В декабре прошлого года мы опубликовали материал об организации «Большие братья, большие сестры России», которые реализуют уникальный проект поддержки воспитанников детских домов и детей из социально неблагополучных семей. Со слов наших собеседников мы написали тогда, что БББСР возражает против катехизации волонтерами подопечных и, в частности, каких либо бесед о вере и Церкви. Тем приятнее нам было получить комментарий куратора программы (то есть человека, ответственного за привлечение в программу новых волонтеров) Елены Филиновой, опровергающего эту информацию: «Все это совсем не так; наш сотрудник, который это сказал, выражал свое мнение, а не мнение всей организации. Наоборот, нам часто нужен этот стержень, поддержка, которую дает вера. Мы очень хотим сотрудничать с Православной Церковью».
Мы попросили Елену познакомить нас с православными волонтерами БББСР и их «младшими». Знакомьтесь и вы:
Алиса и Настя
Алиса Сахацкая, студентка второго курса факультета кибернетики Инженерно-Физического Института. Алисе 19 лет, а ее «младшей», Насте, скоро будет 13. Алиса стала верующей почти в этом же возрасте. Задумываться о Боге она начала с 14 лет, а с 15 началось осознанное воцерковление, которое происходило почти синхронно с воцерковлением матери. Правда, мама Алисы прошла немного другим путем – сначала она стала участником движения «Вера и Свет», а уже потом, помогая умственно отсталым, стала верующей. У Алисы все получилось ровно наоборот – сначала воцерковление, а потом работа добровольцем.
«Меня стало угнетать то, что своими действиями я мало соответстветсвую тому, чем хочу быть», – рассказывает о себе Алиса. На Фестивале православного рока «Даждь» она наткнулась на объявление сайта Доноры.ру. С тех пор она регулярно сдает свою кровь, чтобы помочь детям. По ссылке с «доноров» Алиса попала на Волонтеры.ру, где записалась на первый в своей жизни волонтерский тренинг и…
Оказалась на грани поражения. «Я была ввергнута в полный ужас! – вспоминает она. – В скольких местах сразу нужна помощь – хосписы, больные раком, дети-инвалиды. Так много людей страдает… Ужас. Я поняла, моих сил не хватит, чтобы всем помочь». У Алисы опустились руки. Вместо того чтобы продолжить волонтерское обучение, она сидела дома, погруженная в тяжелые мысли. А потом вдруг пришло письмо от «Волонтеров» с информацией о программе БББС и Алиса решила все же попробовать.
Сначала дружба, потом все остальное
Настя живет в интернате и старается во всем подражать Алисе – хочет поступать в тот же вуз, так же покрасить волосы. Алису это очень беспокоит, но она также надеется, что это хорошая возможность сформировать у Насти правильную картину мира, привить ей некоторые моральные ценности. «Я стараюсь только хвалить, и никогда не упрекать ее ни в чем, а то она сразу «закроется». Но если она сделает что-то плохое – например, «подставит» подружку, то я ей об этом говорю. Конечно, я стараюсь все обсуждать, а не запрещать, чтобы она сама поняла, что можно, а что нельзя».
Наверное, это правильно и здесь нет никакого навязывания. Если интернат не может сформировать здоровое мировоззрение у ребенка, не дает ему никаких знаний о мире, то взрослый и адекватный человек просто обязан сделать это. А вот следующий шаг, утверждение в вере в Бога (или в веры в Его отсутствие) – это уже личный выбор ребенка, и здесь доброволец не в праве навязывать свое мнение. Но, опять-таки, если у «младшего» сформировалось христианское видение мира и ему близки любовь, доброта и всепрощение, то очень легко будет ненавязчиво показать ему, что христианство учит как раз этому. Поступать наоборот – очень опасно, считает Алиса, – это часто вызывает чувство посягательства на свободу.
Их пара сложилась совсем недавно – 4 месяца назад. И поэтому пока Алиса задавать Насте вопросы о вере считает преждевременным. «Она многое недоговаривает. Я вижу, что она хочет рассказать что-то, но, возможно, боится испортить мое мнение о ней. Сейчас скорее нужно подружиться, чтобы можно было просто обмениваться мнениями, а не навязывать что-то сверху, пользуясь своим положением. Это все происходит очень постепенно, Настя сначала должна подрасти. Не думаю, что мне надо сразу вываливать на нее потоки информации».
Катехизация по Селинджеру
Хотя бы и невзначай, но какое-то движение в этом направлении происходит. Например, случай с брелоком. У Алисы есть брелок с Иисусовой молитвой. Об этой молитве она узнала из повести Джерома Дэвида Сэлинджера «Выше стропила, плотники!». «Там было сказано про одну книгу православного святого, в которой особенно упоминается Иисусова молитва и то, что ее надо почаще повторять» – рассказывает Алиса. У нее в кармане лежит куча разных брелоков, которые она перебирает когда молится. Однажды Настя увидела «коллекцию» Алисы и сразу же очень ею заинтересовалась и попросила показать. Тогда Алиса рассказала ей об Иисусовой молитве и подарила свой брелок, а Настя, в свою очередь, сказала что будет эту молитву про себя повторять.
