Все мы переживали подобное, начиная с отрочества: измениться, начать новую жизнь (исправить оценки, нарастить мышечную массу, овладеть такими-то и такими-то умениями, добиться авторитета в класс) с понедельника! Писали план, размечали задачи, однако новая жизнь с понедельника не получалась. Ничего, я разовью в себе силу воли и начну новую жизнь со следующего понедельника! – Со следующего понедельника начал-таки новую жизнь, делал всё, что постановил, в понедельник и во вторник, ура! – Но бац! – Со среды сорвался, нет у меня силы воли, всё пропало! И так неделями, месяцами, годами: «Соберись, тряпка!»
Писатель, редактор. Окончила МГУ со специальностью филолог-русист. Дочь православного философа и писателя Виктора Тростникова, руководитель одного из первых православных благотворительных фондов «Человек и его вера».
Автор и составитель популярных книг о вере и Церкви для детей и взрослых: «Апостол и евангелист Иоанн Богослов», «Молитвы для самых маленьких», «Как научиться понимать молитвы», «Первые шаги в православном храме» и других.
В Великом посте целых шесть недель (не считая Страстной седмицы, когда уже не до «новой жизни», – надо воспринимать и переживать то, чем живет в это время Церковь, чем дышит богослужение), и драма «силы воли» может повторяться несколько раз.
И все-таки драма эта не взрослая, а подростковая. Она, наверное, неизбежна и нужна для становления личности, но она чужеродна духовной жизни.
Нужно ли нам постоянно духовно развиваться?
Взрослому человеку пристало не столько развиваться, сколько жить. У растения или животного, например, нет задачи бесконечно увеличиваться в размерах и развивать новые органы после того, как сформировался их необходимый набор, – настает пора цикличной жизнедеятельности по заповеди Божией: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».
Наша человеческая задача – жить по-человечески, а в духовном отношении – приносить плод духовный. Апостол Павел четко обрисовал нам, что это: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23), «плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:9).
Позвольте, а разве для этих высоких задач не нужна сила воли? Ответ парадоксален: нет, не нужна. Плод духовный созревает, как и плод физический, не силой воли: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» – сказал Господь (Мф. 6:27). А если точнее, созревает он не нашей силой и не нашей волей.
Почему святые отцы не писали про силу воли
Понятия «сила воли» вы практически не найдете в аскетической литературе, в творениях святых отцов, – в тех книгах, которые наиболее авторитетно, четко и выверенно разъясняют основы духовной жизни и устройство человека.
Зато во всех этих книгах мы находим другое – представление о направленности воли и о противостоянии человеческой воли – Божией. В молитве Господней – «Да будет воля Твоя», в молитве Гефсиманского сада – «не Моя, но Твоя да будет воля».
Все дело в том, принимаю ли я волю Божию, а не в том, сильна ли моя воля! Сильная воля при нескорректированной волевой направленности может сделать противостояние человека воле Божией более упорным и безнадежным.
Плод духовный зреет силой Божией, силой Духа – Жизни Подателя, а не силой воли: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9).
Бедный я человек!
Волю называют также «желательной способностью» человека. Моя воля – это то, чего я хочу, к чему стремлюсь. В идеале для христианина это стремление должно совпасть с тем, чего хочет от человека Бог. Насколько трудно это совместить, говорят все искавшие и находившие святость авторы. По большому счету, этому посвящена вся аскетическая литература.
Ты христианин. Ты хочешь добра, приближения к Богу, раскрытия образа Божия в себе, ви́дения его в людях; это воистину желанная твоя задача, это сладость и радость. Но… «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!» (Рим. 8:18–24).
Конечно, апостола Павла, испустившего этот стон, невозможно назвать слабовольным. Возможно, поэтому некоторые богословствующие авторы рассматривают этот отрывок как риторический, педагогический – будто бы Павел, увещевая христиан Рима, говорил таким образом о них, но не о себе. Невозможно согласиться с ними не только потому, что великий апостол всегда предельно искренен, но и потому, что здесь он формулирует общий закон духовной жизни человека, пораженного первородным грехом, в падшем мире.
Как вырастить духовный плод?
Слова Христа «сила Моя в немощи свершается» относились не только к злоключениям и болезням апостола Павла, но и ко всякой немощи человеческой. Христианство не религия сильных, как и не религия слабаков.
«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор. 1, 26–29).
И сильные, и слабые – мы равно дороги и нужны Богу. Он не ждет от нас чемпионских успехов, безусловных достижений. Даже «личностного роста» не ждет – просто подает Свою благодать стремящимся к Нему.
На протяжении Великого поста – как и на протяжении всей жизни, но рельефнее и значительнее перед нами будет вставать огромное количество задач преодоления, начиная от «встать утром», «не ослабить молитвы» (специально не говорю «усилить молитву»), «не съесть больше меры», «не сорваться сейчас на близких» – и даже такие задачи разлагаются на еще более мелкие. И вот им более требуется внимание, чем сила воли. Вниманием поверяется искренность желания.
«Хочу подрасти духовно» – это как «хочу любить всё человечество» – задача бессмысленная. Хочу сделать вот эту малость для Тебя, Господи – это настоящее.
«Идущего ко Мне не прогоню вон», – сказал Христос. Хочешь, просишь – подаст. Не очень искренне хочешь и просишь, но понимаешь, что именно это тебе нужно, – подаст искреннее желание – шажок за шажком попробуем «ходить пред Богом».
Если так потихоньку жить, то по прошествии Святой Четыредесятницы мы, возможно, снова огорчимся, что не преуспели в духовной жизни, – но невидимо для нас силой Божией духовный плод и прирастет. А видеть этого прирастания нам и не дано, и не полезно. Мы же не для себя, а для Бога хотим плодоносить?
Коллажи Дмитрия Петрова