Большое приключение детей-инвалидов

Мы не берем ребят, имеющих приводы в милицию. А ребята из детских домов и приютов, недавние беспризорники, жившие на чердаках и в подвалах, часто проявляют себя гораздо лучше детей, растущих в семьях. Они не ругаются матом! А дети из московских семей, как правило, ругаются. Труднее же всего с теми, кто получает бесплатную путевку от московского правительства. Это дети из многодетных семей или воспитываемые матерями-одиночками. К сожалению, они сплошь и рядом запущены и плохо воспитаны

В 1988 году советско-канадская экспедиция под руководством Дмитрия ШПАРО совершила поход на лыжах через Северный полюс в Канаду. Но мало кто знает, что накануне этого похода знаменитый путешественник познакомился с человеком, объехавшим вокруг света в инвалидной коляске. Канадец Рик Хансен вдохновил Д. Шпаро, с той поры он неоднократно организовывал путешествия с участием инвалидов. И в детском лагере «Большое Приключение», который они с сыном Матвеем создали в 2000 году, наряду с другими детьми отдыхают и совершают водные походы воспитанники коррекционных школ. С этого мы и начали разговор.

Дмитрий ШПАРО родился в 1941 году в Москве. Окончил мехмат МГУ. Кандидат физико-математических наук. 19 лет преподавал математику в Московском институте стали и сплавов. Со студенческих лет занимался туризмом. В 1979 году возглавил первую в истории экспедицию на лыжах к Северному полюсу. В 1988 году советско-канадская экспедиция под его руководством пересекла на лыжах Северный Ледовитый океан по маршруту СССР – Северный полюс – Канада. В 1998 вместе с сыном Матвеем впервые в истории пересек на лыжах Берингов пролив. За поход к полюсу и пересечение Берингова пролива занесен в Книгу Рекордов Гиннеса. С 1989 года – директор Клуба «Приключение». В 2000 году создал в Карелии летний палаточный лагерь для детей «Большое Приключение». Директор лагеря – Матвей Шпаро.

Действительно, ребят в лагере ждут самые разнообразные приключения

— Дмитрий Игоревич, вы изначально планировали, что в лагере вместе с другими детьми будут путешествовать дети-инвалиды?

— Специально не планировали, но надеялись. В 2000 году мы совместно с «Учительской газетой» объявили конкурс среди российских школ на участие в «Большом Приключении» в Карелии. Причем программа была заявлена как экологическая, то есть путешествие предполагало какую-то экологическую нагрузку. Поэтому преимущество отдавалось школам, в которых уделяется внимание экологии: либо есть хорошая теоретическая база, либо проводится практическая работа. Жюри отобрало 15 школ, в том числе и Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции глухих и слабослышащих детей в Зеленограде. Дети из этого центра чувствовали себя в лагере так же комфортно (в смысле морально-психологическом), как остальные, и не хуже остальных ребят прошли поход на катамаранах. Конечно, для их похода потребовалось придумать специальную систему сигнализации, чтобы они, несмотря на то, что не слышат, понимали и могли выполнять указания инструктора, а также держали связь друг с другом (если идут на двух катамаранах). Придумать эту систему было не так сложно – надо было просто ответственно отнестись к делу и проявить сообразительность. В общем, все прошло прекрасно, мы увидели, что дети не просто отдыхают, но взрослеют, мужают, обретают полезные навыки, становятся самостоятельней. С каждым годом число детей, приезжающих в лагерь, увеличивалось (для сравнения – в 2000 году мы приняли всего 100 человек, а за нынешнее лето через лагерь пройдет около 2000 подростков). И все годы по инициативе учителя из Зеленограда Андрея Андрейкина к нам приезжают слабослышащие ребята. В 2003 году мы решили расширить контингент детей с ограниченными возможностями и пригласили ребят из 5-й московской коррекционной общеобразовательной школы для слабовидящих детей. Директор сначала отнеслась к предложению с недоверием. Но мы написали гарантии, в школе нашлась энтузиастка – Татьяна Евгеньевна Зимарева, которая под свою ответственность взяла в лагерь десять детей со слабым зрением (из любого специального заведения, не только коррекционного, но и детского дома, приюта, мы имеем право брать детей только в сопровождении педагога из этого учреждения). Эти дети тоже прекрасно преодолели на катамаранах все пороги, вернулись в Москву счастливые, радостные. Нашу работу высоко оценила Любовь Петровна Кезина (до недавнего времени она была руководителем Департамента образования города Москвы), и с 2004 года в лагерь регулярно приезжают дети из многих московских коррекционных школ: с легкой формой ДЦП, с задержкой умственного или психологического развития. Из педагогов не могу не отметить завучей 31-й школы-интерната для детей с ДЦП Светлану Борисовну Титову и Татьяну Александровну Андрееву, которые 3 года подряд были в лагере со своими воспитанниками, разработали для нас специальные инструкции. Прошлым летом в лагере побывало 350 детей из московских коррекционных школ.

