«Я не видел праведника оставленным»
Когда-то отец Владимир с супругой мечтали, что у них будет 12 детей – 12 проповедников Слова Божия. Их мечту осуществили следующие поколения.
Дочка отца Владимира Лидия стала супругой протоиерея Глеба Каледы, а ее брат Евгений стал священником. Теперь в роду Амбарцумовых-Каледа 12 священников, есть игуменья, дьяконы и семинаристы.
А у одной его внучки-матушки родилось шесть сыновей и шесть дочерей. Так Господь приумножает и благословляет род праведников.
Семья
Священномученик Владимир (1892–1937, память 5 ноября) происходил из семьи почетного гражданина города Шемахи Бакинской губернии Амбарцума Егоровича. Амбарцум Егорович приложил много сил к тому, чтобы организовать обучение глухонемых людей в России. Рано овдовел: его жена умерла в родах, оставив троих маленьких детей.
Заботясь об устройстве их судьбы, он переселяется в немецкую колонию возле Царицына и приглашает к себе жить добрую лютеранку Каролину Андреевну Кноблох. Заботы о детях сблизили двух одиноких людей, и они заключили брак. Родилось еще трое детей, младшим из них был будущий священномученик Владимир.
Изначально Каролина не испытывала чувства большой любви к мужу. Она решилась на брак с ним потому, что ей стало жаль детей, оставшихся без матери.
Володя с детства наблюдал искреннюю религиозную жизнь своих родителей. Амбарцум организовал частную школу для глухонемых, но детей из малоимущих семей там учили бесплатно.
Пес Дорон и электрический ток
Трудно представить, сколько волнений в детстве Володя принес своей матери. Ему все было интересно, он не боялся ради спора с друзьями рисковать своей жизнью, например, во время ледохода перебежал однажды по льдинам широченную Волгу около Саратова. Был случай, когда он улегся на рельсы в ожидании, пока над ним пройдет поезд. Не раз Каролина с тревогой ждала, когда ее младший вернется с прогулки. Этот любитель природы мог часами пропадать в лесу, изучая, каким голосом поет каждая птичка. Он разговаривал с пернатыми созданиями на их языке.
Однажды Володя увидел, как несколько мальчишек издеваются над несчастным псом. Володя буквально вырвал из их рук собаку и забрал к себе. Своему четвероногому фокстерьеру он дал кличку Дорон. Благодарный пес стал верно служить юному хозяину, который с большим удовольствием и интересом учил его необыкновенным фокусам. Дорон даже научился скакать по деревьям и догонять на них кошек.
Игра с Дороном была не единственным хобби. Его буквально разрывало от интереса ко всему: от микроскопа он бросался к фортепиано, от изучения языков – к любимым опытам с электричеством. Играл на скрипке, фисгармонии, хорошо знал греческий, латынь, английский и немецкий.
Особенно его увлекала электрическая физика.
В экспериментах юный исследователь не останавливался ни перед чем: сделал электрическую пушку и пробил дыру под окном рядом стоящего дома.
Старшая сестра Наташа, увидев что-то блестящее в руках брата, с визгом убегала куда глаза глядят: Володины электроды часто били ее током.
Берлин
Через два года учебы сына в Императорском московском университете Каролина настояла, чтобы он продолжил обучение в Берлине: в Германии лучше обучали техническим наукам. Именно в Германии в жизни появляется еще один «интерес» – христианство. Владимир становится активным членом христианского студенческого движения.
Студенты в небольших кружках изучали Евангелие. Но лютеранского учения «не хватало», чтобы стать ближе к Богу, оно казалось слишком рассудочным. Владимир переходит в баптизм. Позже священномученик сравнивал баптизм с первым классом, но был уверен, что «нельзя всю жизнь ходить первачком».
Однажды утром Владимир проснулся с необъяснимым сильным чувством, что нужно срочно отправляться из Германии в Россию. Но когда посмотрел на часы, понял, что поезд уже отошел от первой станции. И все же вопреки рассудку почему-то стал собирать вещи. Маршрут поезда проходил таким образом, что огибал весь город, по дороге делая много остановок. Владимир успел сделать срочные дела и на последней станции вскочил в отправляющийся поезд. Это оказался последний поезд из Германии в Россию перед Первой мировой войной!
Проповедь и начало семейной жизни
Володя продолжил учебу на физико-математическом факультете Московского университета. Там, в христианском кружке, повстречал Валентину Георгиевну Алексееву. В 1916 году Володя и Валя поженились.
Талантливому физику Владимиру Амбарцумову прочили карьеру ученого с мировым именем, и после окончания университета в 1917 году перед ним стал выбор: отдать силы науке или христианской миссии. Он выбрал второе.
Начало новой жизни и семьи совпало с началом социальной катастрофы великой страны. Чтобы прокормить семью, молодой ученый дает частные уроки. Рождаются дети. Сначала Женечка, а через два года Витя. В Москве в 1919 году был сильный голод. Семья Амбарцумовых переехала в Самару.
