На сложные вопросы согласился ответить настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, протоиерей Александр Ильяшенко. Предлагаем вашему вниманию видеозапись этого разговора и самые яркие цитаты из выступления отца Александра. Надеемся, что вы найдете в этом материале не только утешение, но и конкретные советы, которые помогут справиться со страхами и тревожным состоянием.
Протоиерей Александр Ильяшенко
Священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря в Москве. Окончил факультет «Двигатели летательных аппаратов» Московского авиационного института, работал в Институте атомной энергии имени Курчатова. В 1995 году окончил богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского богословского института, был рукоположен в сан диакона; затем, в том же году – в сан священника. В 2007 году в Успенском соборе Московского Кремля патриархом Алексием II возведен в сан протоиерея «за усердное служение Церкви Божией, преподавательскую и миссионерскую деятельность в Православном Свято-Тихоновском богословском университете и в связи с 15-летием университета». Награжден правом ношения наперсного креста, медалью ордена Святого равноапостольного князя Владимира. Отец 12 детей.
О том, откуда берутся страхи и каким может быть христианское отношение к ним
– Для нас свойственна боязливость, но мы не должны забывать, что боязливых и малодушных судит Бог. Это проявление маловерия, а маловерие – грех. Апостол Иоанн Богослов сказал: «Совершенная любовь вон изгоняет страх». То, что мы боимся, свидетельствует лишь о том, что мы не умеем любить. А любовь – это дар Божий, который нужно вымаливать всю жизнь. Стремиться делать дела любви, милосердия. Тот, кто творит дела милосердия, казалось бы, не должен бояться.
Но в наш «расслабленный» век, когда все мы в течение спокойных десятилетий могли спокойно ходить в храмы, люди действительно расслабились. Оказывается, мы это время провели не с таким напряжением, с которым требовалось.
Это говорит о нас как о христианах: никто никому ничего плохого не хочет, а где хорошее? Где те вершины христианства, к которым зовет нас Господь?
Любовь, очевидно, связана с жертвой. И самую бесконечную жертву принес Христос на кресте. Крестные муки, которые Он испытывал на кресте, а еще раньше – муки нравственные, требуют колоссального напряжения и мужества. Значит, любящий человек – это мужественный человек.
А теперь давайте зададим себе вопрос: а лукавый любит кого-нибудь? Только себя, ясное дело, что он законченный эгоист. Нет никого и ничего, ради кого он мог бы чем-то пожертвовать. Он не может терпеть никакие страдания, следовательно, он лишен мужества полностью, то есть – абсолютный трус. Он боится он только благодати Божией, которую привлекает настоящая, искренняя и глубокая покаянная молитва. А если мы лукавого боимся, значит, мы не каемся.
Часто человек приходит на исповедь и рассказывает, почему он согрешил. А ты в своих грехах каешься или в чужих? Тебе нанесли удар, ты его не выдержал. Но если ты хочешь получить силы и укрепиться, значит, нужно каяться и просить у Господа тех сил, которых у тебя нет. Виноват не тот, кто проявил твою слабость, а виноват ты сам, потому что не молился, не каялся, а хочешь жить спокойненько, ты ходишь в храм, причащаешься, исповедуешься, а как вокруг тебя что-то напряглось, оказалось, что ты не готов.
Я вспоминаю, когда я работал в институте атомной энергии, мой сослуживец что-то ремонтировал, в руках у него была отвертка. Входит коллега из другой лаборатории, а тот в шутку замахивается на него отверткой. Этот даже глазом не повел, говорит: а я знаю, что делать, я кандидат в мастера по самбо. Значит, он готовился! Сколько времени и сил он в это вложил, чтобы достичь такого искусства! А куда же мы время тратили? Десятки лет полноценной церковной жизни! Сейчас мы проявляем маловерие и малодушие. От этого и страхи.
Как не бояться, если веришь в Бога?
Вопрос сам по себе содержит ответ. Но понимание – это одно, а покаяние и духовная жизнь – совсем другое. Я могу сколько угодно понимать, что хочу научиться играть на фортепьяно. Но ведь так не научишься! Так и здесь, нужно молиться, а еще лучше просить, чтобы Господь научил этому дару. Нужно так научиться каяться, чтобы видеть свои грехи. «Даруй мне зрети свои прегрешения и не осуждать брата моего». Неужели мы только Великим постом должны молитву Ефрема Сирина читать? Если ты чувствуешь свои грехи, ты будешь каяться постоянно, а если ты спокоен, то в сложный момент окажется, что ты не готов к тем трудностям, которые на тебя вполне ожидаемо навалились.
