Сентябрь оказался и самым сухим с 1879 года – начала метеонаблюдений. Осадков выпало лишь 0,2 мм, то есть меньше 1% от нормы. Средняя температура воздуха составила 16,8 градуса, то есть на 5,2 градуса выше нормы. Зафиксировано 11 дней, когда температура была аномально высокой, выше 20 градусов. Такая статистика снова напоминает нам о глобальном потеплении, которое становится все ощутимее.
Впрочем, когда мы говорим о глобальном потеплении, это не совсем корректно, скорее речь идет о глобальных изменениях климата, к которым относится не только повышение температуры, но и множество других процессов.
Почему тогда чаще звучит термин «глобальное потепление»? Потому что он понятен всем – повысилась температура.
Среди неспециалистов устоялся миф, что потепление происходит во всех уголках планеты. На самом деле это далеко не так. Давайте разбираться.
«Ваши планы и гардероб не изменятся»
– За последний век средняя температура на всей планете повысилась на 1,2 градуса, – рассказывает ведущий научный сотрудник Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова Андрей Александрович Киселёв. – Казалось бы, маленькая величина, в бытовом смысле вообще ничего не значит, ваши планы и гардероб не изменятся, а вот для климатической системы это очень важно. Есть регионы, где, скажем, за последние 10 лет наблюдается похолодание, а где-то в другом месте в этот же период отмечают потепление. Ну а среднюю величину получаем такую – 1,2 градуса.
Возникает вопрос, каким образом происходит наблюдение за климатом? Можно ли рассчитывать на объективность данных?
Оказалось, что существует целая система мониторинга по всему миру: порядка 10 000 наземных метеорологических станций, тысячи аэрологических станций, около 7000 судов, буи – не менее 1000 пришвартованных и дрейфующих, множество метеорологических радаров, 3000 специально оборудованных коммерческих самолетов, к ним добавились метеорологические исследовательские спутники, они предоставляют дополнительную информацию, которой раньше так не хватало ученым.
– Есть станции, которые существуют давно, они служат источником информации десятки лет, на эти данные можно опираться с большей основательностью, чем на станции, фиксирующие изменения лишь в последние годы, ведь у них достаточное количество информации не накоплено, – подчеркивает Андрей Александрович.
Предположим, что такая обширная система мониторинга позволяет ученым увидеть больше, чем раньше? Может, произошли значительные открытия, связанные с глобальным потеплением?
О климатических моделях
– За последние годы открытий мирового уровня в общем-то и не было, и это не случайно, – уверен Киселёв. – Структура научных исследований изменилась. В одиночку теперь ничего не сделаешь. Появляются целые исследовательские коллективы под руководством квалифицированного руководителя. Все они соавторы того, что и как изучается.
Оказалось, что в климатологии сейчас основной инструмент исследования – это модели. Их создание стало возможным с появлением компьютера. Год назад Нобелевская премия была дана коллективу за первую климатическую модель, которая теперь, к слову, выглядит архаично. Сейчас эта область развивается гигантскими темпами.
– Современная климатическая модель – это физика, химия, гидрология, биология, – поясняет Андрей Александрович. – Каждый сотрудник представляет свою сферу, и в таком соавторстве проводятся исследования. Но их функции ограниченны, это не поисковик – ввел вопрос, и сразу появился ответ, построение климатической модели требует много недель, месяцев и даже лет. Ведь человеку свойственно ошибаться.
Для чего нужны климатические модели? В климатическую систему входят атмосфера, гидросфера, литосфера, криосфера и биосфера. Все между собой взаимодействует. Сам человек отследить эти связи не может, поэтому все данные закладываются в модель. Она помогает ученым ответить на вопросы: что, почему и как происходит.
С тем, что климат меняется, согласны все. Климатические модели показали, что причина ускорившегося глобального потепления все-таки в том, что человечество активнее использует и добывает ископаемое топливо: газ, нефть, уголь.
А это значит, что все больше углекислого газа и метана попадает в атмосферу, его концентрация стремительно растет.
Парниковый эффект
Если сравнить с доиндустриальным периодом, содержание углекислого газа с тех пор выросло в 1,5 раза, а метана в 2,64 раза. На планете усиливается парниковый эффект – эффект теплицы вокруг земного шара: газы имеют свойство не пропускать то тепло, что идет от Земли в космос, а возвращать обратно.
– Но парниковый эффект нельзя назвать абсолютным злом, как многие могут полагать. Вот вам еще один миф, – разъясняет научный сотрудник. – Ведь если бы не он, то средняя температура на Земле была бы на 33 градуса ниже, чем сейчас.
К слову, сейчас она составляет около 14–15 градусов. То есть ранее парниковый эффект был во благо, но теперь концентрация газов усиливается. Мы знаем, что периоды потепления на планете бывали и раньше, но они никогда не были такими интенсивными.
По словам ученых, за последние 40 лет над нашей страной потепление происходит в 2,7 раза быстрее, чем в среднем по всему земному шару. Скорость роста температуры на всей планете составляет 0,18 градуса за 10 лет, а над Россией это уже около 0,5 градуса.
– У нас теплеет быстрее, – говорит Андрей Киселёв. – Хорошо это или плохо? Палка о двух концах. Если у нас теплее, мы меньше горючего расходуем на отопление, можем выращивать более теплолюбивые хозяйственные культуры. Речь, конечно, не об ананасах в отрытом грунте, но все же. Но вместе с тем появятся и новые насекомые, вредители.
