Время от времени некоторые бродвейские театры раскрывают свои двери только для особой публики – детей с аутизмом. Об одном таком представлении – утреннем спектакле «Эльф», подготовке к нему и впечатлениях зрителей рассказал на сайте AstorPlaceRiot.net драматург Уильям Эйкерс.
Аудитория утреннего спектакля «Эльф» на сцене театра Хиршфельд полностью состояла из детей с аутизмом и их родителей
На утренней постановке бродвейского шоу «Эльф» в начале января этого года в зрительном зале царило непривычное и странное оживление. Когда занавес поднялся, и глазам зрителей предстала нарумяненная актриса Уэйн Найт в красно-белом костюме, послышался девчоночий голос: «Привет, Санта!», а вслед за ним мальчишичий: «Тихо!» Во время первого танцевального номера, когда эльфы, встав в ряд, грациозно машут своими крохотными ножками, какой-то ребенок побежал по проходу и швырнул игрушкой в одного из танцоров. Тот ее ловко поймал, не сбившись с такта – словно так и надо. На протяжении всего первого акта шум в зале нарастал, но актеры оставались на удивление спокойными.
«Ничто не сравнится с театром, полным детьми с аутизмом, – говорит «эльф» Джордан Гелбер. – Шум в зале не прекращается ни на секунду. Но зато когда звучит музыка или песня, кажется, что все звуки тогда умирают».
Программки шоу, которое идет с успехом на бродвейской сцене уже не один год
Зрители, состоящие почти сплошь из детей с расстройствами аутистического спектра и членов их семей, собрались здесь по задумке Theatre Development Fund (Фонда театрального развития) — активно развивающейся благотворительной организации, в рамках которой в 2011 году появился проект Autism Theatre Initiative (Театральная инициатива для аутистов). Несколько раз в год TDF превращает обычную, степенную атмосферу Бродвея в детский рай. Стоит однажды привыкнуть к шуму, чтобы понять: самые счастливые бродвейские зрители собрались именно здесь.
Этот проект – детище Лайзы Карлинг, исполнительного директора TDF, чья цель показать мир Бродвея людям, которых она называет «брошенной аудиторией».
«Это ненормально, когда тот, кто страдает аутизмом – неважно, взрослый он или ребенок – остается дома, вместо того, чтобы пойти на бродвейскую постановку как любой другой человек», – говорит она.
Мягкие игрушки | «социальные истории» |
Перед началом спектакля Карлинг стояла у входа в театр и переживала: все ли пойдет так, как надо. События, к счастью, развивались в соответствии с планом. Десятки волонтеров заполнили пространство, помогая пришедшим ориентироваться в переполненном фойе тетра Хиршфельд (Hirschfeld).
Буфет наверху был закрыт – щедрая уступка со стороны владельцев театра. Это позволило оборудовать здесь рекреацию – место для самых активных зрителей, где они могли бы сбыть свою неуемную энергию. Там были книжки с картинками, хлопушки и огромное количество самых разных мячиков-«фиджетов», которые волонтеры выдавали каждому, кто попросит.( Слово fidget дословно значит «непоседливый». Оно прочно вошло в английский язык для обозначения ярких и различных по текстуре игрушек, с помощью которых дети-аутисты и не только могут развивать мелкую моторику, тактильные ощущения и восприятие цвета. Мячики – самый распространенный вид фиджетов. – прим.перев).
«Мы, конечно, стараемся вернуть их на место в конце шоу, – говорит волонтер Триш Махалко. – Иногда не удается, но ничего страшного».
Наверху, в мезонине один из кабинетов переоборудован в тихую зону. Это место, где перевозбужденные зрители могут послушать классическую музыку в наушниках или просто спокойно полежать под тяжелым теплым одеялом. После антракта не все зрители возвращаются в зрительный зал на второй акт «Эльфа». Кто-то остается в рекреации, кто-то – в зоне тишины. Родители все равно довольны тем, как проводят время их дети, которые обычно не могут посидеть спокойно и несколько минут.
Подготовка к подобным представлениям начинается задолго до самого мероприятия. TDF потратил около 117 тысяч долларов, чтобы выкупить театр с почти 1,5 тысячами мест, и продает билеты со скидками от 35 до 50% – по критически низким, как сказали бы аналитики, ценам.
Для многих зрителей «Эльф» – первое бродвейское шоу в их жизни. Какое впечатление оно на них произведет, невозможно предугадать. Следовательно, надо предвидеть все. Чтобы все прошло гладко, TDF начал сотрудничество с организацией Autism Friendly Spaces («Пространство, приспособленное для нужд людей с аутизмом»), специалисты которой применяют технику, названную «социальными историями». Это стандартная обучающая программа, объединяющая слова и картинки для людей, у которых существуют трудности с вербальным общением.
