Кого вам расстрелять?
Утром 2 ноября 1918 года отец Николай служил в храме заупокойную Литургию и панихиду, – была Димитриевская родительская суббота. В это же утро в Лацкое прибыл карательный отряд. Командир отправился в местный совет и спросил, кого они считают необходимым предать казни. Сначала предложили две кандидатуры: местного кузнеца и священника. Потом посчитали, что кузнец может пригодиться, а расстрелять нужно священника.
К церкви подошли военный комиссар и двое солдат с винтовками. В это время вернулась домой матушка София, сердце чувствовала беду и она торопясь, пешком, ночью прошла 16 км со станции до села. Придя домой и узнав, что муж в церкви, вместе с дочерью она бросилась к храму. Когда Софья с дочерью Ольгой зашли в храм, отец Николай завершал панихиду. Как только он увидел жену, на миг даже отвлекся, улыбнулся и радостно воскликнул: «Соня, ты приехала!..» И в ответ услышал: «За тобой пришли…»
Отец Николай попрощался с женой, детьми и псаломщиком, всех благословил и спокойно вышел из храма. Комиссар попросил священника пойти с ними за село. Жена и дети шли следом за ними. Больше на улице не было ни души. Народ прятался по своим домам, никто не решался вступиться за священника, к которому когда-то приходили за зерном, машинами, советами.
Крестьянский пастырь
Отец Николай Любомудров всю жизнь прослужил в одном месте – селе Лацкое под Ярославлем. Может, это и дало возможность относиться ко всем, как к своей семье?
Батюшка помогал людям не только в храме, но и в повседневной жизни: учил агрономному делу, проводил с крестьянами курсы по медицине (про причины инфекционных болезней – микробы, про скорую помощь, про то, с какими проблемами надо обращаться к врачам, а не бежать к знахарям и пр.).
Проходили такие занятия строго в осеннее и зимнее время года по воскресеньям, когда у крестьян было меньше хлопот по хозяйству. Приходило до 600 посетителей. После лекций о. Николай отвечал на вопросы, самого разного характера. Так продолжалось 15 лет, с 1900 по 1915 год.
Семья отца Николая сама обрабатывала свою землю, которая стала опытным полем для местных: батюшка испытывал новые высокосортные семена, выписывая их из Америки, и удачными делился с крестьянами. Выписывал и сельскохозяйственные машины на конной тяге, и также отдавал крестьянам.
Денег за требы отец Николай не брал с крестьян никогда. Он был против такого дохода для сельского священства. Отец Николай говорил: «Я сторонник постоянного государственного жалования для приходских священников. Получать за церковные требы деньги с крестьян-бедняков – и унизительно, и безнравственно!»
В 1912 году о. Николая избрали благочинным первого округа Мологского уезда Ярославской губернии.
Сын отца Николая, Владимир, вспоминал о своем отце: «Отец Николай был всегда бодр, энергичен и жизнерадостен… Кристально честный, человеколюбивый, отзывчивый, он пользовался большим уважением у всех, кто его знал. Бессребренничество, отсутствие всякого ханжества, искренняя готовность всеми средствами помочь людям, не говоря уж об общественной деятельности, создали ему широкую популярность.
Он стеснялся этой популярности, даже боялся ее, так как хотел быть незаметным, обыкновенным человеком, смысл жизни которого — жить для людей…
Как всякий человек, он не лишен был недостатков, знал об этом и старался освободиться от них. Одним из этих недостатков в его характере была вспыльчивость, которую с исключительным тактом и спокойствием помогала ему преодолевать его жена, Софья Петровна».
Молитва Иоанна Кронштадского
В 1898 году отец Николай тяжело заболел тифом.
Его жена Софья со слезами молилась, но муж слабел на глазах. Софья была беременна, но решилась отправиться в Петербург к святому Иоанну Кронштадтскому. Дорога была сложной, матушка рисковала здоровьем ребенка, и тем, что больше не увидит мужа в живых.
Но вот и долгожданная встреча с отцом Иоанном, его укрепляющие слова: «Супруг выздоровеет, а ребенок родится здоровым». Счастливая и благодарная, Софья не заметила, как добралась до дома. По молитвам святого Иоанна Кронштадтского отец Николай быстро пошел на поправку, а родившийся сын, которого тоже назвали Николаем, прожил дольше своих братьев и сестер, преодолев 90-летний рубеж.
Довелось о. Николаю быть лично знакомым с будущим патриархом Тихоном. Два будущих мученика встретились в 1912 году, в то время святитель был архиепископом Ярославским и Ростовским. Владыка, объезжая приходы епархии, остановился и пробыл целый день у о. Николая, своего благочинного, с интересом обсуждая многие церковные вопросы.
После революции
На события октября 1917 года отец Николай отреагировал нейтрально. Но жизнь в селе вскоре изменилась: из Петербурга от голода и беспорядков люди потянулись в села; с фронта пошли демобилизованные солдаты. Приезжие в Лацкое новоселы принесли анархические настроения, пьянство, преступность.
