Перед Своим Вознесением Христос сказал апостолам, чтобы они не разлучались, а, пребывая вместе и молясь, ожидали, пока не «облекутся силой свыше». Это и произошло на 50-й день после Воскресения Христа: Святой Дух сошел на апостолов, обновив все их существо благодатной Божией силой и соединив друг ко другу Своей любовью.
Именно поэтому День Святой Троицы стал днем рождения Церкви – не домика с крестом, а общением в любви людей друг с другом и Богом.
Христианский Бог – не одинокий Бог
Наш Бог – Бог-Троица – Отец, Сын и Дух Святой. Понять это невозможно. Богословие так и говорит: Бог непознаваем. Но непознаваем – не значит недоступен.
Бога нельзя «объяснить», невозможно сказать: «Я понял, как Бог «устроен»»! Но один путь есть: любить. Потому что подобное познается подобным. Ведь Бог христиан – это Бог-Любовь. К Богу можно причаститься любовью. Чем больше любишь, тем больше приобщаешься.
Но Бог-Троица – это любовь одновременно отдающая и принимающая.
Каждое из Лиц Святой Троицы отдает Себя другим. Жизнь Божественных Лиц – это взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью для другого. «Христианский Бог – это «не одинокий Бог». Бог – не просто единица, но единство; Бог – не просто личный, но – межличностный. Бог – диалогичен», – говорит епископ Каллист Уэр.
– Именно это вечное движение любви отражено в иконе прп. Андрея Рублева: взгляды трех Ангелов обращены не вовне, но друг ко другу.
Бог и человека создал по Своему образу и подобию, по образу Троицы: не только создал таким собственно человека, Бог в Своем образе и подобии Троицы дал человеку образ, «способ» бытия.
Потому что человек как личность существует, только если есть отношения любви с другой личностью.
Если другого лица нет, то… и твоего лица нет, личности нет, хотя человек как существо продолжает быть.
Например, если у человека есть сын, то он отец, а если у него сына нет, то человек сохраняется, а отец «исчезает». Получается, если человек никого не любит, в Божием замысле он еще не стал человеком.
Епископ Каллист Уэр: «Тринитарный образ, в соответствии с которым мы сотворены, исполняется только в «промежуточном пространстве» любви, только в том «и», которое соединяет «Я» с «Ты».
Такая любовь – смысл и цель христианской жизни. Только посмотрев на человека с любовью, мы приблизимся к истине о нем.
Так любить помогает Дух Святой, которого Бог посылает человеку, соединяя человека с человеком и людей – с Богом.
«Бога можно познать только Духом Святым», – говорил святой Силуан Афонский. Даже своим ученикам, свидетелям и очевидцам многих событий Своей земной жизни, Христос говорит, что, только получив Святого Духа (ощутимого как благодатную, вышеестественную помощь свыше, когда человек становится восприимчив к Божественным действиям, «связи» с Богом), они на деле поймут все то, о чем Он им говорил.
Это произошло на 50-й день после Пасхи и стало праздником Пятидесятницы, или Троицы, – полноты свидетельства и «действия» в мире Бога-Отца, Сына и Святого Духа.
Из робких и боязливых, какими апостолы были при жизни Спасителя, они после сошествия Святого Духа стали мужественными и бесстрашными, многие стали мучениками.
Ученики Христа, получив Святого Духа, поняли, например, важнейшую вещь: почему, если Бог есть любовь, приходится столько страдать.
Объясняли ученики это не словами, а делами: шли вслед Христу, поступая, как Он, делая то, что должны, и будь что будет. Злословили их, они благословляли, гнали – они терпели. Секрет в том, что теоретически таких вещей не объяснишь, надо практиковаться.
Борьба за Святой Дух
Святой Дух нас Божией любви учит и свидетельствует, получается у нас или нет, своими плодами: любовью, радостью, миром, долготерпением, милосердием, верой.
Противится стяжанию Святого Духа себялюбие: когда себя упорно любишь больше, чем остальных. Если человек борется с себялюбием, начинает замечать других людей вокруг, Святой Дух ему помогает.
Епископ Каллист Уэр: «Любовь – это дар и взаимообмен, и поэтому для того, чтобы любовь была полной, она должна быть взаимной.
Условием совершенства одной личности является общение с другой. А поэтому, если Бог есть любовь, невозможно помыслить, что Он есть только одна Личность, любящая Себя Самое».
Там, где свобода
«Дух Господень там, где свобода», – говорит апостол Павел. Дух Святой призывает, но не принуждает человека.
«Дух Божий смиренно ищет всякого человека на всех путях его, чтобы дать ему познание о Себе… и посещает нас, когда мы сами готовы, ждем, хотим, смиренно открыты для Него.
Он приближается к нам так тихо, что мы можем и не заметить Его сразу.
Не должно ждать, чтобы Бог ворвался внутрь нас силою, без нашего согласия. О, нет: Он уважает человека, смиряется пред Ним: Он любит нас не свысока, а как нежная мать своего больного младенца.
Когда мы открываем для Него наше сердце, то непреоборимо сильно чувство, что Он нам «родной», и душа преклоняется пред Ним в умиленной любви», – писал архимандрит Софроний (Сахаров).