Православный портал о благотворительности

«Брать деньги у бедняков унизительно и безнравственно!»

Денег за требы священномученик Николай Любомудров не брал с крестьян никогда. Он был против такого дохода для сельского священства. Память 2 ноября

Священномученик Николай Любомудров. Село Лацкое. Нач. ХХ века. Фото из группы Яковлевско-Благовещенского храма г. Ярославля https://vk.com/

Кого вам расстрелять?

Утром 2 ноября 1918 года отец Николай служил в храме заупокойную Литургию и панихиду, – была Димитриевская родительская суббота. В это же утро в Лацкое прибыл карательный отряд. Командир отправился в местный совет и спросил, кого они считают необходимым предать казни. Сначала предложили две кандидатуры: местного кузнеца и священника. Потом посчитали, что кузнец может пригодиться, а расстрелять нужно священника.

К церкви подошли военный комиссар и двое солдат с винтовками. В это время вернулась домой матушка София, сердце чувствовала беду и она торопясь, пешком, ночью прошла 16 км со станции до села. Придя домой и узнав, что муж в церкви, вместе с дочерью она бросилась к храму. Когда Софья с дочерью Ольгой зашли в храм, отец Николай завершал панихиду. Как только он увидел жену, на миг даже отвлекся, улыбнулся и радостно воскликнул: «Соня, ты приехала!..» И в ответ услышал: «За тобой пришли…»

Отец Николай попрощался с женой, детьми и псаломщиком, всех благословил и спокойно вышел из храма. Комиссар попросил священника пойти с ними за село. Жена и дети шли следом за ними. Больше на улице не было ни души. Народ прятался по своим домам, никто не решался вступиться за священника, к которому когда-то приходили за зерном, машинами, советами.

Крестьянский пастырь

С матушкой Софьей. Фото: группа vk Яковлевского-Благовещенского храма Ярославля

Отец Николай Любомудров всю жизнь прослужил в одном месте – селе Лацкое под Ярославлем. Может, это и дало возможность относиться ко всем, как к своей семье?

Батюшка помогал людям не только в храме, но и в повседневной жизни: учил агрономному делу, проводил с крестьянами курсы по медицине (про причины инфекционных болезней – микробы, про скорую помощь, про то, с какими проблемами надо обращаться к врачам, а не бежать к знахарям и пр.).

Проходили такие занятия строго в осеннее и зимнее время года по воскресеньям, когда у крестьян было меньше хлопот по хозяйству. Приходило до 600 посетителей. После лекций о. Николай отвечал на вопросы, самого разного характера. Так продолжалось 15 лет, с 1900 по 1915 год.

Семья отца Николая сама обрабатывала свою землю, которая стала опытным полем для местных: батюшка испытывал новые высокосортные семена, выписывая их из Америки, и удачными делился с крестьянами. Выписывал и сельскохозяйственные машины на конной тяге, и также отдавал крестьянам.

Денег за требы отец Николай не брал с крестьян никогда. Он был против такого дохода для сельского священства. Отец Николай говорил: «Я сторонник постоянного государственного жалования для приходских священников. Получать за церковные требы деньги с крестьян-бедняков – и унизительно, и безнравственно!»

В 1912 году о. Николая избрали благочинным первого округа Мологского уезда Ярославской губернии.

Сын отца Николая, Владимир, вспоминал о своем отце: «Отец Ни­ко­лай был все­гда бодр, энер­ги­чен и жиз­не­ра­до­стен… Кри­сталь­но чест­ный, че­ло­ве­ко­лю­би­вый, от­зыв­чи­вый, он поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем у всех, кто его знал. Бес­среб­рен­ниче­ство, от­сут­ствие вся­ко­го хан­же­ства, ис­крен­няя го­тов­ность все­ми сред­ства­ми по­мочь лю­дям, не го­во­ря уж об об­ще­ствен­ной де­я­тель­но­сти, со­зда­ли ему ши­ро­кую по­пуляр­ность.

