Православный портал о благотворительности

Доктор в скайпе: удаленное лечение становится все более популярным

Телемедицина дает возможность обратиться к врачу в любое время, не откладывая визит на завтра или более поздний срок, а это может быть вопросом жизни или смерти

Фото: imago/Jochen Tack/ТАСС

Телемедицина – это принципиально новая парадигма здравоохранения в целом. Успешные ее модели уже работают, результаты и перспективы широко обсуждаются, престижные медицинские журналы ставят вопрос о необходимости открытия в университетах и медицинских школах обучения по новой специальности – «виртуалист».

Медсестра в Монтане и пенсионер из Миссури

Фото: DPA/TASS

Сидя за компьютером в Центре виртуальной медицинской помощи Мерси, расположенном в пригородном районе Сент-Луиса (штат Монтана), медсестра Вероника Джоунс видит перед собой на экране 75-летнего пенсионера Ричарда Алферманна, находящегося от нее почти за 100 километров. Алферманн живет в сельской местности в штате Миссури.

10 лет назад Ричард бросил курить, но долгие годы, проведенные с сигаретой, дали закономерный результат – обструктивную болезнь легких. В прошлом для того, чтобы Ричарду потребовалась госпитализация, достаточно было легкой простуды, но с некоторых пор все изменилось.

Ричард и Вероника вот уже год общаются в скайпе минимум два раза в неделю, и за это время он ни разу не попал в больницу.

Парадоксально, но факт: атмосфера близости и доверия между медицинским работником и пациентом гораздо лучше достигается при виртуальном общении, чем во время визита больного в поликлинику.

Современные средства гигиены и антибиотики, доступность чистой воды и канализации, вакцинация – все эти достижения цивилизации в ХХ веке перенесли акцент в здравоохранении с острых инфекционных заболеваний на хронические. Подавляющее большинство посетителей поликлиник – это пациенты с хроническими заболеваниями, нуждающиеся в обследовании и диагностике, либо пришедшие на прием для мониторинга своего состояния, в иных случаях – с жалобой на обострение.

В среднем такой пациент посещает лечащего врача раз в три месяца, причем врач общается с ним не долее 20 минут. Совсем немного для того, чтобы получше узнать друг друга, успеть бы измерить давление и пульс, да взглянуть на кривую кардиограммы. А ведь еще нужно заполнить карточку!

Алферманн терпеть не может ходить по врачам. В прошлом это приводило к тому, что он старался не замечать угрожающих симптомов, а когда становилось совсем плохо, вызывал скорую помощь.

Фото: DPA/TASS

С Вероникой же Ричард общается вполне охотно. Он привык обсуждать с ней свое состояние, что, помимо всего прочего, дает им возможность вместе предупреждать обострения.

Первым делом Вероника проверяет самые важные жизненные показатели своего подопечного: на глазах у нее пожилой мужчина измеряет давление, пульс, температуру и уровень кислорода в крови при помощи электронных приборов, данные которых передаются на экран компьютера медсестры с помощью беспроводного интернета.

«Сегодня у вас слишком высокий пульс – 100 ударов в минуту против обычных 85. Как вы себя чувствуете?» – спрашивает Вероника. Ричард уверен, что его самочувствие нисколько не изменилось, но Вероника задает множество вопросов и берет с него обещание позвонить ей сразу же, если он почувствует себя хуже, а при необходимости – вызвать скорую.

Медсестра сообщает о повышенном пульсе Ричарда его виртуальному лечащему врачу Картеру Фентону, и они оба в течение нескольких последующих дней постоянно выходят с ним на связь и просят снова и снова измерить пульс. Когда показатель приходит в норму, Вероника и Ричард возвращаются к обычному режиму общения – два раза в неделю.

Важная деталь: если бы Алферманн пришел на прием к врачу, который видит его раз в 3 месяца, его обычный пульс, 85 ударов в минуту, мог бы вызвать тревогу. Именно потому, что Вероника получает показатели Ричарда как минимум дважды в неделю, она уверена, что при 85 за него можно не волноваться, и госпитализация совсем ни к чему.

Доктор Фентон, под виртуальной опекой которого находятся 450 пациентов, при необходимости может послать к любому из них медсестер, которые сделают на дому рентген и кардиограмму, возьмут анализ крови и окажут первую помощь. Для этого, разумеется, необходима централизованная и разветвленная система, над которой активно работают специалисты здравоохранения и IT-инженеры.

Будучи реализованной полностью, она позволит вести электронную медицинскую историю пациента, доступную тому специалисту, который в данный момент работает с ним непосредственно, и своевременно решать все вопросы медицинской помощи и поддержки хронического больного в любой точке огромной страны.

Реанимация реальная и виртуальная

Фото: DPA/TASS

Робин Кук, бывший офтальмолог, а ныне – автор фантастических медицинских триллеров (например, «Хромосома 6»), на вопрос о том, как он представляет себе больницу будущего, ответил: «Меньше больницы, больше будущего».