А еще Алиса подарила Насте детский молитвослов с картинками. Алиса надеется, они будут по нему вместе читать Символ веры и Отче наш. Настя не остается в долгу – недавно ей подарили иконку и она сразу же принесла ее Алисе.
Алиса говорит, что они с Настей обязательно сходят в храм, но когда это случится – пока что неизвестно, ведь они с ней выходили из интерната всего 2 раза. Алиса очень надеется, что сможет положительно повлиять на свою «младшую сестру» и обязательно будет помогать ей в будущем, когда она выйдет из интерната.
Мария и Наташа
Выбор
Мария Ставцева – прихожанка храма Девяти Мучеников Кизических, сотрудница рекламного агентства, планирует кампании различных товаров, услуг и т.п. Всю свою жизнь она была, как и многие из нас, христианкой только по крещению – то есть как бы знала что есть Бог, но на этом все заканчивалось. Полтора года назад ситуация изменилась и Мария доросла до осознанного воцерковления. Теперь она старается жить по-христиански, регулярно посещает богослужения и участвует в Таинствах. В сентябре, когда Мария пришла в проект БББСР, она сразу заявила о себе, как о православной христианке, и это оказалось одним из решающих факторов при подборе для нее «младшего».
Сначала ей хотелось маленькую девочку, ведь «с ребенком проще – покажешь игрушку – и он уже радуется» – рассказывает Мария. Со старшими посложнее, потому что они уже сформировались в стенах интерната, где условия весьма специфические. Мария рисовала себе такую идиллическую картинку, какая у нее будет чудесная маленькая «сестричка» и как они вместе с ней будут расти. Но в процессе обучения она поняла, что главная цель программы – не дать ребенку, который в 16 лет покидает интернат, погибнуть. Уберечь его от судьбы наркомана, проститутки и тому подобного. Хватит ли у нее сил провести эти годы с маленьким ребенком, «вырастить» свою «младшую сестру», она еще не понимала, и Мария попросила себе взрослую девочку, которой до выхода из интерната остается год или два. «которую я могла бы научить как ставить цели и как их добиться» – говорит Маша.
«Я сразу решила запастись терпением и не строить себе иллюзий, чтобы потом не разочаровываться. Но в итоге мне предложили девочку, которая совершенно не соответствовала моим пожеланиям! Мне сразу сказали, что она – «тяжелая». Ее два раза удочеряли и потом возвращали назад. Она была своего рода хулиганской «звездой» школы». Оказалось также, что для своего возраста она уже отлично научилась манипулировать людьми. «Но кураторы программы сказали тогда мне, что, по их мнению, мой характер как раз достаточно жесткий, чтобы общаться с этой девочкой. Ну, раз эти люди, психологи которые разбираются в этом лучше меня, так сказали, то, наверное, это правда. Я была очень удивлена, потому что считала себя совсем не такой… Может быть, я казалась себе такой, какой хотела бы быть для окружающих, такой мягкой, доброй христианкой. А со стороны оказалось виднее».
Наташа
Непосредственная работа с «младшей сестрой» началась в ноябре. Мария и Наташа встречаются по субботам и Маша старается забирать ее на целый день. Вместе они ходят в кино, на выставки, недавно были в музее древнерусской иконы, расположенном на территории Спасо-Андроникова монастыря, расписанного Андреем Рублевым.
«Только на обратном пути она открывается. По дороге куда-то мы почти не разговариваем. Каждый раз мы проходим этот путь заново, она вообще очень тяжело сходится с людьми.
Я думала что буду рассказывать о вере осторожно, не пытаясь тянуть. Оказалось, что она многое знает и сама мне рассказывает, у них в интернате есть молитвенная комната, регулярно священник водит их в храм. Бесед духовных с ней проводить не надо. По-детски, она верующий. Мы говорим об этом редко. Скорее она как новости что-то пересказывает мне. Пересказывает наизусть притчи, которые ей рассказывает батюшка. Видно, что она к нему очень привязана.
Она говорит, что твердо решила стать монахиней. Ну, это не удивительно. Она очень быстро увлекающаяся девочка. Легко возбудима, подвержена частой смене настроений. Все что встречает – окутывает ореолом романтизма и строит из этого замки.
Я не ставлю каких-то пигмалионовских целей слепить из нее свой идеал и не переоцениваю свою роль в жизни этой девочки. Если она, выйдя в 16 лет за стены интерната, будет знать, что где-то в городе у нее есть надежный друг, на которого можно опереться, с которым можно посоветоваться, и который подскажет выход из трудной ситуации – этого уже для меня достаточно, чтобы считать свою задачу выполненной».