Вода наступает
Известно, что из-за потепления поднимается вода в мировом океане: при нагревании все тела расширяются – в первую очередь газы и жидкость, плюс тают ледники. За прошлый век вода поднялась на 17 см, а уже в первое десятилетие этого века подъем составил до 3,2 см.
В 2020 году зафиксирован подъем уровня воды на 4 мм за один год. Процесс ускоряется, подъем уровня воды продолжится. Климатические модели дают возможность оценить, насколько быстро это может происходить, что затрагивать.
– По разумным оценкам, за век вода поднимется от 60 до 100–120 см, – сообщает научный сотрудник. – В первую очередь это скажется на островных государствах в Океании, некоторых странах Европы.
Самое страшное для нашей страны – это то, что 2/3 ее территории занимает многолетняя мерзлота. Отмечу, вечная мерзлота – термин некорректный, им скорее оперируют журналисты.
Происходит оттаивание многолетней мерзлоты. В разных регионах ее глубина отличается. Где-то это метры, а где-то – больше километра, например в Якутске. Этот процесс несет очень много неприятных последствий, например, для инфраструктуры.
Когда строили города, то никто и подумать не мог, что вечная мерзлота окажется невечной. Уже страдают дороги, линии электропередачи, трубопроводы, ну и здания конечно.
Оттаивают неведомые болезни
В многолетней мерзлоте находится большое количество газов, в частности парниковых – углекислый газ и метан. При оттаивании они попадают в атмосферу и усиливают глобальное потепление.
Если углекислый газ просто попадет в атмосферу и на этом все, то метан вырабатывается анаэробными бактериями, они существуют в условиях отсутствия кислорода, при оттаивании начинают распространяться, представлять реальную угрозу для человека.
В вечной мерзлоте существуют могильники, их оттаивание не сулит человечеству ничего хорошего: нам могут грозить болезни, которые человечество давно победило или даже те, с которыми еще не знакомо.
Вереница последствий
Мы уже наблюдаем ряд последствий глобального потепления.
1. Учащение погодных и климатических катаклизмов. Где-то это засухи, где-то ливни, где-то ураганы, торнадо, лавины.
2. Нехватка пресной воды – уже страдают Африка, Средняя Азия и страны Аравийского полуострова, но последние богаты и могут позволить себе делать пресную воду из соленой.
3. Еще одно из последствий – частое в последние годы явление – волны тепла. Волны тепла – это когда на территории на срок не менее пяти дней устанавливается температура на 5 и более градусов выше климатической нормы.
Пример – памятное лето 2010 года, когда в центральной части России два месяца стояла жара. Подобное, но менее продолжительно, происходило и в 2021 году.
По статистике Росгидромета, такие опасные явления вдвое чаще происходят в этом веке, чем в прошлом. Это общемировая тенденция.
Отметим, сюда включили только случаи, когда был принесен ущерб людям или экономике. «Менее опасных» явлений в 2–3 раза больше.
Мировую статистику можно отследить по данным страховых агентств и их выплатам: за последние 40–45 лет опасные события участились в 3 раза: штормы, ураганы, торнадо. Происходит изменение гидрологического цикла. Легкий дождик все чаще сменяется ливнем, а щадящая засуха стала невыносимой.
Как остановить глобальный процесс?
– Перенос воздушных масс границы государств не признает, усилий какой-либо страны здесь недостаточно, – уверен Андрей Киселёв. – Должны быть выработаны комплексные мероприятия всего человечества.
В 2015 году в целях борьбы с изменением климата и его негативными последствиями страны приняли Парижское соглашение по климату. Теперь каждая страна сама выбирает, что она будет делать для улучшения ситуации. Однако в этом соглашении не прописано наказание за невыполнение обязательств.
– В тексте есть пункт, где говорится, что надо адаптировать методы борьбы к условиям, которые могут возникнуть в будущем, – подчеркивает научный сотрудник. – Это фактически признание того, что борьба будет долгой. Что бы мы сейчас ни предпринимали – это точно работа на последующие поколения, а ближайшей перспективы это не исправит.
В Парижском соглашении идет речь и о том, что нужно сокращать выбросы газов и переходить на зеленые источники энергии.
Существует гелиоэнергетика, ветровая энергетика, приливная энергетика, геотермальная энергетика – ими предлагается заменять традиционные виды добычи энергии. Выглядит красиво, но для использования каждой из них нужны определенные постоянные условия.
– С моей точки зрения, атомная энергия, если очень аккуратно к этому подходить, ответственно и максимально серьезно, – это наиболее эффективная замена, – рассуждает Киселёв. – Не требует особых условий, достаточно чистая, правда, и с ней катаклизмы время от времени происходят: Чернобыль, Фукусима.
На сегодняшний день 10–15% всей энергии поступает от возобновляемых источников. Путь перехода на зеленые источники энергии небыстрый, но он будет развиваться, безусловно, хотя существует мнение, что они так и не смогут заменить традиционные источники на все 100%.
Новая климатическая политика
26 октября 2023 года президент Владимир Путин подписал указ об утверждении Климатической доктрины РФ.
Основой ее создания стали фундаментальные и прикладные научные знания в области климата и смежных дисциплин. Доктрина сообщает о необходимости найти баланс между социальной справедливостью и эффективностью экономики «в рамках политического процесса».
Большую тревогу вызывает увеличение скорости глобального потепления из-за хозяйственной деятельности человека, выбросов парниковых газов. Главная цель климатической политики теперь – найти баланс между выбросами и их поглощением к 2060 году.