Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Мы все имеем нужду друг в друге. Бедный – в богатом, богатый – в нищем, ничего не делающий – в подающем милостыню, подающий – в принимающем…».
И мы, сестры милосердия, и все труждающиеся на ниве Господней, имеем нужду друг в друге, чтобы знать – мы не одни, чтобы чувствовать сестрическое плечо рядом, когда тебе трудно, когда ты выбиваешься из сил, разрываясь между семьей, работой, служением в сестричестве, когда тебе необходимо поделиться радостью или болью. И ты знаешь, что есть такие люди рядом с тобой, кто выслушает, порадуется с тобой или даст совет, как пережить «житейскую бурю», кто помолиться за тебя и попросит тебе помощи у Господа, кто трудится в больницах рядом с тобой над немощным телом, руками помогая ему, а словами, теплом, любовью врачуя больную душу. Кто в церковные праздники искренне поздравит тебя и разделит с тобой радость этого дня, кто поймет тебя, когда ты в смятении и не осудит….
Есть такое емкое слово – единомышленники. И, хотелось бы верить, что это – мы. Единомыслие о Боге и служение Ему собирает нас под одну сень – десницу Господа нашего Иисуса Христа в надежде на личное спасение и на то, что мы еще успеем помочь многим людям обрести Господа.
Сестричества нашей Брестской Епархии живут, и слава Богу, что Господь позволяет нам, грешным сестрам, служить Ему через служение ближним, больным людям, немощным, удрученным жизнью, обессиленным борьбой с этой жизнью.
В 2004 году сестричеств у нас было 7, а на начало 2006 года нас уже 14.
Поэтому правящим Архиереем Брестской епархии Владыкой Иоанном было принято решение о необходимости образования Совета старших сестер Сестричеств Милосердия епархии, чтобы, по призыву Православной Церкви, участвуя вместе с приходами в программах социальной благотворительности для общества, наше служение ближнему стало бы более эффективным, чтобы мы могли поддержать людей в переживании последствий социального кризиса в стране и, поддерживая друг друга и помогая друг другу, совместно решать назревающие вопросы и проблемы в границах нашей Епархии.
Брестская епархия – очень сложная епархия. По своему местоположению – на границе, на перепутье множества дорог и направлений, она и в духовной жизни не простая. Много конфессий, сект, и очень сильных сект, «вооруженных до зубов», как говориться. Да и каких-то новообразований, то и дело возникающих, пропадающих и опять всплывающих под другим названием. И все роятся, роятся, куда-то едут, откуда-то приезжают, чего-то ищут, всем недовольны. Поэтому объединение сестричеств предполагает помощь, обмен опытом в служении, как милосердном, так и миссионерском, (ведь мы и Марфы, и Марии), чтобы, как сказал наш правящий Архиерей Владыка Иоанн, «привести как можно больше ближних к Богу, в храм, борясь с людскими суевериями, разъясняя основы Православной веры, убеждая людей, что таинства исповеди и Причастия необходимы человеку не потому, что он заболел, а потому что без этого, без исповеди и Причастия, нет жизни для души, как без воздуха нет жизни для тела».
Сестричества Брестской епархии – это 260 человек сестер, почти в каждом районном центре. Деятельность их многогранна и разнообразна.
10 Сестричеств окормляют больницы. В Бресте почти во всех больницах открыты часовни, где несут послушание наши сестры, помогая священника в подготовке больных к Таинствам исповеди и Причастия, соборования, а нередко и Крещению. Проводят духовные беседы с ними, подсказывая и направляя их в нужное им же духовное русло, терпеливо выслушивая все их проблемы. Ведь именно в больницах, в страдании, а может быть и пред лицом смерти, многие впервые начинают задумываться о смысле жизни.
«Бог близок к скорбящему сердцу того, кто к нему вопиет в скорби» – сказал преподобный Исаак Сирин.
В болезни человек становится более чутким. Даже неверующие люди, видя простое сострадание, не говоря уже о физической помощи больному страдающему телу и духовной поддержке страждущей душе, видя уважение и трепет, с которым сестры обращаются с больными благодарят и проникаются уважением прежде всего к той Церкви, которая послала к ним, больным, этих женщин в платочках с крестиками, этих «ангелов», как они часто называют сестер.
Они проникаются доверием к нам, когда, ухаживая, начинаешь спрашивать об их жизни, их мире, который в больницах теряется для других людей и человек обезличивается, становится «просто больным телом». А если он чувствует, что он личность для того, кто ухаживая, общается с ним, то он может, обретя доверие к сестрам, раскрыться и попросить духовной помощи. И люди просят, крестятся в часовнях и идут на исповедь. А для человека, оказавшегося в больнице, лицом к лицу с собственной жизнью и совестью, пред очами Господними, и никогда не прибегавшего к Таинству Покаяния, очень важна первая исповедь и, можно сказать, качество подготовки к ней.