Активная христианская жизнь не могла не привлечь внимание советских властей. В 1920 году Владимира арестовали и перевезли в столицу. Через полтора месяца освободили, но запретили выезд из столицы. Жена переезжает к нему. Общей болью становится смерть младшего сына Витеньки, который не прожил и двух лет. Большим утешением – рождение дочери Лиды в 1922 году.
В скором времени Владимира избирают председателем Центрального комитета христианских студенческих кружков.
Смерть жены
От тяжелых условий вскоре заболела Валентина Амбарцумова. Умирая, она просила мужа: «Володенька! Я умираю, но ты не очень скорби обо мне. Я только прошу тебя:
будь для детей не только отцом, но и матерью. Поручаю их тебе… Времена будут трудные. Много скорби будет. Гонения будут. Но Бог даст сил вам, и все выдержите…»
Владимир Амбарцумович очень любил свою жену. Он неоднократно говорил, что сам не знает, где кончается он и где начинается она. Смерть ее стала страшной потерей.
Необычные похороны
Хоронили Валентину Георгиевну на Троицкую родительскую субботу. Много человек пришло попрощаться с добродетельной христианкой. Все были одеты в светлые одежды, вспоминали ее доброту и пели христианские песни. Спустя многие годы, когда овдовевший супруг стал священником, ему после исповеди один прихожанин сказал, что он пришел к вере после того, как увидел необычные похороны, на которых все люди радостно пели и были в белых одеждах. Отец Владимир со слезами воскликнул: «Это были похороны моей жены!»
Заупокойные молитвы
За несколько дней до смерти Валентина Георгиевна, общаясь со своей подругой-баптисткой, поддерживала ее мнение о том, что заупокойные молитвы не имеют смысла. На сороковой день после смерти Валентина явилась во сне этой подруге. Женщина почувствовала явное присутствие почившей. Валентина сказала: «А вы молитесь за меня? Молитесь, молитесь, это нужно!..»
Приемный Никита
У Владимира осталось трое детей. Вместо умершего Вити они еще вместе с женой взяли в дети потерявшего родных Никиту. Когда Никита вырос, ему удалось найти своих кровных родителей. Он стал жить с ними, но благодарность тем людям, которые помогли ему стать на ноги, осталась в его сердце на всю жизнь.
Вторая мама
Осиротевших деток хотели разобрать родные и друзья, но неожиданно вызвалась близкая подруга Валентины Мария Алексеевна Жучкова и сказала, что она считала почившую своей духовной матерью. В знак благодарности ей Мария готова была отдать все свои силы воспитанию ее детей.
Мария Алексеевна была православной. Дети полюбили ее как родную мать и стали называть мамой. Владимир Амбарцумович предлагал Марии быть его женой, но она, несмотря на симпатию и склонность к нему, отказалась, так как знала предсказание блаженной Марии Ивановны из Дивеева о том, что он будет священником, и верила ему. Второй раз женатый человек не мог принять священный сан.
Нелегал
С 1924 года Владимиру пришлось перейти на нелегальное положение, так как власти официально запретили деятельность христианских кружков. Он понимал, что сильно рискует благополучием близких, но не мог, не считал правильным оставить христианское служение. Он говорил, что в такие сложные годы, какие настали после революции, людям еще необходимей слово о вере.
После запрещения христианского движения начались репрессии. Чтобы избежать ареста, Владимиру пришлось изменить свой внешний вид: он сбрил бороду и усы, сделал короткую стрижку, а обычные очки заменил на пенсне. Скрываясь от преследований, проповедник уволился с гражданской службы, ночевал в разных местах.
Бедные дети так скучали без отца, что часто просили у Бога: «Господи, дай, чтобы папа опять был с бородой!»
Крещение и священство
Близким по духу человеком для будущего священномученика был отец Валентин Свенцицкий. В Никольской церкви на Ильинке, где служил отец Валентин, в 1925 году произошло значимое событие для семьи Амбарцумовых: были крещены дети. В следующем году и Владимир Амбарцумович тоже официально перешел в Православие. До этого дети с отцом были в церкви, но не участвовали в таинствах.
Как только Владимир Амбарцумович был крещен, он стал активным прихожанином Никольского храма. Он с радостью прислуживал и читал во время богослужения, организовывал паломнические поездки в Дивеево и Саров. Чтобы заработать средства для собственных нужд и для своей семьи, давал частные уроки немецкого языка и общеобразовательных предметов.
Через год после крещения Владимир Амбарцумович принял священный сан. Он стал настоятелем московского Князе-Владимирского храма в Старосадском переулке. Служил вдохновенно, проповеди были понятными и яркими. Церковь была полна молодежи.
Отец Владимир дружил с отцом Василием Надеждиным. Когда отец Василий по состоянию здоровья вынужден был временно оставить свой приход, то очень просил отца Владимира его заменить. Духовные чада отца Василия полюбили нового пастыря и смогли довериться ему, ценили за деликатность и уважительное отношение к людям.