В начале 1918 года некий бывший приказчик галантерейного магазина из Петербурга А.П. Городничев организовал молодых парней из бедных семей Лацкого, и демобилизованных солдат и захватил власть в селе. «Лацковская ячейка РКД(б)», позже переименованная в «комитет бедноты» стала бороться с «мироедами, кулаками и попами». Представители «комитета» искали «укрытый» хлеб. Начали обыски с дома отца Николая. Священника назвали «врагом революции, советской власти и крестьянства» и требовали, чтобы он отдал землю, имущество и хлеб, обещая вскоре с ним расправиться.
Отец Николай не ожидал такого отношения от своих же мужиков. Дома он вслух возмущался, а жена его успокаивала, уговаривала, чтобы он держал себя в руках.
На пасхальные каникулы в 1918 году к отцу Николаю и его жене приехали все дети. Страстная и Пасха в Лацком проходили как-то особенно проникновенно. Дети очень переживали за отца. Уговорили, чтобы он попросился на другой приход, поспокойнее. Отец Николай отправился к викарию епископа, архимандриту Иакову.
Архимандрит ответил: «Положись на волю Божию, оставайся на своем приходе и не покидай вверенное тебе духовное стадо… Если убьют – примешь от Господа мученический венец».
Спасение лацковцев
Пришло лето 1918 года. В июле во многих городах, в том числе и Ярославле, вспыхнули эсеровские мятежи. Крестьяне их не поддержали и мятежи быстро были подавлены. В начале осени того же года в ответ на действия эсеровцев советское правительство объявило «красный террор». В Ярославской губернии, в том числе и в Лацком, в ответ на них прошли крестьянские восстания.
Утром 16 октября 1918 года неизвестные вооруженные люди силой собрали мужское население Лацкого на площадь, назвали его ополчением и, угрожая оружием, заставили идти к железнодорожной станции.
Оставшиеся без мужчин взволнованные женщины со слезами пришли к отцу Николаю и просили, чтобы он отслужил молебен о сохранении жизни и скорейшем возвращении ушедших мужей, братьев и отцов.
Дочь отца Николая просила, чтобы он не служил молебна, боясь за жизнь отца.
Священник ответил: «Это мой пастырский долг!» Он пошел в храм и вместе с женщинами молился о спасении ушедших мужчин. Господь услышал их молитвы. Идти арестованным было долго, и на десятом километре неожиданно пошел необычайно сильный ливень. Из-за непогоды или по другой причине, осталось неизвестным, но мужиков Лацкого отпустили по домам.
Активисты-комбедовцы назвали служение молебна контрреволюционным актом и говорили, будто отец Николай молился о победе над советской властью, а не о спасении ушедших мужчин.
На следующий день в Лацкое направился карательный отряд латышских стрелков. По дороге они уже расстреляли несколько священников в соседних селах. В то время отец Николай был дома с дочкой и сыном. Матушка Софья навещала свою больную мать. Дети и прихожане уговаривали отца Николая скрыться на время, чтобы спасти свою жизнь: «Батюшка, пойди в любую избу и будешь цел!» О. Николай ответил, что «не совершал никаких преступлений и не боится».
Прощальное письмо
Но сам о. Николай чувствовал, к чему все идет. В последние минуты до ареста он пишет близким прощальное письмо. В нем он благодарил жену за каждый год, прожитый вместе, за ее любовь и помощь, сам признавался ей в любви.
Обращаясь к каждому из своих детей, отечески трогательно продолжает, на пороге смерти, воспитывать их: подчеркивает достоинства, обращает внимание на недостатки, над которыми им «нужно поработать».
Дает советы и наставления на будущую жизнь. И всех просит родных быть твердыми в вере, любить и заботиться друг о друге, благословляя дорогих сердцу людей.
Ночь с первое на второе ноября по новому стилю отец Николай провел в молитве со свечой в руках, стоя на коленях. Эта была последняя ночь перед смертью, священник это чувствовал. Он готовился принять смерть и просил у Господа помощи, сил, терпения и мужества.
«Прости им, Господи»
… Арестованный о. Николай под конвоем шел по селу, в котором прожил большую часть жизни. Остановился возле Казанского храма и перекрестился. В этот момент солдаты сказали сопровождающим, что дальше им идти нельзя.
Отца Николая повели на окраину села к огородам, недалеко от которых находился дом священника. Женщины в огороде увидели солдат, ведущих священника, и спрятались. Они и стали свидетелями расстрела батюшки. Отца Николая подвели к откосу реки Латки и велели повернуться спиной. Священник не стал отворачиваться от солдат, а перекрестился, благословил своих палачей и произнес: «Господи, прими дух мой! Прости им: не ведают, что творят!» Раздались выстрелы.
Подойдя к убитому, солдаты сорвали с его груди серебряный крест и стали спорить, кто его заберет. Другие каратели в это время грабили дом о. Николая. Солдаты заспешили к товарищам, чтобы и себе взять что-нибудь ценное.
Представители волисполкома не разрешили похоронить отца Николая по христианскому обычаю, с отпеванием. Погребали священника ночью на кладбище возле алтаря Казанской церкви. Попрощаться с отцом Николаем пришло много людей. Они вспоминали, как священник им помогал и поддерживал, переживал за их судьбы и здоровье…
При подготовке статьи были использованы воспоминания детей отца Николая, записанные его правнуком. Май 1989 «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», №1–2, 1991 г.