Молитесь своими словами. Потому что когда ты чего-то хочешь, Господь-то точно знает, что тебе необходимо. Просите: «Господи, научи молиться!»
Конечно, нужно читать и Священное писание, и Псалтырь. Ведь когда-то по этой книге необыкновенной даже учили читать! «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!» – это царь Давид в голос молился. Читай и учись у царя Давида, который в поэтической форме изложил потребности души. Это универсальная книга, она для всех времен и народов. В другом месте Давид говорит: «Богом моим стену пройду». Ничего себе, какая уверенность! Стену здесь, конечно, не стоит понимать в буквальном смысле: стену своих страхов, маловерия, гордыни, грехов. Но с Богом пройдешь эту стену, если из глубины к нему взываешь.
О том, что делать, если страх напал внезапно
«Паническая атака» – это термин медицинский, если это именно паническая атака, нужно обращаться к врачам. Если же ты просто сам себя накручиваешь и доводишь сам себя «до кондиции», следи за своими мыслями. Если знаешь за собой такое свойство – набирайся опыта и думай не о том, что тебя пугает, а моли Господа, чтобы Он тебя укрепил, чтобы в минуту жизни трудную ты не дрогнул. Самыми простыми словами: «Господи, помоги, укрепи, дай мне мужества» – чего не хватает, то и проси. Если твоя молитва искренняя, лукавый против нее бессилен, он отлетит как мяч. Опять, конечно, потом нападет и будет пугать, но, если ты с Господом и уже есть опыт отбивать эти бесовские атаки, ты прорвешься.
Важно не заражать своим страхом окружающих. С ним надо бороться, очень активно. Молись так, чтобы благодать Божия тебя укрепила и изгнала нечистую силу из твоей души. Проси, не сомневаясь, что Господь тебе поможет. В Писании сказано: малодушных и боязливых судит Бог. Но Бог не хочет никого судить, Он хочет спасать. Если мы боремся, пусть сколько можем, но стараемся, конечно, Господь это приветствует.
О том, как в этом безумии продолжать радоваться
Апостол Павел говорит о некоем плоде духовных усилий. Но плод приносится за большое время, он не возникает по щелчку пальцев. Значит, ты должен на протяжении долгого времени духовно трудиться – так же, как и в любой другой сфере, где ты хочешь достичь определенного уровня. Ты трудишься, и твои труды принесут плод. Какой? На первом месте – любовь. Если нет любви, значит, ты плохо трудишься. А на втором месте – радость, и это критерий. Есть радость, значит, ты на правильном пути. Радость либо есть, либо нет. Но если ее нет, значит, твои усилия не принесли плода, значит, ты что-то неправильно делаешь. Тогда нужно молиться и просить Господа открыть тебе глаза. Есть икона «Нечаянная радость» – она о радости покаяния, когда грешнику открылись его грехи. Это великий дар Божий, и Господь открывает его для того, чтобы ты со слезами благодарности каялся в своих грехах. Любовь, радость, а на третьем месте – мир. Мир с Богом, с самим собой и с окружающими.
О примерах бесстрашия, которые вдохновляют
Могу привести два примера. Первый – это архимандрит Алипий, настоятель Псково-Печерского монастыря. Он жил в эпоху хрущевских гонений. Этот период называется оттепелью, но кто-то из современных историков очень метко назвал его «хрущевской слякотью». Тогда пытались закрыть монастырь, и архимандрит Алипий держал оборону так же, как он до этого делал это на фронте. У него было и чувство юмора, и мужество, все что хотите. И вот наконец к нему приезжают из Москвы с указом, а он его порвал и бросил в камин. Ничего не боялся!
Или другой замечательный случай. Греция, оккупированная немцами. На одном из островков настоятелем монастыря был старец Филофей Зервакос. Ему тогда было 60 лет, а всего он прожил 96. И вот на этом островке убили несколько немецких солдат, а в германской армии было просто: за одного нашего – 25 ваших, 125 заложников ждут смертного приговора. Отец Филофей добрался до самого командующего армией, пригласил к себе в монастырь. Все ему показали, генерал остался доволен и спросил: раз вы меня пригласили, значит, что-то хотели? Старец сказал: «Вы же знаете, что эти 125 человек не виноваты. Сохраните им жизнь». Ему отказали, мол, приказ есть приказ. Тогда старец добавил: «В таком случае я прошу вас включить меня в список этих 125». Такого великодушия немецкий генерал не выдержал. Люди были спасены.