– Со мной в одном поселке живет мужчина, он освободился восемь лет назад. В первый год соседи о нем спрашивали: «Этот еще не колется?». На второй год вопрос был таким: «Не сидит еще, что ли?» А на третий люди просят передать привет и спрашивают, когда можно напроситься в баню, — говорит Анна Каргапольцева, руководитель межрегиональной общественной организации социального предупреждения правонарушений «Выбор».
То, что отношение к настоящим и бывшим заключенным в обществе меняется в лучшую сторону, – во многом заслуга маленьких благотворительных фондов, кто занимается этим направлением социальной помощи.
Между тем, запрос о помощи – огромный. В российских тюрьмах прямо сейчас находится больше 477 тысяч человек. Многим из них не хватает самого необходимого – продуктов, одежды, лекарств, предметов гигиены. А после освобождения люди часто не могут найти себя в жизни и совершают повторное преступление — рецидивистов в колониях 231 тысяча.
Большинство мужчин, когда они выходят на свободу, встречают близкие. Женщину – никто Фонд «Протяни руку»
Женщин, совершивших преступление и отбывающих срок, в тюрьмах во много раз меньше, чем мужчин: всего около 8% (39 тысяч человек). Почти все они, в отличие от мужчин-заключенных, одиноки.
Женщина в заключении чаще всего полностью лишена поддержки — она не получает писем и посылок. Большинство мужчин, когда они выходят на свободу, встречают близкие. Женщину – никто.
Абсолютное большинство девушек и женщин, попавших в тюрьму за убийство по статье о превышении самообороны (91%), – защищались от мужчин-насильников, спасая свою жизнь или жизнь детей.
Фонд «Протяни руку», созданный в 2014 году, – один из немногих, кто помогает девушкам и женщинам – заключенным и освободившимся. Он появился в 2014 году, его основатели — юрист Светлана Бахмина и предприниматель Валерий Баликоев.
Освободившись, женщина оказывается за воротами тюрьмы, имея самый дешевый билет на поезд до дома и 800 рублей — пособие от государства. С ним она должна добраться до места пребывания, причем часто не одна, а с дочкой или сыном, который рос в доме ребенка при колонии.
Для таких мам в фонде «Протяни руку» работает программа «Дорожный комплект»: выйдя из колонии, женщина получает от волонтеров рюкзак с детской одеждой, средствами гигиены, переноску или коляску для ребенка. А также телефон с оплаченной на месяц связью. «Наши подопечные редко остаются на связи надолго – хотят поскорее избавиться от воспоминаний о заключении. А мы, получается, часть этих воспоминаний», — говорит Наталья Костина, директор фонда. За три года действия программы сотрудники выдали больше 200 таких наборов.
«Протяни руку» также работает с домами ребенка при колониях — в них живут дети заключенных. Такие центры есть в колониях в 13 регионах России — «Протяни руку» действует в каждом из них, чтобы во всех домах ребенка появились комнаты для совместного проживания матери и новорожденного, а также занимается адресной помощью — например, закупает книги и игрушки. Также сейчас открыт сбор средств на большой проект — оборудование галокамеры («соляной пещеры») в колонии в Азове. Дети редко покидают стены колонии, поэтому иммунитет у них ослаблен, а пребывание в «соляной комнате» помогает противостоять инфекциям.
Кроме того, фонд занимается подростками, попавшими в тюрьму, – в российских колониях сейчас отбывают наказание 948 несовершеннолетних. Проект «Я выбираю быть» направлен на их социальную и трудовую адаптацию — чтобы они могли раскрыться в профессии, не обязательно связанной с низкооплачиваемым физическим трудом.
Все проекты фонда «Протяни руку» оплачиваются за счет пожертвований. В год удается собрать около 2 млн рублей, доноры — в основном физлица. Работу команды из семи человек оплачивают учредители.
«Я работала в бизнесе, работала в администрации района. Но только здесь, в нашем фонде, я чувствую, что делаю что-то действительно нужное. Если не мы, то этим не займется никто», — объясняет Наталья Костина свою личную мотивацию.
«О вреде наркотиков осужденным рассказывает чемпион мира по тяжелой атлетике, который в юности сам их употреблял». «Выбор»
В 2008 году пермская активистка Анна Каргапольцева зарегистрировала межрегиональную общественную организацию социального предупреждения правонарушений «Выбор». К тому моменту вокруг женщины, занимавшейся правами заключенных, сформировалась команда — сейчас в ней 11 человек, не считая волонтеров.
Работа «Выбора» — информирование заключенных. Цель — дать человеку информацию, которая позволит ему самостоятельно выбрать, как он будет жить на воле.
«Мы согласовываем график наших мероприятий в исправительных учреждениях с ГУФСИН по Пермскому краю — и едем», — говорит Анна Каргапольцева. Сотрудники организации (совместно с работниками колоний) проводят встречи, беседы, лекции и индивидуальные консультации на разные темы: подготовка к освобождению, профилактика бездомности, востребованность на рынке труда.
«Например, сейчас беседы по предупреждению употребления наркотиков ведет чемпион мира по тяжелой атлетике, который употреблял запрещенные вещества, когда был юношей. Всем людям нужен яркий пример, который касается их лично, и осужденные не исключение», — говорит Анна.
В июне «Выбор» откроет в Перми центр «Нечужие» – для помощи женщинам, пострадавшим от насильников и отсидевшим за их убийство.
