События Рождества Богородицы
На рубеже первого тысячелетия новой эры, в городе Назарете жили немолодые супруги Иоаким и Анна. Они были очень добрыми и милостивыми, в их доме были взаимная любовь и достаток, но не было детей. По вере своего народа, бездетность считалась наказанием Божиим, поэтому, кроме личного горя, супруги переживали и осуждение от людей. Иоаким и Анна молились Богу о том, что если Господь пошлет им дитя, то жизнь этого ребенка будет посвящена служению Богу. Так молились они пятьдесят лет и однажды почти потеряли надежду.
Предание говорит: однажды Иоаким, понимая, что уже стар, «договорился» с Богом: ушел в пустыню, устроил там палатку, и сказал, что будет молиться и поститься 40 дней и ночей и не уйдет, пока Господь не откроет ему причину его страдания.
Анна, зная об обете мужа, в страхе, как бы такой «договор» не прогневал Бога, молилась дома о прощении своего мужа и также просила указать ей – за какой грех Господь карает их бездетностью. Во время ее молитвы она увидела ангела (вестника Бога), возвестившего Божию волю: Бог дарует им с Иоакимом ребенка. Такое же откровение было и Иоакиму в пустыне. Обрадованные супруги стали искать друг друга, чтобы сообщить об удивительной вести.
Протоевангелие Иакова (4:7-8) так говорит об этом событии: «И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме».
Иоаким возвратился к Анне, и по истечении времени в их доме произошло Рождество Пресвятой Богородицы.
Было ли зачатие непорочным?
Зачатие святой Анны (празднование 9-го декабря), Церковь называет «преславным и святым». Однако Православная церковь не признает это зачатие непорочным, в отличие от Католической церкви, которая в XIX веке провозгласила догмат «непорочного зачатия». Отметим, что католики не провозглашают «бессеменного (то есть сверхестественного) зачатия» Пресвятой Богородицы.
Под «непорочностью» учение Католической церкви понимает то, что на Деву Марию с момента ее зачатия не распространялись последствия первородного греха.
Среди католиков высказывались возражения против такого учения, но в 1854-м году папа Пий IX возвел мнение о непорочном зачатии девы Марии в степень догмата.
По учению Православной Церкви, Дева Мария все же имела (унаследовала) природу, поврежденную прародительским грехом, и потому сама нуждалась в искуплении.
Предание свидетельствует, что Деве Марии, чтобы стать Богоматерью, необходимо было приготовление в храме с 3-х летнего возраста. Это была совершенно особая жизнь, строгая, аскетическая, всецело посвященная Богу.
Воспитание при храме и молитва очищали Ее душу, не давая развиваться первородному греху. Однако эта обстановка не освобождала автоматически Деву Марию от желания грешить, Она своей свободной волей выбирала праведность. Окончательное же освящение произошло в день Благовещения.
Но как мог быть очищен первородный грех, когда еще не совершилось искупление – крестной жертвы Христа, умершего за грехи людей? «Эта тайна благословенного Семени Жены, от века уготованного.
Благодать Святого Духа могла поставить в минуту зачатия Сына Божия все существо Богоматери на такую высоту смирения и благоговения, что в зачатии не участвовало ничто человечески поврежденное»,
– писал профессор Киевской Духовной академии, протоиерей И.М. Скворцов.
Конечно, возникает вопрос: как человек с греховной природой, «такой же, как мы», мог с раннего детства так твердо знать – что он хочет и так твердо воплощать это в жизнь, полностью предавшись воле Божией? Здесь не обойти вопроса о «предызбранности», но как понимать такую избранность Богом человека? Ведь мы знаем и о святых, которые в младенчестве «в постные дни не брали грудь матери». Вот что пишет митрополит Антоний Сурожский о Рождестве Богородицы:
«Богородица родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью.
В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие – против самих себя, не против других – для того, чтобы восторжествовал Бог.
И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию…
Священник Михаил Немнонов:
«Святые и праведные Иоаким и Анна были праведны, и эта великая милость от Бога — то, что они стали родителями Божией Матери.
Но прежде они перенесли скорбь — до старости они не имели детей, до того возраста, когда при естественном порядке вещей это становится невозможно.
Если бы святые и праведные Иоаким и Анна не превзошли других своим благочестием, то не они были бы избраны, чтобы стать родителями Божией Матери.
Если бы они в своем благочестии считали себя лучше других и не смирились, оно было бы неугодно Богу. Но если бы они не перенесли свою скорбь, то едва ли пришли бы в такое смирение.
Если бы все свое упование они не возложили на Бога, то и не дали бы Ему места совершить это великое дело.
Так все, что угодно Богу, всегда бывает выстрадано, и полученное от Него в дар нужно умножить и возвратить Ему».