Центр семейного устройства – это совместный проект службы помощи «Милосердие» и Марфо-Мариинской обители. За время его работы в приемные семьи был устроен 91 ребенок, 16 детей удалось вернуть в кровные семьи. При Центре действует Школа приемных родителей, где готовятся стать приемными мамами и папами, учатся не бояться поведенческих нарушений ребенка, чтобы иметь в запасе не только любовь и заботу, но и ясную и грамотную стратегию поведения – только в совокупности это поможет ребенку адаптироваться в новой семье. За 5 лет обучение здесь прошли 311 человек, многие из них уже стали приемными родителями. О некоторых из них наши рассказы.
Один финал двух историй
Леша и Полина родились в разных семьях и разных городах, но их истории очень похожи: в них много боли, и обе они – с общим счастливым концом. Из детского дома в Тюменской области, где воспитывался Леша, его забрала под опеку семья. Но немолодая уже приемная мама не справилась с Лешей, который принялся испытывать на прочность новых родителей. Мальчика должны были вот-вот вернуть обратно в детский дом…
Похожая история произошла и у Полины. С двухлетнего возраста Поля жила в приемной семье, но однажды у супругов появился родной ребенок. Навалились житейские проблемы, и от Поли было решено отказаться. После этого Поля оказалась в Елизаветинском детском доме при Марфо-Мариинской обители.
Тем временем там же, в Обители, супруги Антон и Елена, оба программисты, окончили школу приемных родителей и готовились впервые в жизни стать мамой и папой. И вот их сыном стал 11-летний Леша. А спустя совсем немного времени Антон и Лена взяли к себе и Полю.
Семья живет очень дружно. Леша начал вместе с папой алтарничать в храме, всей семьей они катаются на велосипедах, вместе съездили на море. Ребята нашли не только родителей, но и бабушку, которая, не задумываясь, признала Лешу и Полю частью своей семьи.
Любовь, которая творит чудеса
История Ильи по-своему уникальна – это история покаяния и воссоединения. Отец и мать Илюши и его брата-близнеца злоупотребляли алкоголем и не справлялись с воспитанием детей, тем более, что у Илюши тяжелая форма ДЦП и умственная отсталость. Родителей лишили родительских прав. И если отца такое положение вещей не расстроило, то Татьяна*, мама мальчишек, очень переживала из-за разлуки с сыновьями. Детей изъяли из семьи. Брата Илюши забрала бабушка, мать отца, а Илья оказался в респисе при Марфо-Мариинской обители.
С таким положением вещей Татьяна не готова была мириться. Она смогла сделать решительный шаг – переборола алкогольную зависимость и дала обет трезвости. Отец же, наоборот, ушел из семьи. Уже через полгода Татьяна с помощью нашего Центра семейного устройства восстановилась в родительских правах и забрала Илюшу домой, а в скором времени планирует забрать и его брата, который живет у бабушки.
* имена изменены
«Я подумаю»
Соню, когда ей было 6 года, забрали из нашего Свято-Дмитриевского детского дома Павел и Екатерина, выпускники Школы приёмных родителей при Центре семейного устройства. Они твердо решили взять Соню к себе, несмотря на то, что у девочки есть хроническое заболевание, требующее лечения. И в семье, где Сонечка обрела не только родителей, но и бабушку, дедушку и старшую сестру, она расцвела: начала петь, танцевать, рисовать, полюбила общаться.
В этом году у Сони появился младший брат Андрей, которого Павел и Екатерина тоже забрали из детского дома. Поначалу с ним приходилось непросто – у мальчика были серьезные поведенческие нарушения, ведь за свои 4 года Андрюша пережил потерю и кровной, и приемной семьи. Но постепенно любовь и терпение новых родителей сделали свое дело.