Сестры милосердия, как первые помощницы священника, должны уметь расположить к себе человека и уметь подготовить его к первому в его жизни покаянию, проливающего свет на всю последующую религиозную жизнь человека. Поэтому наши часовенные батюшки и сестры трудятся на совесть.
Сестры с большим желанием и любовью занимаются устройством и благоукрашением часовен – ведь часовня в больнице – это своеобразная домовая церковь, больничная церковь, под сенью которой находится и сама больница, и больные, и медработники. И, слава Богу, если во главе больницы стоит главный врач – православный христианин, который заботится и «душой болеет» за часовню во вверенной ему больнице, занимается ремонтом и улучшением условий служения сестер и батюшек в часовнях.
Брестские городские сестричества служат каждое в двух больницах, а сестричество в честь преподобномученика Афанасия, игумена Брестского – в трех. Так у нас получилось, что две часовни были открыты, когда при Свято-Симеоновском кафедральном соборе г. Бреста действовало Братство во имя преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, а мы были еще Воскресной школой для взрослых. И этим двум часовням уже по 8 лет. Третья часовня была открыта по благословению Владыки Иоанна, когда было образовано наше Сестричество, в 2003 году. На тот момент в Бресте было одно служащее в больнице сестричество при Братской Николаевской церкви, в самой тяжелой больнице – областной онкологический диспансер. Сестер там немного, 15 человек, а еще у них инвалиды-колясочники. А Сестричество при соборе собралось большое, вот нам и благословили третью больницу.
Потом стали образовываться в городе другие Сестричества и в них пошли тоже слушатели нашей воскресной соборной школы. Многие батюшки прошли через служение в наших часовнях и, став на самостоятельные приходы, продолжили служение милосердия, организуя Сестричества и часовни в других больницах. Так Сестричество в честь святителя Луки Симферопольского (Войно-Ясенецкого) окормляет областную больницу и областной туберкулезный диспансер; Сестричество во имя святой Ефросиньи Полоцкой окормляет областные диспасеры – наркологический и кожно-венерологический. Никольскому сестричеству добавилась районная больница, где наряду с основными послушаниями, больным показывают видеофильмы духовного содержания.
Не охваченные нашим вниманием остались областной родильный дом с гинекологией и детская областная больница. Пару лет назад мы пытались найти общий язык с родильным домом. Но нам отказали под каким-то благовидным предлогом – то ли нет помещения, то ли страх перед инфекцией. Ну, а в общем-то вопрос в другом был: в то время они только что организовали платный абортарий и не могли позволить нам вести «подрывную работу» в их коммерческой деятельности.
А детская больница может быть охвачена, возможно базируясь на опыте работы сестричеств в других епархиях. Это могут быть и библиотечки с духовной литературой, и духовные видеофильмы, и поздравления с церковными праздниками, и рассказы о них, и подарки.
Так что возможно, объединив усилия, мы и эти твердыни размягчим с Божией помощью.
Восемь Сестричеств епархии совершают патронажные посещения на дому инвалидов, инвалидов-колясочников, ветеранов войны и труда, воинов-афганцев.
Инвалиды не всегда имеют возможность по состоянию здоровья побывать в храме, поэтому они с нетерпением ждут встреч и духовных бесед со священниками, с сестрами, проявляют живой интерес к жизни Церкви, приходов, хотят больше узнать. Такие встречи способствуют повышению их духовного уровня и христианского сознания – терпеливо нести свой жизненный крест, следуя путем исполнения заповедей Христа.
Кроме того им оказывается и посильная материальная и физическая помощь: сестры приносят продукты, одежду, больной купили ортопедическую кровать с матрацем, помогали установить телефоны (помощь шла и от епархии и от сестричества), моют, убирают и делают все, что просят.
Сестричество во имя святой равноапостольной Марии Магдалины из г. Березы кроме послушаний в больницах и посещений на дому большое внимание уделяет клубу молодых инвалидов «Огонек надежды» и клубу пожилых людей «Золотая россыпь».
Сестры проводят совместные заседания с членами клубов с празднованием именин, чтением жития святых, совершают паломнические поездки в Жировицкий Свято-Успенский монастырь с посещением источника, а в праздники Рождества Христова и на Пасху дарят памятные подарки.
Сотрудничают они и с Обществом Красного Креста. Результатом такого взаимодействия стали совместные мероприятия в СШ №2 г. Березы в рамках курса «Исследуя гуманитарное право» на темы: «Сестры милосердия в России, «Женщина и война», а также участие в областном семинаре, организованном Белорусским Обществом Красного Креста.
Четыре Сестричества епархии занимаются детьми. Сестричество в честь великомученницы Татианы г. Кобрина посещает детский дом города. В нем 7 групп, около сотни ребятишек. Один-два раза в неделю сестры проводят с детьми духовные беседы, подготовку к исповеди и Причастию, к Крещению, поздравляют с праздниками и дарят подарки. В каждой группе организован духовный уголок. Оказывали помощь в ремонте детского дома.
Сестричество в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны духовно окормляет Детский приют г. Дрогичина.
Крестовоздвиженское Сестричество г. Высокое. Там всего 4 сестры. Это их первый год работы. Кроме больницы они посещают детей-инвалидов на дому и ведут большую духовно-просветительскую работу в Санаторной школе-интернате по оздоровлению детей из загрязненных радиацией районов Брестской области . Эти дети на лето уезжают домой, а на их место приезжают дети – круглые сироты из других школ-интернатов и работа продолжается с ними.
Приход церкви воздвижения Креста Господня и ее настоятель о.Анатолий (он тоже служил в наших больничных часовнях г. Бреста) принимают активное участие в жизни Сестричества и его деятельности, оказывают материальную помощь.
Есть у нас сестричество, которое тоже занято детьми, но оно совершенно особенное. Организовано оно при Свято-Симеоновском кафедральном соборе г. Бреста в 2001 году. Они не помогают в больницах, не ищут больных и инвалидов, кому бы помочь, кого бы призреть. У них все это дома. В сестричестве собрались мамы онкобольных детей. И помогают друг другу учиться жить с этой бедой, поддерживают друг друга. Каждый четверг вечером они собираются со своим духовником на чтение Акафиста иконе Божией Матери «Всецарица». Посещают больных детей накануне дня рождения, на день Ангела, дарят подарки и обязательно фрукты. Проводят утренники на праздники Рождества Христова и на Пасху, участвуют в приходском поздравлении Владыки с этими великими праздниками, оказывают материальную помощь находящимся на лечении; организовывают паломнические поездки и мамы едут с детьми, если те в состоянии. Каждый месяц в Свято-Никольском храме Брестской крепости больные дети исповедуются и причащаются.
Просматривая отчеты за 2005 год, в конце их отчета читаю: «Все живы». И эти слова полоснули бритвой по сердцу. Надолго ли? И ведь это – о детях! И в то же время – а что можно изменить? Только терпение, смирение и надежда. Они так и называются: Сестричество Вера, Надежда, Любовь и мать их София. София – премудрость. Но если бы можно было заменить премудростью и рассудительностью боль надорванного материнского сердца!
Пошел 2006 год и уже есть рецидивы… Укрепи их, Господи!
Каждым сестричеством проводится большая миссионерская работа – больницы, приюты, инвалиды. Да и сама форма сестры милосердия – это уже проповедь, это уже разговор о Вере, о Православии.
Все сестричества принимают активное участие в жизни приходов, при которых они созданы. Это и подготовка к праздникам, помощь в уборке храма, соблюдение порядка и помощь прихожанам во время службы, помощь в написании записок, участие в праздничных утренниках, поздравления с праздниками.
Брестские сестричества общаются между собой, встречаются на годовых собраниях, храмовых праздниках, Крестных ходах, которых у нас два: на день всех Белорусских святых и на день преподобномученика Афанасия, игумена Брестского.
Так что жизнь идет, сестры служат, несут послушания, но чувствуется усталость, особенно у тех, кто работает. Светя другим, сами горят, как свечки. Дом, семья, многие одни воспитывают детей, работа, послушания в сестричестве – много на одни хрупкие женские плечи. Поэтому я считаю, что с сестрами я должна быть снисходительной и терпимой, даже если кто-то в чем-то и заблудился, поскольку их жизнь и так не легка. Но давать им понять, что они – Сестры Милосердия, что главное в нашем служении -послушание, смирение, дисциплина – просто необходимо. И внешний вид, и поведение в храме, часовне. Люди внимательно за нами наблюдают. И надо не дать им лишний повод сказать плохо о сестрах. Поэтому стараюсь находить золотую середину, я бы сказала, «мягкую строгость», уважение и любовь. Это не светская организация, где держит работа за заработную плату. В сестричества идут добровольно, поняв, где истина, ищут путей спасения. И в этом им нельзя отказать. Пусть служат, сколько есть сил и позволяет время. И, может быть, придет время, когда появится возможность организовать какой-то отдых сестрам, хотя бы кратковременный.