— До этого вы сталкивались с проблемами инвалидов?
– Да, впервые – 20 лет назад. Вы помните советско-канадский поход «Полярный мост» (СССР – Северный полюс – Канада) в 1988 году? Совместным поход стал по настоянию канадского правительства. Мы на удивление легко получили разрешение на поход здесь (с каким трудом получали разрешение на поход к Северному полюсу девятью годами раньше – отдельная история), а вот канадцы заколебались, давать ли потенциальному врагу разрешение на пересечение их северной границы. В итоге поставили жесткое условие: экспедиция должна быть совместная, советско-канадская. Нам нужно было найти в Канаде спонсоров. И я пришел к Джорджу Кохану – директору канадской сети ресторанов «Макдоналдс», потомку эмигрантов первой волны (он показал мне семейную реликвию – паспорт своего прадеда, выданный в 1904 году в Днепропетровске). Джордж Кохан стал нашим первым спонсором, дал 25 тысяч долларов и, главное, разрешил ссылаться на него. Сказал, если канадцы узнают, что Джордж Кохан – ваш спонсор, то найдутся и другие спонсоры. Так и случилось. Но речь не об этом. В доме Джорджа Кохана я познакомился с Риком Хансеном, который объехал в инвалидном кресле вокруг света, собрал во время путешествия более двух миллионов канадских долларов, организовал собственный фонд. Я тогда долго беседовал с ним и его красавицей-женой Амандой. Она сопровождала его во время кругосветки как врач-терапевт, там они познакомились и полюбили друг друга. Сейчас у них трое детей, они живут в Ванкувере. Рик участвовал еще во многих поездках, приезжал в Россию, его фонд постоянно пополняется, и все средства идут на программы для канадских инвалидов. Рик и Аманда меня потрясли! Я собрал все материалы о Хансене в канадской прессе, перевел их на русский, но ни в одной газете брать не хотели. Только главный редактор «Советского спорта» Валерий Кудрявцев рискнул напечатать полосу материалов про Рика. Потом, когда Рик приезжал в Москву, тот же «Советский спорт» опубликовал большое интервью с ним. Под моим давлением в издательстве «Прогресс» перевели книгу Рика «Человек в движении» о его кругосветном путешествии. Я считал и считаю это огромной своей победой.

— Пробили запретную тему?
— Именно запретную! В предисловии к книге Хансена я рассказываю о своих детских впечатлениях. Ничего, кроме страха, вид безногих людей (после войны таких было много) у московского подростка не вызывал. Как и глухонемые, общающиеся друг с другом на языке жестов. В Советском Союзе инвалиды жили, как в резервации. Многие просто не выходили из дома и работали в своем узком кругу – на специальных предприятиях для слепых, для глухих… Клеили конверты, делали табуретки, еще что-то. Но в стране инвалидов будто и не было. Понимаете, почему меня, уже немолодого человека, потряс Рик? Я увидел, что инвалид может не просто жить полноценной жизнью, но преодолевать препятствия, которые и большинству здоровых людей не по плечу.
Я спросил у Рика, возможно ли путешествие на инвалидных колясках из Владивостока в Петербург. Причем предупредил его, какие дороги в России. Он сказал: «Да, это трудно, но я бы поехал». И через несколько лет нам удалось организовать такое путешествие. Сначала, в мае 1991 года, 7 инвалидов-колясочников (в том числе одна девушка!) проехали в колясках 1450 километров по маршруту Москва – Киев – Кривой Рог. Из них мы выбрали троих, которые на следующий год совершили путешествие века – проехали 11 тысяч километров из Владивостока в Петербург. Миновали десятки регионов, жители которых никогда не видели инвалидного кресла! Ельцин лично вручил им ордена «За личное мужество». Ни один генсек, даже Горбачев, публично с инвалидами не общался. А как раз в 1992 году заканчивалась десятилетняя декада инвалидов, объявленная ООН. В российскую делегацию, которая ехала на генассамблею ООН, чтобы подводить итоги этой декады, включили наших троих ребят. Я тоже был с ними в ООН, никогда этого не забуду: Впервые в нашей стране инвалиды-колясочники вошли в правительственную делегацию!

— Организовывали ли вы с той поры еще какие-нибудь походы с участием инвалидов?
— В 1997 году к 850-летию Москвы группа инвалидов совершила восхождение на Килиманджаро – самую высокую гору Африки. Володя Глухов – слепой с трех лет, двое глухих, девушка с протезом одной руки, еще трое парней с высокой ампутацией ног, из них один – танзаниец. Возглавлял экспедицию Матвей. А три года спустя он совершил поход через ледяной щит Гренландии. Они втроем прошагали 645 километров с востока на запад Гренландии. Этот поход тоже прозвучал на весь мир, так как один из участников, Игорь Кузнецов из Барнаула, шел в инвалидном кресле, поставленном на лыжи. Сидя, он отталкивался лыжными палками! Как часто после тяжелой травмы люди с болью в сердце расстаются с мечтой. Пример Игоря Кузнецова показывает, что ни при каких обстоятельствах не надо отказываться от мечты.
Вы знаете, когда Володя Глухов вернулся с Килиманджаро, некоторые его спрашивали, зачем он туда пошел, если все равно ничего не видит. Казалось бы, логичный вопрос. Он не мог увидеть, как менялся пейзаж, как джунгли у подножия горы сменялись лишайниками, а ближе к вершине лежал сплошной снег, как великолепна Африка с высоты Килиманджаро. А Володя скромно, не противопоставляя себя другим, объяснил: «На протяжении всего пути наверх я осязал руками камни, и их температура менялась». У него были свои, совершенно другие ощущения. И я уверен, что они не менее богатые и глубокие, чем у его товарищей по команде. Потому что наши ощущения гораздо больше зависят от внутреннего содержания, состояния души, чем от наличия слуха или зрения. И в нашем лагере дети со слабым зрением или глухие получают от похода на катамаранах не меньше впечатлений, чем остальные ребята.

Лагерь-2006

— А как вообще возникла идея лагеря?
— В 1989 году мы создали Клуб «Приключение». Я настолько серьезно занимался путешествиями, что назвать это хобби было уже трудно, и соответственно все труднее становилось совмещать профессиональные экспедиции с преподавательской работой в институте. Поэтому ушел из института и создал клуб. Мы в клубе сразу решили, что непременно будем заниматься детьми и инвалидами. Про марафоны взрослых инвалидов я вам уже рассказал. А для детей первоначально создали географическую школу, в которую Матвей ходил еще подростком, а в 18 лет он ее возглавил. Потом мы попробовали создать лагерь, и быстро поняли: это самое содержательное из всего, что мы можем сделать для детей. Поэтому школу закрыли, а лагерь расширяется и развивается. Нас поддерживает Московское правительство и глава Республики Карелия Сергей Леонидович Катанандов. Он давно советует нам сделать лагерь круглогодичным, и в этом году мы впервые организуем осеннюю и зимнюю программы. Еще весной мы подготовили лаек, и этим летом некоторые ребята ходили с ними в пешие походы. А зимой планируем походы на лыжах с собачьими упряжками. Лайки – замечательные ездовые собаки, очень ласковые. Надеюсь, такие походы помогут детям стать добрее и лучше.