Центр «Нечужие» занимает первый этаж двухэтажного здания на окраине города: две комнаты для проживания, кухня, душ, туалет и конференц-зал. Помещение «Выбору» бесплатно передала администрация города. «Нам выделили здание, которое в ремонте практически не нуждается. Администрация — молодцы», — говорит Анна Каргапольцева.
А вот владелец второй половины здания с самого начала был настроен яростно негативно по отношению к осужденным женщинам и соседству центра. «Просто взял и отключил нам электричество. Две женщины, которые сейчас живут в центре, — инвалиды. И они остались без света. Мы написали заявление в полицию», — рассказывает Анна.
«Выбор» существует на средства из Фонда президентских грантов. Текущие расходы закрываются за счет пожертвований — Анна публикует проект и номер счета на сайте и в соцсетях. «У нас нет фандрайзинговой стратегии. На самом деле, мы не умеем собирать деньги. И это главная наша неудача», — говорит Анна.
«Среди сотрудников фонда — те, кто сам употреблял наркотики, сидел в тюрьме, прошел через отрицание болезни, сейчас живет с ВИЧ». Фонд «Новая жизнь»
Из 477 тысяч российских заключенных 53 тысячи – заражены ВИЧ. ФСИН утверждает, что все они обеспечиваются необходимыми лекарствами, однако в реальности СМИ неоднократно сообщали о перебоях с поставками медикаментов в колониях.
Трудности с лечением у освободившегося могут возникнуть и на свободе. ВИЧ-инфицированные (как и больные туберкулезом, хроническим гепатитом B или C, кожно-венерологическими заболеваниями, алкоголизмом и наркоманией) могут обратиться в государственные больницы. Однако часто у бывших заключенных нет документов, чтобы подтвердить личность, и возможности встать на медицинский учет.
Именно с такими вопросами — о восстановлении документов и постановке на учет — чаще всего обращаются бывшие заключенные с ВИЧ в фонд «Новая жизнь» в Екатеринбурге. Кроме того, фонд принимает одежду, медикаменты, телефоны и транспортные карты, продукты. Организация работает с освободившимися из колоний Свердловской области уже 10 лет.
«Если у человека ВИЧ, нам важно, чтобы после освобождения он не прерывал лечение, посещал специалистов в центре СПИДа, устроился на работу, создал семью и у него появились здоровые дети», — говорит Вера Евсеева, руководитель фонда. Всего в фонд за помощью за эти годы обратились 16,5 тысячи человек.
Более того, несколько сотрудников «Новой жизни» — те, кто сам употреблял наркотики, находился в местах лишения свободы, живет с ВИЧ, проживал отрицание болезни. «Пройдя путь принятия, преодоления проблем, получив позитивный опыт социализации, они сейчас приходят к нам на работу, чтобы помочь другим», — рассказывает руководитель «Новой жизни».
Сотрудники и волонтеры «Новой жизни» регулярно выезжают в колонии — в 2020 году они побывали в МЛС больше 50 раз. Они помогают заключенным информационно: рассказывают о лечении, реабилитации и социальной поддержке в Свердловской области.
Люди, участвующие в программах фонда во время отбывания срока, уже после освобождения поддерживают с ним связь и могут обратиться за помощью. Им сотрудники предлагают консультации по социальным и правовым проблемам, профилактике ВИЧ, СПИД и других заболеваний, помощь в получении инвалидности, а также психологическую поддержку.
«После зоны поехал в монастырь. Работает там уже три года». Фонд «Русская береза»
«Русская береза» исторически — фонд, который помогает малоимущим многодетным семьям. С такой целью его в 2005 году открыла Оксана Гарнаева — сама многодетная приемная мать, воспитывающая 22 ребенка.
Фонд — именной: он был создан в память о дедушке Оксаны, герое СССР Юрии Александровиче Гарнаеве. Он в 1945 году был невинно осужден и провел в тюрьме несколько лет. С 2010 года «Русская береза» помогает и заключенным — по их просьбе отправляет посылки с необходимыми вещами.
Заключенные, которые просят помощи у фонда, — люди, как правило, одинокие. В «Русскую березу» они пишут письма и просят отправить средства гигиены, канцелярские принадлежности, продукты, одежду, духовную литературу. Фонд отправляет посылки в порядке очереди — от самого раннего письма к самому позднему. «Очередь может сдвинуться в пользу тех, кто скоро освобождается (вещи нужны срочно), или если посылка нужна для маленьких детей, которых воспитывают женщины-заключенные», — поясняет Оксана.
Направление, которым фонд хотел бы заняться, но пока не хватает мощностей, – помощь освободившимся. Людям после отсидки трудно вновь устроиться в жизни — из-за этого они снова попадают в тюрьму. Оксана верит: если человека, совершившего преступление, примет общество, то он способен измениться.
«Я переписывалась с одним заключенным около шести лет. Ему дали 8,5 лет за убийство женщины, занимавшейся проституцией. В тюрьме он раскаялся, ходил в храм. После освобождения этому заключенному некуда было идти, квартиру его продали. И каким-то образом познакомился он с настоятельницей одного монастыря. После зоны поехал туда. Уже года три там трудится, присылает фотографии. И на тракторе, и на телеге, и косит, и за собаками смотрит. У человека жизнь» — рассказывает Оксана.
В 2021 году фонд отправил 161 посылку на сумму около 60 тысяч рублей. Средства на них «Русской березе» жертвуют обычные граждане.