Он стес­нял­ся этой по­пуляр­но­сти, да­же бо­ял­ся ее, так как хо­тел быть неза­мет­ным, обык­но­вен­ным че­ло­ве­ком, смысл жиз­ни ко­то­ро­го — жить для лю­дей…

Как вся­кий че­ло­век, он не ли­шен был недо­стат­ков, знал об этом и ста­рал­ся осво­бо­дить­ся от них. Од­ним из этих недо­стат­ков в его ха­рак­те­ре бы­ла вспыль­чи­вость, ко­то­рую с ис­клю­чи­тель­ным так­том и спо­кой­стви­ем по­мо­га­ла ему пре­одоле­вать его же­на, Со­фья Пет­ров­на».

Молитва Иоанна Кронштадского

Дети о.Николая. Фото: группа vk Яковлевского-Благовещенского храма г. Ярославля

В 1898 году отец Николай тяжело заболел тифом.

Его жена Софья со слезами молилась, но муж слабел на глазах. Софья была беременна, но решилась отправиться в Петербург к святому Иоанну Кронштадтскому. Дорога была сложной, матушка рисковала здоровьем ребенка, и тем, что больше не увидит мужа в живых.

Но вот и долгожданная встреча с отцом Иоанном, его укрепляющие слова: «Су­пруг вы­здо­ро­ве­ет, а ре­бе­нок ро­дит­ся здо­ро­вым». Счастливая и благодарная, Софья не заметила, как добралась до дома. По молитвам святого Иоанна Кронштадтского отец Николай быстро пошел на поправку, а родившийся сын, которого тоже назвали Николаем, прожил дольше своих братьев и сестер, преодолев 90-летний рубеж.

Довелось о. Николаю  быть лично знакомым с будущим патриархом Тихоном. Два будущих мученика встретились в 1912 году, в то время святитель был архиепископом Ярославским и Ростовским. Владыка, объезжая приходы епархии, остановился и пробыл целый день у о. Николая, своего благочинного, с интересом обсуждая многие церковные вопросы.

После революции

Семья отца Николая. Фото: группа vk Яковлевского-Благовещенского храма Ярославля

На события октября 1917 года отец Николай отреагировал нейтрально. Но жизнь в селе вскоре изменилась: из Петербурга от голода и беспорядков люди потянулись в села; с фронта пошли демобилизованные солдаты. Приезжие в Лацкое новоселы принесли анархические настроения, пьянство, преступность.

В начале 1918 года некий бывший приказчик галантерейного магазина из Петербурга А.П. Городничев организовал молодых парней из бедных семей Лацкого, и демобилизованных солдат и захватил власть в селе. «Лацковская ячейка РКД(б)», позже переименованная в «комитет бедноты» стала бороться с «мироедами, кулаками и попами». Представители «комитета» искали «укрытый» хлеб. Начали обыски с дома отца Николая. Священника назвали «врагом революции, советской власти и крестьянства» и требовали, чтобы он отдал землю, имущество и хлеб, обещая вскоре с ним расправиться.

Отец Николай не ожидал такого отношения от своих же мужиков. Дома он вслух возмущался, а жена его успокаивала, уговаривала, чтобы он держал себя в руках.

На пасхальные каникулы в 1918 году к отцу Николаю и его жене приехали все дети. Страстная и Пасха в Лацком проходили как-то особенно проникновенно. Дети очень переживали за отца. Уговорили, чтобы он попросился на другой приход, поспокойнее. Отец Николай отправился к викарию епископа, архимандриту Иакову.

Архимандрит ответил: «Положись на волю Божию, оставайся на своем приходе и не покидай вверенное тебе духовное стадо… Если убьют – примешь от Господа мученический венец».

Спасение лацковцев

Дети о. Николая все профессионально занимались музыкой. Фото: группа vk Яковлевского-Благовещенского храма г. Ярославля

Пришло лето 1918 года. В июле во многих городах, в том числе и Ярославле, вспыхнули эсеровские мятежи. Крестьяне их не поддержали и мятежи быстро были подавлены. В начале осени того же года в ответ на действия эсеровцев советское правительство объявило «красный террор». В Ярославской губернии, в том числе и в Лацком, в ответ на них прошли крестьянские восстания.

