
В том, что человек с синдромом Туретта – постоянно издающий лающие звуки и дергающий головой – может работать учителем, засомневается каждый второй врач. Но жизнь нередко удивляет.
В подростковом возрасте Брэд Коэн поставил себе цель: стать учителем.
Но разве может работать с детьми человек, постоянно издающий лающие звуки и дергающий головой?
Неудивительно, что двадцать с лишним школ отвергли его кандидатуру. Но одна дала ему шанс.
Сегодня Брэд Коэн преподаватель, администратор школы, мотивационный оратор, автор книги и сценария к фильму «Перед классом», основатель фонда, помогающего больным с синдромом Туретта.
Когда болезнь учит

Когда знакомишься с этой истории ближе, кажется, что Брэд Коэн совершил невозможное. Синдром Туретта – заболевание нервной системы, сопровождающееся вокальными и моторными тиками. Проще говоря, человек издает непроизвольные звуки и делает неконтролируемые движения: дергает головой, руками, закатывает глаза, моргает.
Синдром Туретта не влияет на интеллект, люди могут прекрасно учиться и работать, но часто остаются социально невостребованными и закрываются дома. В случае Брэда Коэна все вышло наоборот.
И позже во всех выступлениях Коэн подчеркивал, что его самым строгим, настойчивым, верным и мучительным учителем была его болезнь.
А еще помогла мама. Именно она отвергла для сына путь надомного обучения, надомной работы, общения лишь по интернету или в группе поддержки.
«Не стану прятаться»
Долгое время Брэду не могли поставить диагноз, врачи не понимали, что с ним. Родители развелись, когда Брэд был дошкольником. Сначала психолог, к которому мама привела сына, посчитал, что тики – это реакция на развод. Отец считал поведение сына невыносимым и говорил, что ему не хватает дисциплины.
В итоге диагноз Брэду мама поставила сама, прочитав груду медицинских книг. Врач, который вел мальчика, подтвердить его.
Поворотным моментом для Брэда стало посещение группы поддержки, где он увидел взрослых и детей, которые спрятались от общества. А одна мама дала маме Брэда совет: «Я забрала своего сына из третьего класса только чтобы сохранить себе рассудок. Хотите совет? Сделайте так же».
Но мама с сыном не послушались. А Брэд понял, что не хочет быть таким. И именно тогда у 12-летнего ребенка родилось стратегия и тактика жизни – бороться.
Поддержка директора, смельчака и умницы
Брэд всегда учился в обычной школе. Учителя считали его клоуном, требовали, чтобы он извинялся перед одноклассниками за то, что нарушает тишину на уроке. Учиться Брэду нравилось, но у него были проблемы с концентрацией внимания: то, что у других детей занимало час, он делал за два или три. И ненавидел читать, ему было сложно сосредоточиться.
Отрицательный школьный опыт опять помог Брэду.
За все годы учебы он не встретил хорошего учителя, понимающего и принимающего детей с особенностями. И он сам решил стать таким учителем, который поможет ребенку учиться, даже если он не такой, как все.
Несмотря на то, что Брэду не повезло с учителями, в средней школе ему встретился потрясающий директор, мистер Майер. Он помог ему не бояться говорить о своем синдроме.
Однажды на школьном концерте мистер Майер вызвал Брэда на сцену и перед всей школой стал задавать ему вопросы о том, – что там у него за синдром Туретта и как он проявляется?
То выступление стало шоковой терапией для подростка, отвечать перед всеми было мучительно, но школьники вдруг оценили мужество Брэда и встретили его слова овациями. С тех пор он научился рассказывать людям о синдроме Туретта без страха и стеснения.
«Всего несколько слов и немного пояснений, – но это словно распахнуло дверь в совершенно новый мир. И я понял – когда-нибудь, как-нибудь, с синдромом или без, я стану учителем».
24 отказа
В 1992 году Брэд Коэн успешно окончил школу и поступил в университет.
Поскольку он сам научился не стесняться своего синдрома, сокурсники его принимали и поддерживали. Хотя среди незнакомых с пониманием было сложнее.
Однажды Брэда выгнали из местного кафе, посчитав пьяным. Но после того, как остальные студенты объявили бойкот заведению, менеджер позвонил Брэду и лично принес извинения.
После университета (Брэд получил диплом с отличием) наступил самый сложный период его жизни. Теперь предстояло доказать окружающим, что он может быть хорошим учителем.
Он прошел 24 собеседования с директорами школ. И получил 24 отказа.
Всех пугал странный человек. Несколько раз Брэд был близок к отчаянию. Но, как он сам говорит, «перестать бороться означало согласиться со всеми, кто считает, что я выбрал не ту дорожку». Молодой учитель сказал себе, что проблема не в синдроме, а в том, что он пока не нашел нужную школу. Ту, в которой увидят его как специалиста, как человека, а не как больного.
Тогда Брэд составил карту всех школ штата Джорджия и стал методично объезжать их, везде оставляя резюме. Двадцать пятой по счету стала школа Mountain View. Ее директор решил, что нельзя учить детей толерантности только на словах, и дал шанс Коэну. Его взяли на должность учителя второго класса.
Чему учил мистер Коэн, кроме математики

Коэн сразу решил, что синдром никогда не будет запретной темой для его учеников, они могут спросить его все, что захотят. Он видел свой плюс в том, что ему легко объяснить ребенку: «Нормально быть самим собой, нормально выражать себя по-разному».
И очень скоро необычный учитель завоевал любовь своих второклассников. Особенно хорошо он находил подход к тем детям, с кем не могли сладить другие преподаватели. Ведь благодаря своим особенностям он знал, как сложно быть не таким, как все.
А девочка, родители которой забрали ее из класса «ненормального учителя», сбегала к нему на уроки и хотела учиться только у мистера Коэна.
Брэд всегда был убежден, что детей надо учить не только математике и письму, но и тому, как не бояться быть самим собой, как уметь принимать любых людей, какими бы особенными они ни казались.
Самоотдача и талант Брэда Коэна не остались незамеченными.
В 1997 году Коэн был выбран лучшим учителем начальной школы в штате Джорджия.
В своей речи при награждении Брэд Коэн сказал, что любовь и поддержка многих людей привела его к победе. Но самый ценный урок, какой только можно представить, дала ему борьба с болезнью: ничему нельзя позволять остановить тебя на пути к мечте: ни в работе, ни в игре, ни в любви.
В 2005 году вышла книга Коэна «Перед классом: как синдром Туретта сделал меня таким учителем, которого у меня никогда не было», написанная в соавторстве с Лизой Высоцкой. После успеха книги Коэну предложили написать сценарий, и в 2008 году вышел фильм с таким же названием.
Сегодня Брэд Коэн, кроме преподавательской и административной работы, много ездит с лекциями, организовал летний лагерь для детей с синдромом Туретта и фонд помощи.
Брэд счастливо женат и воспитывает двоих сыновей.
Использованы источники: