Православный портал о благотворительности

Блаженный труд

Опубликованы списки самых «счастливых» и самых «несчастных» профессий 2014 года в мире и в России. Охранники несчастливы везде

Опубликованы списки самых «счастливых» и самых «несчастных» профессий 2014 года в мире и в России. Охранники несчастливы везде.

Франц Шамц, «Любопытный охранник».

Что такое рейтинг «счастливых» и «несчастливых» профессий? Это иерархия наибольшей и наименьшей удовлетворенности профессиональной деятельностью: какая служба вгоняет в уныние, а какая рождает трепет, праздник, и ощущение счастья. Представители какой профессии чувствуют себя наиболее счастливыми людьми?

У них

Американские и английские антропологи занимаются такого рода исследованиями давно, опрашивают по двести тысяч человек, делают сводные таблицы. Скажем, стабильно счастливы в труде садовники и парикмахеры; но лидировать они будут только в списках «личного довольства», а самая счастливая профессия все же высчитывается по нескольким показателям. Как то: взаимоотношения в коллективе, отношения «подчиненный – начальник», высота заработной платы, перспективы карьерного роста, репутация профессии, уровень корпоративной культуры, контроль за выполнением работы и пр.

В британском рейтинге, опубликованном The Guardian, на первом месте оказались священнослужители, представители духовенства; так же газета делает вывод, что счастье в профессии все меньше зависит от уровня отплаты труда – разумеется, он не может быть совсем низким, но средних сумм, при наличии других лучезарных моментов, вполне для удовлетворенности достаточно.

Американские рейтинги немного другие. Там первые места занимают ученые (в частности, специалисты в области биотехнологий).

Если сделать сводный британско-американский список счастливых профессий, то он получится таким: священнослужители, ученые, системные администраторы, или администраторы баз данных, парикмахеры-косметологи, высокопоставленные чиновники, руководители сельскохозяйственных предприятий, фермеры, практикующие врачи, школьные учителя, преподаватели, занимающиеся специальным, коррекционным образованием умственно отсталых детей и инвалидов, пожарные, домохозяйки, дворецкие, архитекторы. Актеры и режиссеры. Писатели. Сотрудники некоммерческих социальных организаций.

Самые несчастливые профессионалы – бармены, держатели пабов, и вообще сотрудники мест, в которых разрешена продажа алкоголя; охранники и бухгалтеры. В России профессиональным счастьем заинтересовались недавно, исследования проводятся чаще всего рейтинговыми агентствами; последнее сделано социологами портала Superjob.ru (ребята опросили 5000 человек – по 100 представителей 50-ти различных профессий). Результаты не то что бы парадоксальные, но – любопытные. В некоторых позициях – почти противоположные британским и американским.

У нас

У нас дело обстоит так. Самые счастливые профессии: психолог и менеджер по продажам.

Самые несчастные работники – системные администраторы (те самые ребята, которые в Британии и Америке блаженны, и замыкают тройку представителей наиболее счастливых профессий). И счастливые психологи (с чего они у нас такие довольные, не хотят поговорить об этом?) утверждают, что в злосчастьях сисадминов виновата «их оторванность от реальности, и необходимость возвращаться в реальность из идеального виртуального мира».

Второе место по несчастью занимают работники охраны. Тут мы в общемировом потоке. За тем только исключением, что в России профессия охранника вторая по распространенности. Колоссальное количество работоспособного населения страны занято в охранном бизнесе. И все охранники – несчастливы.

В целом список профессий, выстроенный по иерархии «убывания счастья» (представленный исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru.)
выглядит так: косметолог, парикмахер, военнослужащий, снабженец, шеф-повар, розничный торговец, учитель, пиарщик, бухгалтер, секретарь, водопроводчик, инженер, архитектор, журналист, автомеханик, специалист по набору персонала, сотрудник call-центра, айтишник, няня…

А почему?

Профессии ведь бывают не только «счастливыми» и «несчастными». Они бывают популярными, распространенными, востребованными, престижными и непрестижными.
Наконец, есть профессии всеобщей мечты, наиболее желанные или понятные в то или иное время.

В конце тридцатых годов лежала в родилке моя бабушка. В положенный срок появилась перед ее лицом радостная акушерка, хлопнула по задку новорожденного, и сказала басом: « Ну, молодец! Родила солдата!»

В конце шестидесятых в роддоме лежала моя матушка. В положенный срок медсестра потетешкала в руках только родившегося моего брата, и сказала: « Космонавтом будет!»

В конце девяностых пребывала в роддоме я. И медсестра, и акушерка ничего не сказали, хотя и тетешкали, и вертели дитятко. А что им нужно было говорить: «Ну, мамочка, крепкого ты родила менеджера по продажам»?

Самая востребованная профессия в сегодняшней России (исследователи портала Adzuna проанализировали более 2,5 миллионов объявлений о вакансиях) – это как раз менеджер по продажам и есть. Грубо говоря – продавец.

Мало производства в стране, больше обслуживания и воздушного понта (все креаторы и пиар-менеджеры, и рекламщики страны трудятся в воздушном пространстве), из доступных рабочих мест остается вот продавец и охранник. Ну, и конечно, все чиновничье и служилое море страны, суперджобом не учтенное. Так что на детское счастье, нет теперь ужасного вопроса, когда ловят ребенка с растаявшей конфетой за щекой, и настойчивый гость радостно орет:«Кем ты хочешь стать?» (а мама в это время скороговоркой произносит всеобщую утешительную бормоталку: «Главное, что бы человек вырос хороший!») – теперь об этом стыдно спрашивать даже студента последнего курса.

Нет, в сущности, профессий – есть места. Кем стать? Да куда возьмут, туда и поставят. Может, на радость маме, чиновником, или таможенником, а может – в офис какой.
А то всегда есть счастливое место работы – менеджер по продажам.

Что же касается мирового списка «счастливых» профессий, то к нему есть и разъяснения, и комментарии.

Вот смотрите, мы совпадаем с британским и американским списком еще в одной части – наши парикмахеры и косметологи тоже довольны своим делом.
Люди, работающие парикмахерами, очень часто называют свою работу привлекательной, а себя – счастливчиками. И ни от географии, ни от суммы оплаты это обстоятельство не зависит.

Эксперты объясняют: работники часто считают благодатным то дело, за которое их хвалят. Если работа предполагает много личного общения, и непосредственную клиентскую благодарность-похвалу хоть раз в день – эта работа будет признаваться «счастливой». Потому что каждый хочет, что бы его похвалили. Это самый первый уровень рабочих наслаждений – удовольствие от хвалы.

Второй уровень – потрафление своему профессиональному тщеславию, и работа в режиме творческой конкуренции. Эти сомнительные радости вкушают журналисты, литераторы, актеры, режиссеры и пр.

Третий – не удовольствие, а уже удовлетворение от понимания того, что ты нужен. Тут уже более высокая степень рабочих радостей, которая доступна сотрудникам социальных служб, и врачам, и учителям.

И, наконец, высшая ступень – работа как служение. В этом ряду (так принято считать) рядом с духовенством может уместиться и высокопоставленное чиновничество.

Так выстраивается лестница «удовлетворяющих» рабочих мест; иерархия счастливых профессий. И – повторюсь – денежная оплата играет далеко и не первую роль в устройстве той или иной профессии в этот рейтинг.

И только одна загадка кажется мне неразрешенной. Почему британский айтишник счастлив, а российский – нет?
В чем тайна русского сисадмина?

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version