Православный портал о благотворительности

Бомжей никто не любит

А к бомжам я изменил своё отношение, когда ехал в троллейбусе. Слышу, один бомж другому говорит: “Слушай, в таком-то храме и кормят, и подаяния дают, представляешь! Так что ты и сам приходи и всех своих приводи!”

Редкий московский храм обходится без пары-тройки, а то и десятка нищих на паперти. Казалось бы, отношение к ним должно было стать лакмусовой бумажкой для прихода, ведь творить дела милосердия предписано нам Самим Богом и православные приходы должны быть центрами социальной активности. Однако, проведенный нами опрос показал, что никто из настоятелей и прихожан таким соседям не рад и «прицерковным» нищим живется ничуть не лучше прочих их коллег. Кто виноват в этом – судите сами:

Игумен СЕРГИЙ (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище и прп.Сергия Радонежского в Бибирево:
– Прихожане в частном порядке помогают друг-другу, у нас вообще очень сплоченная община, но централизации в этом какой-то нет. Часто кто-то обращается за помощью ко мне, и если он не жулик – то я обязательно ему помогаю; тем кто сам хочет исправиться, конечно нужно помогать. Один, помню ко мне подошел, говорит: не возьмёте – повешусь. До сих пор живёт при храме, трудится. Оказалось – нормальный человек! Даже монашество теперь хочет принять.

А к бомжам я изменил своё отношение, когда ехал в троллейбусе. Слышу, один бомж другому говорит: «Слушай, в таком-то храме и кормят, и подаяния дают, представляешь! Так что ты и сам приходи и всех своих приводи!» Тунеядцев и лентяев нельзя держать возле храма. Доходило до такого, что бродяги даже перегораживали нашим прихожанам вход в храм и шантажировали: мол, если не дадите денег, то мы вас не пустим! Пришлось разогнать. А то еще подходит ко мне молодая девушка лет 18. Волонтёр, сестра милосердия из провинции. Спрашивает, как быть: мою я бомжу ноги, а он меня матом кроет! Хочется спросить её, – а зачем ты это делаешь? Зачем ты тогда эти ноги ему моешь?!

Теперь таких разве что в сильный мороз пустим погреться, да и то не дальше туалета.

Иерей Александр ПТИЦЫН, настоятель храма Воздвиженья Креста Господня на Чистом Вражке:
– Когда, например, малообеспеченному прихожанину требуется дорогостоящая операция, мы делаем объявление с амвона и собираем деньги. Мы стараемся активно заниматься социальной деятельностью. Помогаем найти работу и как-то реабилитироваться людям, вернувшимся из тюрем. Кормим бродяг бесплатными обедами. Но те люди, которых мы кормим обедами, и те, что побираются на паперти – это очень разная публика. Кушают – спокойные, порядочные. Тех же, что сидят на паперти, мы вообще недавно всех прогнали, пьяные все время, они дерутся, систематически устраивали налёты на приходскую копилку для пожертвований… Поначалу пытались их как-то реабилитировать, направляли даже в Комиссию по церковной социальной деятельности… Но как оказалось, бродяги такими вещами не интересуются – им этого ничего не нужно.


Иерей Антоний СЕРОВ, настоятель храма Девяти мучеников Кизических:
– Я бы не хотел говорить для галочки, что вот у нас всё так хорошо. Вообще, очень сложно на приходе, где служат несколько священников говорить об общинной жизни, мне, например, сложно сейчас сказать, насколько люди внутри прихода общаются. Для взаимопомощи у нас есть кружка. А бомжей возле храма у нас нет, не знаю почему. Мы поступаем по слову апостола Павла: «Кто не работает – тот не ест». Если кто-то приходит к нам просить денег на пищу – я ему даю метлу и говорю: вот подмети дорожку возле храма, и мы тебя накормим! Те, что на самом деле просят на водку, через пять минут убегают, бросают метлу и больше не появляются. А нормальные – остаются. Тому, кто действительно нуждается в помощи – мы, конечно, помогаем! Просто, для того чтобы не попасть в дурацкое положение – нужно проверять людей.


Иерей Валерий СТЕПАНОВ, ответственный за социальное служение в храме свт.Николая на Трех Горах:
– Москва – это большой город, куда притягивается огромное количество людей без определённого места жительства. Возле храма поощрять большие группы бродяг не стоит, но тот, кто голоден, должен быть накормлен! Всякий, кто придёт к нам в храм, получит паёк: шоколадку, суп, двадцать рублей и адреса санпропускников и других социальных учреждений. Мы сами выезжаем на Курский вокзал, кормим, раздаем молитвословы, говорим о Боге (бедность как бы подталкивает их задуматься о Боге; например, некоторые наши подопечные принимают таинство крещения) – но чтобы они сидели у входа и просили деньги у прихожан – это не очень приветствуется. Я вообще считаю: раздавать деньги направо и налево – это самый лёгкий, но не лучший подход. Если хочешь помогать – помогай по-настоящему: купи продукты, поезжай вместе с нашими волонтёрами на вокзал… Нужно участвовать в реальных программах помощи, это наш долг как христианина!