Матвей Шпаро и Сергей Катанандов

— Сколько длится летняя смена?
— У нас есть три ступени. «Первопроходец» – первая ступень. Смена длится 14 дней, из них 7 в походе. Те, кто его успешно прошел, на следующий год могут поехать в лагерь на 21 день с 14-дневным походом. Эта ступень называется «Исследователь». И высшая ступень, «Мастер путешествий» – 21-дневный поход по Кольскому полуострову. После возвращения из «Мастера путешествий» всем ребятам вручают подарки, их фамилии записываются в специальный альбом. Такая система поощрений очень важна для детей. На всех ступенях в конце смены дети на «Ракете» отправляются в Кижи, знакомятся с шедеврами русского деревянного зодчества. Так что в какой-то мере можно говорить и о просветительской направленности нашего лагеря.

— Берете ли вы в лагерь асоциальных детей?
— Мы не берем ребят, имеющих приводы в милицию. В 2002 году мы проводили в «Учительской газете» круглый стол с участием разных специалистов и пришли к единодушному выводу, что у нас нет возможности и ресурсов в течение смены заниматься одной персоной. Это будет в ущерб остальным. А ребята из детских домов и приютов с сопровождающими бывают в лагере постоянно. Но у меня язык не повернется назвать их асоциальными. Например, у нас не первый год отдыхают воспитанники детских домов Ленинградской области. Угадайте, чем они отличаются от других детей? Они не ругаются матом! Я сейчас собираюсь очередную статью о лагере писать. Думаю, я назову ее: «Дети, которые не ругаются матом». А дети из московских семей, как правило, ругаются. И сделать с этим, к сожалению, в одночасье ничего нельзя. Конечно мы это пресекаем… Но некоторые родители возмущаются: а за что вы делаете замечания нашим детям, если мы такую речь слышим с экрана телевизора? Приходится объяснять, что часто это не просто брань, а оскорбление, иногда – старших. Матерный язык стал некой бравадой на телевидении. Конечно, это свидетельство упадка культуры. Надеюсь, упадок – временный. Но пока, если дети не ругаются, мы отмечаем это как отличительную черту. Парадоксально, что этим отличаются детдомовцы.
И дети из московских приютов, недавние беспризорники, жившие на чердаках, в подвалах, под платформами вокзалов, часто проявляют себя гораздо лучше детей, растущих в семьях. А труднее всего с социальными детьми – теми, кто получает бесплатную путевку от московского правительства. Это дети из многодетных семей или воспитываемые матерями-одиночками. К сожалению, они сплошь и рядом запущены, плохо воспитаны.

— И одновременно к вам приезжают дети из благополучных семей?
— Да, дети дипломатов, банкиров, сейчас отдыхает сын генерального директора знаменитого Красногорского завода, где, в частности, делают фотоаппараты «Зенит». Много ребят из обычных интеллигентных семей. Иногда родители, особенно мамы, беспокоятся: не научится ли он курить, материться. Есть такая опасность. Но она минимальна. Программа «Большого Приключения» настолько насыщенна и интересна для подростков, что сосредоточиться на негативном некогда. А изолировать ребенка от действительности, воспитывать в вакууме невозможно. Так пусть лучше он столкнется с действительностью в нашем лагере, чем на улице. Негативные явления у нас, как и везде, есть, но в целом, думаю, «Большое Приключение» способствует моральному, духовному и физическому совершенствованию детей. Они становятся добрее, отзывчивей, ответственней, самостоятельней.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ,
фото из архива Дмитрия ШПАРО

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?