Православный портал о благотворительности

Бог-Троица – Бог взаимной любви

Каждое из Лиц Святой Троицы отдает Себя другим. Жизнь Божественных Лиц – это взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью для другого. «Христианский Бог – это “не одинокий Бог”. Бог – не просто единица, но единство; Бог – не просто личный, но – межличностный. Бог – диалогичен»

Святая Троица. Преподобный Андрей Рублев. Около 1411 г. Из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры

Перед Своим Вознесением Христос сказал апостолам, чтобы они не разлучались, а, пребывая вместе и молясь, ожидали, пока не «облекутся силой свыше». Это и произошло на 50-й день после Воскресения Христа: Святой Дух сошел на апостолов, обновив все их существо благодатной Божией силой и соединив друг ко другу Своей любовью.

Именно поэтому День Святой Троицы стал днем рождения Церкви – не домика с крестом, а общением в любви людей друг с другом и Богом.

Христианский Бог – не одинокий Бог

Наш Бог – Бог-Троица – Отец, Сын и Дух Святой. Понять это невозможно. Богословие так и говорит: Бог непознаваем. Но непознаваем – не значит недоступен.

Бога нельзя «объяснить», невозможно сказать: «Я понял, как Бог «устроен»»! Но один путь есть: любить. Потому что подобное познается подобным. Ведь Бог христиан – это Бог-Любовь. К Богу можно причаститься любовью. Чем больше любишь, тем больше приобщаешься.

Но Бог-Троица – это любовь одновременно отдающая и принимающая.

Каждое из Лиц Святой Троицы отдает Себя другим. Жизнь Божественных Лиц – это взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью для другого. «Христианский Бог – это «не одинокий Бог». Бог – не просто единица, но единство; Бог – не просто личный, но – межличностный. Бог – диалогичен», – говорит епископ Каллист Уэр.

– Именно это вечное движение любви отражено в иконе прп. Андрея Рублева: взгляды трех Ангелов обращены не вовне, но друг ко другу.

Бог и человека создал по Своему образу и подобию, по образу Троицы: не только создал таким собственно человека, Бог в Своем образе и подобии Троицы дал человеку образ, «способ» бытия.

Потому что человек как личность существует, только если есть отношения любви с другой личностью.

Если другого лица нет, то… и твоего лица нет, личности нет, хотя человек как существо продолжает быть.

Например, если у человека есть сын, то он отец, а если у него сына нет, то человек сохраняется, а отец «исчезает». Получается, если человек никого не любит, в Божием замысле он еще не стал человеком.

Епископ Каллист Уэр: «Тринитарный образ, в соответствии с которым мы сотворены, исполняется только в «промежуточном пространстве» любви, только в том «и», которое соединяет «Я» с «Ты».

Такая любовь – смысл и цель христианской жизни. Только посмотрев на человека с любовью, мы приблизимся к истине о нем.

Так любить помогает Дух Святой, которого Бог посылает человеку, соединяя человека с человеком и людей – с Богом.

«Бога можно познать только Духом Святым», – говорил святой Силуан Афонский. Даже своим ученикам, свидетелям и очевидцам многих событий Своей земной жизни, Христос говорит, что, только получив Святого Духа (ощутимого как благодатную, вышеестественную помощь свыше, когда человек становится восприимчив к Божественным действиям, «связи» с Богом), они на деле поймут все то, о чем Он им говорил.

Это произошло на 50-й день после Пасхи и стало праздником Пятидесятницы, или Троицы, – полноты свидетельства и «действия» в мире Бога-Отца, Сына и Святого Духа.

Из робких и боязливых, какими апостолы были при жизни Спасителя, они после сошествия Святого Духа стали мужественными и бесстрашными, многие стали мучениками.

Ученики Христа, получив Святого Духа, поняли, например, важнейшую вещь: почему, если Бог есть любовь, приходится столько страдать.

Объясняли ученики это не словами, а делами: шли вслед Христу, поступая, как Он, делая то, что должны, и будь что будет. Злословили их, они благословляли, гнали – они терпели. Секрет в том, что теоретически таких вещей не объяснишь, надо практиковаться.

Борьба за Святой Дух

Пятидесятница. Осиос Лукас (Монастырь преподобного Луки), Греция. Мозаичный свод, фрагмент, XIII век

Святой Дух нас Божией любви учит и свидетельствует, получается у нас или нет, своими плодами: любовью, радостью, миром, долготерпением, милосердием, верой.

Противится стяжанию Святого Духа себялюбие: когда себя упорно любишь больше, чем остальных. Если человек борется с себялюбием, начинает замечать других людей вокруг, Святой Дух ему помогает.

Епископ Каллист Уэр: «Любовь – это дар и взаимообмен, и поэтому для того, чтобы любовь была полной, она должна быть взаимной.

Условием совершенства одной личности является общение с другой. А поэтому, если Бог есть любовь, невозможно помыслить, что Он есть только одна Личность, любящая Себя Самое».

Там, где свобода

Святой Дух. Фреска монастыря Бистрица, Румыния. Около 1495 года

«Дух Господень там, где свобода», – говорит апостол Павел. Дух Святой призывает, но не принуждает человека.

«Дух Божий смиренно ищет всякого человека на всех путях его, чтобы дать ему познание о Себе… и посещает нас, когда мы сами готовы, ждем, хотим, смиренно открыты для Него.

Он приближается к нам так тихо, что мы можем и не заметить Его сразу.

Не должно ждать, чтобы Бог ворвался внутрь нас силою, без нашего согласия. О, нет: Он уважает человека, смиряется пред Ним: Он любит нас не свысока, а как нежная мать своего больного младенца.

Когда мы открываем для Него наше сердце, то непреоборимо сильно чувство, что Он нам «родной», и душа преклоняется пред Ним в умиленной любви», – писал архимандрит Софроний (Сахаров).

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version