После смерти отца Василия Надеждина отец Владимир принял его осиротевший приход – храм в честь святителя Николая у Соломенной сторожки. Община, которую организовал отец Василий Надеждин, была одной из самых известных в Москве и самых «молодых».
Условия для молитвы?
Отец Владимир мог, не отвлекаясь, молиться на протяжении долгого времени в углу комнаты, в которой в то же самое время шумно разговаривали, ели, спали и занимались другими домашними делами.
Протоиерей Глеб Каледа, чья матушка Лидия Владимировна была дочерью о. Владимира Амбарцумова, говорил, вспоминая священномученика Владимира: стыдно оправдываться и слушать оправдания других в том, что не было условий для молитвы…
Уход за штат
Отец Владимир признавал иерархическую власть митрополита Сергия (Страгородского), но он не был уверен в каноничности его местоблюстительства. По этой причине о. Владимир решил выйти за штат, но священническое служение не оставил: был духовником, служил на дому у близких людей. Понимая, что у него нет возможности часто встречаться с духовными детьми, отец Владимир прикреплял новичков к духовно зрелым чадам.
Помощь бедным семьям
Зная о нужде по опыту, о. Владимир организовал постоянную материальную поддержку семьям репрессированных за веру людей. В первую очередь старался помогать семьям священников. Свою заработную плату отец Владимир жертвовал на помощь малоимущим людям. О своих детях не забывал, но бывал аскетичен.
Его дочь Лидия вспоминала, как однажды ей подарили красивые синие туфли. Отец тут же отдал их девочке, у которой не было обуви, так как у Лиды были туфельки.
Тех членов общины, у которых был материальной достаток, батюшка просил делиться своими излишками с бедными семьями. Помощь была четко организована: определен объем и сроки оказания пожертвований. Во многом благодаря отцу Владимиру в те голодные времена выжили семьи отца Василия Надеждина, отца Михаила Соловьева, отца Владимира Медведюка и многих других священников.
В 1932 году отца Владимира арестовали, обвинив в контрреволюционной работе среди молодежи. Собирались отправить в ссылку в Северный край на три года, но по ходатайству руководства Академии наук освободили из-под стражи и дали срок условно.
Изобретатель
Отец Владимир принял участие во многих научных разработках, у него были авторские свидетельства на изобретения. Своей дочке он сделал маленькую железную чернильницу-непроливайку. В школе тогда чернил не было и их приходилось приносить из дома. Стеклянные чернильницы и пузырьки часто проливались, а батюшкино изобретение оказалось очень практичным.
Был период, когда батюшка увлекся инкубаторами и курами. У его детей были свои куры, для которых отец Владимир соорудил специальный курятник из фанеры, в котором были гнезда и поилка из перевернутой бутылки.
Лидино
Пару лет отцу Владимиру приходилось скитаться по домам, в то время как его дети жили под Москвой с Марией Алексеевной. Когда он сильно скучал по детям, то говорил знакомым, что едет в Лидино. Такое название он дал этому месту по имени дочери.
Дети священника тогда считались лишенцами: им не давали карточки для получения питания и не разрешали поступать в высшие учебные заведения. Отец Владимир привозил им продукты, которыми делились добрые люди. Так и шел кругообмен добра в природе.
Персональные часы для детей
Когда Женя и Лида подросли, батюшка старался хотя бы раз в неделю уделять им персональное время. В заранее оговоренные часы он беседовал сначала с Женей, а потом с Лидой.
Когда заканчивалось Женино время, он не хотел покидать отца и говорил: «О чем тебе с Лидой говорить, только о куклах». Девочка расстраивалась и рыдала.
С каждым ребенком по отдельности отец Владимир читал Священное писание и пояснял его. Дочку он учил церковному пению, а сына физике и математике. Обучение Жени оказалось настолько квалифицированным, что, когда юноша стал студентом-филологом, он неплохо подрабатывал репетиторством по физике и математике.
Последний арест
С августа 1937 года, когда в стране происходили массовые аресты, Амбарцумовы понимала, что скоро может оказаться под стражей отец Владимир. Батюшку арестовали в начале сентября. Мария Алексеевна собрала ему в наволочку самые необходимые вещи, и представители властей повели батюшку по темной улице к поезду. По дороге Лида сорвала яблоко и дала отцу. Один из следователей с возмущением сказал, чтобы она забрала обратно свое яблоко. Мария Алексеевна не побоялась в такую минуту возразить: «А у вас есть дети? Так дайте же возможность детям проститься с отцом!»
Они больше никогда не увиделись.
Отца Владимира определили в Бутырскую тюрьму. Во время изнурительных допросов следователи пытались выяснить имена и фамилии верующих людей, с которыми батюшка был связан, но он называл только тех людей, о которых у следствия и так была информация.
Священномученик Владимир был расстрелян 5 ноября 1937 года. Близкие узнали о его участи только в 1989 году.