Это гораздо сложнее, но это нужно не только бездомным, но и самим людям, которые этим занимаются такой помощью. Они видят, что их проблемы, которые кажутся им такими вот глобальными, они на самом деле ничто – по сравнению с проблемами семьи, которая в течение нескольких месяцев живёт на вокзале. Или по сравнению с проблемами женщины, которая родила на вокзале ребёнка и теперь осталась с ним одна на улице. К тому же, с сумой через плечо может оказаться каждый.

Если мы можем из этого многообразия людей увидеть кого-то, кто ещё способен самостоятельно выкарабкаться, – их мы стараемся отправить домой, как-то помочь им. Но билеты на руки никогда не даём. Кто-то из нашей молодёжи идёт на вокзал, сажает бродягу в поезд, отдаёт билет проводнику – просит проследить. То есть у человека, если он согласился ехать домой, нет никакого шанса за счёт помощи поживиться. И, к сожалению, бывают случаи, когда бродяги от такого билета отказываются!

Не знаю, скольким удалось действительно изменить свою жизнь. Но всё-таки, некоторые люди приходят как-то к Богу – это факт. Конечно у всех тех, кто долгое время бомжует изменяется психика. То, что человек оказался без дома и вынужден скитаться, жить на улице – через год примерно – его видение мира оказывается сильно изменено. Тут требуется какая-то специальная работа – и для нас, пока, это задача на будущее.


Из общего ряда по обоим параметрам (внутриприходская благотворительность и отношение к бомжам на паперти) заметно выпадает община единственного в столице грузиноязычного храма – великомученика Георгия на Большой Грузинской (подворье Грузинской Православной Церкви). Рассказывает его настоятель, протоиерей Феодор КРЕЧЕТОВ:
– Традиция нищих возле храма распространена в Грузии заметно меньше чем в России: там это не очень принято, потому что и так положено помогать друг другу в случае беды. Я лично, сколько бывал в Грузии, – не видел там возле храмов попрошаек. И у нас на паперти обычно стоят не бродяги без определённого места жительства, а наши прихожане, которых все знают. Иногда, правда, на паперти у нас и становятся обычные российские бомжи, мы никогда их не прогоняем, а прихожане, как положено, жертвуют им мелочь. Негативно паства относится только когда приходят побираться цыгане – эти ж уж слишком себя нагло ведут, многим не нравится.

А прихожане не то чтобы просят подаяние, просто собирают деньги. У нас так принято: от храма и общины оказывать помощь, если с кем-то из прихожан происходит беда. Чаще всего это связанно с похоронами, потому что многие стараются умерших родственников хоронить дома, а туда ведь тела приходится перевозить самолётом, что очень дорого.
Если не на самолёт, то на поминальную трапезу, проходящую как правило в храме – обязательно. Продукты для освящения: хлеб, соль, масло, вино… Похороны у нас связаны с большими затратами, так как нужно пригласить всех. И такая открытость, взаимопомощь, я думаю, – это очень завидная традиция грузинского народа!

У нас община живет очень насыщенной жизнью, одновременно участвует и в церковных и культурно-национальных мероприятиях. На праздники выезжаем загород, на шашлыки. Регулярно проводятся поэтические вечера, в которых участвуют грузиноязычные московские поэты. От прихода совершаются паломнические поездки на Афон, в Питер, где мы посещаем Донской монастырь, чтобы совершить панихиду по похороненным там грузинским князьям.

Естественным образом так сложилось, что грузинская нация – это одна большая семья. Грузин не так уж и много в мире: всего около четырёх с половиною миллионов. Большинство из них уже давно породнились – если не напрямую, то через связи, такие как крёстные, например (кстати, у грузин крёстных может быть не двое, а больше – трое или четверо). То что наши прихожане – грузины, и то, что это по сути эмигрантский приход (у нас и по-русски почти не служат: только Отче наш и Евангелие дублируют на церковно-славянском), является заметным фактором, но этим не исчерпываются причины той атмосферы которая сложилась у нас.

«Генацвале» – знаменитое грузинское обращение, которое обычно переводится на русский как «дорогой», дословно значит: «да заменю тебя в беде». Это самое ласковое обращение к человеку в этой стране, и до конца оно непереводимо на русский язык. Грузия жила в течение всей своей истории перед лицом постоянной военной угрозы, и момент взаимопомощи, традиционный для грузин продиктован самой историей в каком-то смысле.

Подготовил Дмитрий РЕБРОВ

Редакция будет признательна комментаторам за указание храмов, где бы все же удалось наладить духовное окормление «прицерковных» нищих.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version