Российские больницы остались без наркоза, сообщило 9 сентября Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг (РБК). В ближайшее время, утверждает РБК, хирургам придется либо оперировать без общего наркоза, либо откладывать некоторые операции. Эта новость взбудоражила интернет-сообщество, ее перепечатали многие сайты, появилась она и в блогах.
Далее РБК объясняет, что единственный препарат для ингаляционного наркоза, фторотан, производился в России лишь на одном предприятии — ОАО «Алтайхимпром». Коммерческий директор «Алтайхимпрома» Владислав Салин подтвердил, что выпуск фторотана прекращен, так как 1 сентября в результате железнодорожной аварии в Челябинске произошла большая утечка брома. Этот бром предприятие 1-2 раза в год закупает на Украине. После аварии представители «Алтайхимпрома» вели переговоры с Украиной о новой срочной поставке брома.
Если в Москве большинство клиник использует более современные виды наркоза, то в регионах фторотан – единственный ингаляционный анестетик, а применять внутривенный наркоз для длительных операций сложно. Действительно ли прекращение поставок фторотана помешает вовремя прооперировать многих россиян?
«Фторотан – старый препарат, очень токсичный – действует на печень. Сегодня достаточно других анестетиков», – считает ведущий научный сотрудник реанимационного отделения НИИ нейрохирургии им. Бурденко Александр Парфенов. Правда, по его словам, он не знает, какова ситуация в региональных больницах.
Врач-анестезиолог из Курска просил не называть его имени – как и во многих медицинских учреждениях, у них не поощряются интервью и комментарии для прессы без согласования с начальством. Он подтвердил, что фторотан – единственный ингаляционный анестетик, применяемый в курских больницах, но не считает его незаменимым. «Возможно комбинирование – фторотан добавляют к внутривенному наркозу для более глубокого сна. Но этого можно добиться и уколами и еще вопрос, что лучше. Например, пропофол – современный внутривенный препарат, после которого люди просыпаются со свежей головой. Абсолютно не остается следов наркоза. Конечно, неприятно, если будут перебои с поставкой фторотана, но справимся».
«Фторотан применяется для глубокого наркоза при сложных длительных операциях и то не всегда, – говорит доктор медицинских наук протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма архангела Михаила города Серова Свердловской области. – Это далеко не идеальный вид наркоза. Для современных операций достаточно внутривенной анестезии и закиси азота. Много разных видов наркоза есть, и любой анестезиолог владеет большим количеством техник».
«Один фторотан не делает погоду в анестезии, – считает заведующий кафедрой анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии Курского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Сергей Сумин. – Есть много других способов: внутривенные анестетики, региональные методы анестезии. Замену фторотану найти можно. Но под другие анестетики нужна соответствующая наркозная аппаратура, и есть ли она в больнице, вопрос отдельный. Я не могу точно сказать про все больницы нашего города, но думаю, что мы сможем пережить отсутствие фторотана. Без него хирургия не остановится».
Леонид ВИНОГРАДОВ