Свой взрослый
Однажды они проходили мимо книжного магазина и Мария вспомнила, что куратор БББСР порекомендовала ей купить несколько книг по детской психологии. Одна из них была о том, как общаться с ребенком. Тем же днем они сидели в кафе и ели мороженное, когда Марии понадобилось на минуту выйти. Пакет с книгами остался за столиком. Когда Мария вернулась, Наташу было не узнать. У нее резко изменилось настроение, она стала мрачнее тучи. «Я ее такой никогда не видела – говорит Мария. – С этого момента и до возвращения в интернат мы почти не разговаривали. Наконец, когда они уже подъезжали, Наташа решилась спросить:
– У тебя что, есть дети?!
– Нет.
– А тогда зачем тебе книжка?
– Ну а ты, кто? Разве не ребенок?
И такой у нее вздох облегчения прямо, Вы бы знали! Дети очень ревнивые. Когда у нее появляется что-то свое, свой взрослый, который приходит только к ней, она этим очень дорожит».
«Для меня участие в программе БББСР – это, прежде всего, потребность отдавать: пришло время отдавать что-то, делиться с другими. Это и есть благодарность Богу за свою жизнь. Мне в жизни многие помогли просто участием – человеческим теплом, дельным советом, по-разному. Теперь я нуждаюсь в том, чтобы мое участие в чьей-то жизни помогло одинокому человеку не просто выжить, а еще и не потерять веру в Бога, в себя, не разочароваться в людях, остаться человеком. Ведь это в большой степени является опасностью именно для воспитанников интернатов – брошенных людей, у которых нет никого» – заключает Мария.
В середине марта Большие братья, большие сестры России устраивали праздник для «Старших» и «Младших» участников программы. Предлагаем вам фоторепортаж с мероприятия:
Исполнительный директор Программы БББСР Эрик Бэтси: «Вы все очень молодцы!»
Программа зародилась более 100 лет назад в Америке и получила широкое признание в Европе. И в России большую долю Старших составляют иностранцы (именно они, например, на этом фото)
На празднике было угощение…
…музыка (выступал ансамбль воспитанников 62-ой московской школы-интерната «Россияне»)…
…а главное – игры, конкурсы и общение
Будущие…
…и уже работающие по программе волонтеры
У многих воспитанников 62-го интерната тоже есть свой старший
А у него, наверное, всё ещё нет своего «Брата»?
Это такая игра – спиной к спине, на знание друг-друга. Если оба подняли или не подняли руку, то они проиграли
Эта пара такая довольная, потому что подглядывает в зеркало. Они выиграют
Проиграли мы…
Другой конкурс – какая пара быстрее прибежит. В каждой паре один прыгает на одной ноге, а другой бежит с завязанными глазами
Завязывать можно не плотно
у нее нету пары, поэтому она не принимает участие в игре
Это не просто развлечения, а специальные задания, направленные на развитие пар, укрепление их отношений. Другой конкурс – надо вырезать из бумаги круг. Трудность в том, что каждый напарник может пользоваться только одной рукой
А это – наши знакомые Алиса и Настя
Упаковать книжку это уже сложнее
Тут требуется координация и взаимопонимание
Литературный конкурс: пара должна составить из разных фрагментов рассказ
«Младший» Святослава зачитывает по слогам результат их совместного творчества
«Старший» упрашивает своего «младшего» не стесняться и прочитать свое стихотворение
«Старшие»…
…и «младшие»
«Младший» Эрика Бэтси Кирилл (а на заднем плане – жена Эрика)
Награждение победителей конкурса. Помните, они подглядывали?
Рам и Роман тоже выиграли
Чтобы никто не ушел грустным…
Эрик на прощание, как припозднившийся Дед мороз, раздавал из мешка шоколадки
Большие братья, большие сестры России приглашают к себе добровольцев
В программе участвуют дети, в возрасте от 5 до 18 лет, сироты, или оставшиеся без попечения родителей, или дети из социально-незащищенных семей (неполные, многодетные, испытывающие материальные или иные трудности, семьи, где у детей есть проблемы социализации, которые могут быть решены или смягчены при помощи привлечения добровольца и т.п.).
Требования к добровольцам
• Возраст от 18 лет.
• Желание помогать детям.
• Проживание на территории района, охватываемого программой (в пределах разумного: в Москве добровольцев принимают даже из Области).
• Наличие паспорта.
• Справка из УВД.
• Справка психо-неврологического диспансера.
Контакты общероссийского представительства:
Сайт: http://bbbsrussia.org
Тел.: +7 (495) 781 7520
Адрес: 115280 Москва, ул. Автозаводская, д. 19, к.1, офис 42
Исполнительный директор Эрик Бэтси: ebatsie@bbbsi.org
По общим вопросам: info@bbbsrussia.org
Подробнее о БББСР читайте также здесь.
Подготовил Кирилл МИЛОВИДОВ