дарована Христова благодать; в том, что мы призваны к нетленной и святой жизни во славу Спасителя.
Соответственно, мы не должны потакать людям, склоняющим нас ко греху. Лучший пример — Евангельский. Господь велит ученикам мужественно пресекать общение с источником греха: «Если правая рука соблазняет тебя, — гласит слово Божие, — отсеки ее. Лучше тебе увечному войти в Царство Небесное, чем быть ввержену в геенну», поддавшись греху.
Истинное самоуважение проявляется в стремлении во что бы то ни стало хранить верность Господу. Не стать предателями, не продать Господа за сребреники, как однажды случилось с Иудой и как продолжает случаться с нами самими, когда между верностью Христу и собственным хотением мы выбираем последнее.
Комплекс неполноценности появился из-за разрыва человека с Творцом
— А связаны ли гордыня и то, что психологи называют комплексом неполноценности?
— «Комплекс неполноценности» — термин, взятый из психологии. Эта наука сложилась в гуманистическую эпоху и исходит из безрелигиозной концепции человека. Но приведенное выше словосочетание прекрасно иллюстрирует драму разумного Божьего создания, потерявшего духовную связь с Творцом. Отчуждившись от благодати Божией, человек обречен на «неполноценность», ущербность, страдание.
Можно сказать, что в данном случае сердце мучает именно неудовлетворенная гордыня или нереализованное самолюбие, которые ищут «законного» основания в искаженном самосознании человека, но никогда не находят его. Отсюда — вялость души, печаль, обиды, злость, враждебность к другим и даже ненависть к себе… Всё по причине того, что не получается быть «успешным», как другие.
Противоположность гордости — смирение. Как же его обрести?
— Говорят, что добродетель, противоположная гордости, — это смирение. А как можно проявлять смирение на практике? Нужно ли, например, в споре всегда соглашаться с оппонентами, если факты говорят, что правда на твоей стороне?
— Думаю, если конфликт касается не лично нас, а общей пользы, — безусловно, можно отстаивать правое мнение, сохраняя, однако, сердечное спокойствие. Засвидетельствовав противоположной стороне истинное положение дел, мы выполним свой нравственный долг, а оппонент сам будет отвечать за собственное решение.
Если же речь касается лично нас, то здесь, по евангельскому закону, полезнее смириться, спокойно принять то, что нас не слышат, наше мнение не принимают, потому что не считают важным.
Если получится это делать от сердца, с искреннностью и постоянством, то Господь, конечно, не оставит нас Своей благодатью и вместо человеческого признания утешит благодатной милостью. «На кого посмотрю, — только на кроткого и смиренного», обещает нам Христос.
Потому и борьбу с гордостью должно вести, памятуя Евангельские слова : «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».
Как научиться смирению у Господа? Очевидно, только находясь с Ним в живом союзе — посредством молитвы, и призывания Его святого имени!
Помните со школьных лет формулировку физического закона Блеза Паскаля? «В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый». Молясь внимательно, от сердца, мы становимся единым духом с Ним и приобщаемся спасающей нас Божьей благодати.
Коллажи Оксаны Романовой