Сестричества, как и каждый коллектив, является живым организмом – регулярно чем-нибудь «болеем», кто-то дает крен влево, кто-то вправо, надо лечить, выпрямлять, хотя всегда ли это надо? Может резать по живому? Кто-то уходит, кто-то приходит. Текучесть кадров, надо сказать, небольшая. Но за эти три года, что мы служим, сказать, что от желающих потрудиться на ниве Господней нет отбоя – нельзя. Резерв потенциальных сестер невелик. Люди очень боятся перемен в своей жизни, боятся нагрузить себя ответственностью, оторваться лишний раз от дома, привычного уклада и т.д. Говорят: «хочу, но трудно, не смогу, не готова».
А как нужно готовиться к проявлению милосердия? В сердце должен прозвенеть звонок? Какой-то голос должен сказать – «готов»? Или душа, увидев боль и страдания другого человека, встрепенется и захочет смягчить боль, поправить сбитые простыни под страдающим телом, помыть его, дать воды, сказать слово ободрения? Я бы для того, чтобы в людях проснулась милость, устраивала бы день открытых дверей в больницах, даже бы чаем поила. И поводила бы по палатам. А вдруг кому-то не даст спать какая-нибудь заброшенная бабушка? И случиться чудо….И придет…
Я, не дай, Бог, никого не сужу и всех стараюсь понять. Но где наша смена? Где ее брать? Училищ нет. Молодежь бывает и загорается, видя нас в храме, в косынках, сарафанах. Но, узнав наше служение, требования, уходят. Еще могут сказать: «Я – не достойна». В беседе с Владыкой Иоанном обсуждали эту проблему и он сказал: «А вы им скажите, чтобы они со всем своим недостоинством, но со смирением выполнили послушание». Но сама знаю, что это трудно и совет Владыки приняла лично для себя в первую очередь.
Жаль, конечно, что служение делам милосердия в наше время происходит по остаточному принципу: сначала работа ради хлеба насущного, ради пенсии, семья с ее каждодневными заботами, и там надо в первую очередь проявить милосердие к ближним, а что останется – на дела милосердия. Вот и получается, что сестры рвутся на части, понимая, что служат Господу и желая этого служения. Но нет социальной защищенности сестры милосердия у нас, все на «голом энтузиазме», подкрепляемом только глубокой верой. Служение сестры милосердия укрепляет веру, дает возможность познать сердечно то, что было известно только нашему разуму. Через страдания людей и служение им познаешь Самого Христа. Но бывает обидно, (хоть это и не по христиански), обидно, когда тебя не понимают, умаляют значение твоего служения для общества, человека. И клюют эту сестру со всех сторон: и дома (где была так долго?), и на работе – целая история с географией бывает, когда надо отпроситься с работы по делам сестричества, да и в храмах наших не все понимают серьезность служения сестер. И их трудности. Поэтому хотелось бы больше понимания, внимания и помощи от священства, чтобы они за своей огромной занятостью находили время и для наших проблем.
Сестры милосердия должны обязательно общаться со священниками, с духовником сестричества, чтобы хотя бы по минимуму изучать вместе с ним азы духовных дисциплин – катехизис, историю Церкви, Священное Писание Нового Завета для того, чтобы «знать основы допастырского душепопечения больного, т.е. до встречи со священником, что особенно важно в служении сестер милосердия, ибо их задача – не только заботиться о выздоровлении тела больного, но и попечении о его душе. Цель такого служения сестры милосердия – миссионерская: обратить душевные силы больного к Богу и, в соработничестве со священником, уврачевать больного духовно».
Основательница Марфо-Мариинской обители сестер милосердия в Москве, великая княгиня Елизавета Феодоровна так писала в письме царю-страстотерпцу Николаю II и эти слова, через 100 лет, как Благословение для нас: «…Некоторые не верят, что я сама, без какого-либо влияния извне, решилась на этот шаг; многим кажется, что я взяла неподъемный крест и либо пожалею об этом и сброшу его, либо рухну под его тяжестью. Я же приняла это не как крест, а дорогу полную света, которую указал мне Господь после смерти мужа и стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе… . И конечно же, я недостойна той безмерной радости, какую мне дает Господь, – идти этим путем, но я буду стараться, и Он, Который есть одна любовь, простит мои ошибки, ведь Он видит, как я хочу служить ЕМУ и тому, что ЕГО».
Брестская крепость любви и милосердия
Жаль, конечно, что служение делам милосердия в наше время происходит по остаточному принципу: сначала работа ради хлеба насущного, ради пенсии, семья с ее каждодневными заботами, и там надо в первую очередь проявить милосердие к ближним, а что останется – на дела милосердия. Вот и получается, что сестры рвутся на части, понимая, что служат Господу и желая этого служения. Но нет у нас социальной защищенности сестры милосердия
Читать еще