Мама Екатерина познакомилась с Андреем, казалось бы, случайно, и эта случайность навсегда изменила их жизнь. Екатерина ехала в Санкт-петербургский детский дом к другому ребенку, но по приезде выяснилось, что над ним уже оформили опеку. Так ее познакомили с Андреем. Вместе они гуляли по территории детского дома и разговаривали, а в конце Андрей спросил: «Ты моя мама?». Екатерина ответила: «Нет, но если ты захочешь, я возьму тебя домой». И тогда ребенок с осторожностью сказал: «Я подумаю».
Екатерина вспоминает: «Я увидела глаза взрослого, много выстрадавшего человека, и решилась». Сейчас Екатерина, успешная бизнес-леди, отложила работу и все свое время посвящает детям. Ее муж Павел – человек военный и занятой, но каждую свободную минуту он стремится провести с детьми, которые его просто обожают. Еще бы, ведь папа очень добрый и отлично водит мотоцикл!
Малыш в семье
Маленький Ванечка провел детство в ростовском детском доме. За несколько лет сиротская система оставила глубокий след в психике ребенка – Ваня не говорил в 2 года, у него случались истерики, был неспокойный сон и плохой аппетит. Но Ванечке повезло…
Михаил и Екатерина – люди мягкие, доброжелательные и улыбчивые. Адаптационный период был нелегким, но Екатерина всегда была рядом, терпеливо переживала все испытания, которыми сопровождалось первое время Ванечки в новой семье. Со временем она смогла успокоить малыша и заслужить его доверие, и теперь Ваня счастлив в своей новой семье. Ваня научился говорить, стал спокойнее спать. О Ваниных истериках уже никто и не вспоминает. Он хоть и маленький, но очень смышленый ребенок и, наверное, со временем он станет таким же степенным и рассудительным, как его родители-юристы.
Пятеро по лавкам
И на работе, и в жизни Салавату Раисовичу приходится нести большую ответственность – он помощник депутата и многодетный отец. А его жена Ольга Павловна – профессиональная пианистка и добрейшая мама на свете.
В семье уже подрастали три дочки и сын, когда родители решили взять приемного ребенка. Их и сейчас спрашивают: «Зачем вам, когда родных четверо?», но для Салавата Раисовича и его жены опека над ребенком – это возможность служения Богу. Супруги рассудили: «Ездить восстанавливать храмы мы не можем – времени нет, ухаживать за больными – тоже, средствами для пожертвований не богаты. Зато когда детей больше трёх, то изменения уже почти не ощущаются: двоих в школу, двоих в садик отвести, двоих к стоматологу записать». Теперь в семье Салавата Раисовича уже два сына – родной и приемный.
Многодетный папа, а теперь и приемный отец, вспоминает: «К поискам мы подошли серьезно – смотрели видео-анкеты на сайтах, посетили региональный банк данных детей-сирот, на «Дне аиста» в пяти учреждениях были, но почему-то семейное устройство не складывалось. Мы не отчаялись, но всерьез задумались: может быть, нам это не дано?»
Оформить опеку не получалось из-за самых разных обстоятельств: однажды супруги уже были готовы взять в семью двух детей, брата с сестрой, но девочка-подросток отказалась. В другом случае были не готовы документы ребенка. Супруги уже совсем было собрались отложить оформление опеки на год-два, когда им сообщили, что есть мальчик, для которого в скором времени будут готовы все необходимые документы. Салават Раисович и Ольга Павловна посоветовались со священником и уже через месяц в их семье появился 5-летний Тимур.
Свои первые годы Тимур провел в кровной семье, ему приходилось сталкиваться с жестоким обращением. Тимур – ребенок с характером, настоящий лидер. Он с особой нежностью относится к младшей сестренке, Маше, а с ребятами постарше у Тимура отношения соревновательные – так он ищет свое место в новой семье. На лето большая семья вместе с бабушкой и дедушкой уехала на дачу, там Тимур вместе с другими детьми исследует лес, купается в речке и гоняет на велосипеде.