«Мы стараемся, прежде всего, сфокусировать наше внимание на превентивной стратегии», – говорит Джейми Блайвайсс, соучредитель «Autism Friendly Space». – Подготовка зрителей заранее – до того, как они придут в театр – это самое важное».
Основываясь на рекомендациях Блайвайсса и других экспертов, TDF потребовал от продюсеров «Эльфа» внести в шоу несколько изменений. Так, огни в зале не были потушены полностью. Микрофоны актеров работали не на полную громкость. Волонтеры, встречавшие публику у входа, держали в руках светящиеся указки, с помощью которых предупреждали родителей о потенциально опасных для их детей местах. О том, чего не удалось изменить и избежать, сообщалось в специальных буклетах, розданных родителям заранее. Например, TDF потребовал, чтобы на следующем, апрельском, представлении для аутистов «Человек-паук: возвращение тьмы» злодей-Паук повесил себя за пояс, а не за шею. Продюсеры отказались вносить такое изменение в сценарий. Родители будущих зрителей уже знают из буклета о готовящемся на сцене самоубийстве; вести ребенка или нет на это шоу, решать им.
«Это нормально, – говорит Лайза Карлинг. – Главное, что мы ведем с продюсерами диалог, и во многом они идут нам навстречу».
«А мы со своей стороны, – вторит ей Джейми Блайвайсс, – обязуемся никогда не нарушать целостности их представления. Никогда».
«Эльф» – четвертое представление для аутистов для TDF. Сначала была «Мэри Поппинс» и две постановки «Короля Льва» в 2011 и 2012 годах. В прошлом году Мика Холлингворт, один из владельцев театра Хиршвельд, позвонил в эту организацию после того, как его страдающий аутизмом сын побывал на премьере «Короля Льва».
Мальчик вначале наотрез отказался пойти в театр, но Холлингворт и его жена, которая также работает в шоу-бизнесе, настояли. Им очень хотелось, чтобы ребенок понял, чем они занимаются на работе.
В «тихой комнате»
«Все время там он был очень тревожен, почти охвачен паникой – вспоминает Холлингворт. – А потом к нам подошли волонтеры. У них была книжка с картинками, мячики-фиджеты и другие занимательные штуки, с которыми мой сын был знаком. Он пошел на контакт с ними, немного успокоился и смог посмотреть шоу до конца. И да, он действительно чудесно провел время».
Страх мальчика перед театром исчез, и с тех пор он ходит вместе с родителями на обычные спектакли. Мечта Холлингворта – чтобы после таких шоу и с другими людьми произошло подобные изменения. Очень важным для него было и то, что во время представления «Эльфа» родители могли отдохнуть.
«Им ведь не так часто выпадает такая возможность, верно?, – говорит директор театра. – А здесь вы видите, как человек входит в зал, усаживает ребенка, садится в кресло сам – и его плечи расслабляются, напряжение отпускает его. Все в порядке, все на местах, можно просто сидеть и смотреть шоу, ни о чем не думая. Это прекрасно! Это – настоящее чудо. Я работаю в шоу-бизнесе, и главное слово тут «бизнес». Но, по крайней мере, сегодня, я знаю, что сделал что-то очень важное для пришедших сюда людей, что-то доброе».
«Эльф» с успехом идет на сцене театра уже достаточно давно. Утренник для аутистов — это не просто благотворительный жест, это очень полезное для всех сторон мероприятие. Гарантированный аншлаг, бурные положительные отзывы прессы, благодарные зрители… А для актеров, занятых в спектакле – возможность по-новому сыграть знакомую роль и ощутить прилив энергии.
После каждого представления TDF проводит исследование мнений зрителей, и у Лайзы Карлинг уже накопилась целая коллекция историй, способных растопить лед в сердце самого зачерствелого бродвейского ветерана. Одна женщина рассказала, как на постановке «Короля Льва» ее сын взял сестру за руку. До этого ребенок ни разу не проявлял чувства нежности или привязанности – ни к человеку, ни к игрушке, не хотел, чтобы его обнимали, вообще как-то прикасались. Маме с сыном пришлось покинуть представление еще во время первого акта. Женщина купила игрушку в качестве сувенира. В поезде по пути к дому мальчик прижал к себе львенка и ни за что не хотел расставаться с ним.
«А еще был мальчик, который не говорил, – вспоминает Карлинг, – а дома, после спектакля накинул одеяло на плечи и стал повторять: «Я Король Лев! Я Король Лев!» Когда его отец писал нам об этом, то, по собственному признанию, плакал».
Источник: http://narrative.ly/2013/01/autism/ Фото Эмона Хассана.