Разумеется, никогда не уйдет в прошлое необходимость экстренной помощи при несчастных случаях и хирургических операций, но и тут время пребывания пациента в стенах больницы будет сокращено, а его состояние за рамками острого периода будет отслеживаться дистанционно.

При этом уровень физического и психологического комфорта больного в домашней обстановке выше, а затраты на его содержание (кем бы они ни оплачивались) – ниже, не говоря уже о таком важном факторе, как снижение риска больничной инфекции.

Так «будущего» – времени, ресурсов и качества жизни – действительно, становится больше.

Центр Мерси, ставший самостоятельным медицинским учреждением в 2015 году, – это больница, обслуживающая тысячи пациентов, но все они находятся вне ее стен.

Впрочем, не все из них дома. Дело в том, что услугами центра пользуются медицинские работники отделений интенсивной терапии стационарных больниц по всей стране, от Северной Каролины до Оклахомы в рамках программ «ТелеРеанимация», «ТелеИнсульт», «ТелеСепсис».

В стационарных отделениях пациентов всегда больше, чем персонала, и если состояние одного из них обостряется, врачи и медсестры спешат к нему, а в то же время показатели другого больного могут постепенно приближаться к тревожной отметке.

Дистанционный мониторинг требует, разумеется, высококлассного технического оснащения. Медсестры Центра Мерси нажатием кнопки могут переключиться с одной камеры на другую, увеличить изображение, чтобы увидеть, например, цвет кожных покровов больного.

Качество картинки таково, что можно разглядеть даже поры. Работник центра фиксирует внимание на пластиковом мешочке с кровью или лекарством и подает сигнал медсестре в отделении, когда жидкость подходит к концу. Микрофоны транслируют кашель, стоны, прерывистое дыхание.

На монитор поступают данные многочисленных приборов, программы анализируют их и при необходимости генерируют оповещения. Если на экране появляется, например, изображение красного цветка, это значит, что возникла опасность сепсиса, жизнеугрожающей реакции иммунной системы на бактериальное заражение. Сепсис называют «больничным убийцей №1», а потому своевременная фиксация риска может означать спасенную человеческую жизнь.

Зная о том, что виртуальные помощники всегда на посту, врачи и медсестры в палатах интенсивной терапии могут сосредоточится не на сигналах датчиков, а непосредственно на своих пациентах.

Интересный факт: больницы, сотрудничающие с Мерси, сообщают о том, что количество ложных тревог в их отделениях интенсивной терапии значительно снизилось, а это огромная экономия усилий и нервов медперсонала.

Президент Центра Мерси Рэнди Мур говорит, что, как правило, сначала работники стационара не особенно рады тому, что какие-то посторонние специалисты будут видеть их работу.

«Мы объясняем им, что нет никакого Большого Брата, мы партнеры, выполняющие общую задачу».

В любое время

Дистанционное консультирование. Фото: DPA/TASS

Система телемедицины обошлась центру Мерси в 300 миллионов долларов. Сумма впечатляющая, однако она себя оправдывает, ведь невозможно переоценить тот огромный потенциал снижения стоимости здравоохранения для государства, общества и самих граждан, который создан в центре.

«Конечно, виртуалист никогда не станет столь же эффективен, как врач или медицинская команда непосредственно у постели больного, – говорит Рэнди Мур. – Проблема, однако, в том, что 99% времени хронический больной не имеет медицинского сопровождения.

Телемедицина же дает нам возможность видеть его в любое время, не откладывая визит на завтра или более поздний срок, а это может быть вопросом жизни или смерти».

А также, если рассуждать в экономических терминах, вопросом снижения затрат, ведь своевременная помощь всегда дешевле запоздавшей.

Сегодня среди партнеров центра есть несколько больниц, работающих с пациентами, не имеющими медицинской страховки и с низкими доходами. Они часто страдают от нехватки медицинского персонала по причине недофинансирования, и очень рады новым возможностям, которые дает телемедицина.

Так, работники Мерси собирают и обрабатывают все данные 351 стационарного пациента региональной больницы Хай Пойнт в Северной Каролине, освобождая врачей и средний медперсонал для непосредственной работы с больными.

Предоставление дистанционных телемедицинских услуг в Германии. Фото: DPA/TASS

Центр Мерси в Монтане – отнюдь не единственный пример использования телемедицины в мире. Есть интересные проекты в Норвегии, Франции, других странах Европы и у нас в России, где с начала 2019 года дистанционный врач имеет право даже выписывать электронные рецепты.

Нет сомнений в том, что за телемедициной – прекрасное будущее, которого с каждым днем будет становиться все больше и больше.

Источники:

A hospital without patients

The rise of the virtualist

Beyond The Medical Virtualists: Creating Capability In The Health Care Team

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version