Утром 16 октября 1918 года неизвестные вооруженные люди силой собрали мужское население Лацкого на площадь, назвали его ополчением и, угрожая оружием, заставили идти к железнодорожной станции.

Оставшиеся без мужчин взволнованные женщины со слезами пришли к отцу Николаю и просили, чтобы он отслужил молебен о сохранении жизни и скорейшем возвращении ушедших мужей, братьев и отцов.

Дочь отца Николая просила, чтобы он не служил молебна, боясь за жизнь отца.

Священник ответил: «Это мой пастырский долг!» Он пошел в храм и вместе с женщинами молился о спасении ушедших мужчин. Господь услышал их молитвы. Идти арестованным было долго, и на десятом километре неожиданно пошел необычайно сильный ливень. Из-за непогоды или по другой причине, осталось неизвестным, но мужиков Лацкого отпустили по домам.

Активисты-комбедовцы назвали служение молебна контрреволюционным актом и говорили, будто отец Николай молился о победе над советской властью, а не о спасении ушедших мужчин.

На следующий день в Лацкое направился карательный отряд латышских стрелков. По дороге они уже расстреляли несколько священников в соседних селах. В то время отец Николай был дома с дочкой и сыном. Матушка Софья навещала свою больную мать. Дети и прихожане уговаривали отца Николая скрыться на время, чтобы спасти свою жизнь: «Батюшка, пойди в любую избу и будешь цел!»  О. Николай ответил, что «не со­вер­шал ни­ка­ких пре­ступ­ле­ний и не бо­ится».

Прощальное письмо

Правнук священномученика издал книгу о нем. Фото: ozon.ru. Справа — всенощное бдение в Яковлевско-Благовещенском храме г. Ярославля накануне дня памяти святого. Фото: https://rybeparhia.ru/

Но сам о. Николай чувствовал, к чему все идет. В последние минуты до ареста он пишет близким прощальное письмо. В нем он благодарил жену за каждый год, прожитый вместе, за ее любовь и помощь, сам признавался ей в любви.

Обращаясь к каждому из своих детей, отечески трогательно продолжает, на пороге смерти, воспитывать их: подчеркивает достоинства, обращает внимание на недостатки, над которыми им «нужно поработать».

Дает советы и наставления на будущую жизнь. И всех просит родных быть твердыми в вере, любить и заботиться друг о друге, благословляя дорогих сердцу людей.

Ночь с первое на второе ноября по новому стилю отец Николай провел в молитве со свечой в руках, стоя на коленях. Эта была последняя ночь перед смертью, священник это чувствовал. Он готовился принять смерть и просил у Господа помощи, сил, терпения и мужества.

«Прости им, Господи»

На могиле о. Николая Любомудрова. Фото: группа vk Яковлевского-Благовещенского храма г. Ярославля

… Арестованный о. Николай под конвоем шел по селу, в котором прожил большую часть жизни. Остановился возле Казанского храма и перекрестился. В этот момент солдаты сказали сопровождающим, что дальше им идти нельзя.

Отца Николая повели на окраину села к огородам, недалеко от которых находился дом священника. Женщины в огороде увидели солдат, ведущих священника, и спрятались. Они и стали свидетелями расстрела батюшки. Отца Николая подвели к откосу реки Латки и велели повернуться спиной. Священник не стал отворачиваться от солдат, а перекрестился, благословил своих палачей и произнес: «Господи, прими дух мой! Прости им: не ведают, что творят!» Раздались выстрелы.

Подойдя к убитому, солдаты сорвали с его груди серебряный крест и стали спорить, кто его заберет. Другие каратели в это время грабили дом о. Николая. Солдаты заспешили к товарищам, чтобы и себе взять что-нибудь ценное.

Представители волисполкома не разрешили похоронить отца Николая по христианскому обычаю, с отпеванием. Погребали священника ночью на кладбище возле алтаря Казанской церкви. Попрощаться с отцом Николаем пришло много людей. Они вспоминали, как священник им помогал и поддерживал, переживал за их судьбы и здоровье…

При подготовке статьи были использованы воспоминания детей отца Николая, записанные его правнуком. Май 1989 «Санкт-Пе­тер­бург­ские епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти», №1–2, 1991 г.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version