В семь лет ослепла, в десять – перестала ходить
Есть блаженные, Христа ради юродивые, которых трудно понять: они «чудят», совершают вызывающие поступки, загадочно разговаривают.
Есть другие, «понятные», часто тяжело болеющие с детства, но только вот не они, физически немощные инвалиды, просят помощи, а люди идут к ним за утешением. И исполняется на них в полной мере сказанное Богом апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается».
Блаженство первых и вторых – в полном предании себя воле Божией, какой бы она ни была: полном настолько, что кажется юродством, потому что непонятно и раздражает.
Во все времена блаженные, юродивые напоминали о том, что ценности земные – благополучие, карьера, счастье в личной жизни, даже здоровье – вторые по счету. Очень важные, но вторые.
А первое – Бог и мир совести с Ним, законы Неба, так часто попираемые даже не безбожием, а фарисейским ханжеством, «обрядами веры», в житейской суете.
Жизнь блаженного не описать канонами, в их жизни вообще мало каноничного, и даже рождаются они «неканонично». Святая Матрона Анемнясевская (1864–1936) родилась не в благочестивой семье с крепкими христианскими устоями: ее отец крепко пил, считался на деревне пропойцей, хозяйство было запущенным, оба родителя, как говорит житие, «по внешнему виду казались какими-то недоразвитыми».
Неизвестно, почему родители не любили Матрену, хотя она была живым, здоровым ребенком. «Приедут, бывало, с базара, – говорила Матрона, – всех сестер оделят гостинцами, а меня обойдут, так я, молча, и отойду в сторону обиженная…». Ей больше, чем кому-нибудь из братьев и сестер, доставалось ругани и побоев.
В семь лет Матрена заболела оспой и ослепла. Слепой девочке непросто было справляться с домашней работой и нянчаньем: однажды она нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Мать схватила Матрешу и начала колотить чем ни попадя, зло бранясь.
Девочка плакала и просила прощения, но мать, войдя в какое-то исступление, не унималась, как вдруг – говорит житие – Матрона увидела Богородицу, протягивающую к ней руки с Неба:
«Мама, Богородица», – закричал ребенок, но мама била сильнее. Видение повторилось три раза, но мать не слушала; в последний раз Пресвятая Богородица дала Матрене свиток. О том, что там было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.
На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться. С этого времени она навсегда лишилась возможности ходить.
«Ты лежишь столько лет, небось Богу-то угодна»
Так лежала Матрена в родительском доме до 17 лет, терпя ругань и укоры в «дармоедстве». Внешне она казалась десятилетним ребенком: ее тело перестало расти и навсегда осталось таким, каким было у нее десятилетней. Матрена могла переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы.
Односельчанам было известно о жизни девушки, и они относились к ней с почитанием – в народе без вины страдавшие терпеливцы всегда считались «Божьими людьми».
С 17 лет к Матрене пошел народ. Первым за помощью пришел крестьянин ее же деревни, пильщик дров: «Матреша, вот уж как ты лежишь несколько лет, ты небось Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть, и пройдет от тебя. Чего мне делать, лечился – доктора не помогают».
Матреша исполнила его просьбу – боли в спине действительно прекратились, и он встал на работу.
Крестьянин этот рассказал о своем исцелении одному из соседей, и тот говорит: «Пойду и я к ней: нас замучили дети, скоро двенадцатый родится; попрошу ее помолиться, чтобы Господь прекратил у нас детей».
Пришел он к Матреше и попросил помолиться. Матреша помолилась, и детей у них больше не было.
Со временем хождение людей к Матрене превратилось в паломничество: шли потоком на протяжении более чем 50 лет по несколько десятков, а иногда до сотни ежедневно. Посетители приносили девушке пожертвования за ее молитвы: холст полотна, полотенце, платочек, хлеб, сало, творог и т.п.
В глазах семьи Матрена из обузы превратилась в источник дохода. Отец часто отбирал приносимое и менял на табак или водку.
Но если не успевал, Матрена сама что-то из принесенного отдавала приходящим к ней людям.
Хождение по мукам
После смерти родителей пришлось Матрене терпеть уже от брата и сестры, смотревших на нее, как на «дойную корову».
Добрые люди – почитатели Матроны, видя такое отношение родных, выстроили ей домик на свои средства. Но сестра и тут успела: отсудила у лежачего инвалида домик.
Тогда Матреша перешла жить к племяннику Матвею, сыну одной из сестер, человеку доброму и верующему. Но и здесь беды не оставили. У Матвея подросли дети, односельчане стали смеяться над ними, дразнить, что в их доме «юрод». Время шло революционное, Бога «отменили», как и Его заповеди любви.
И Матрена мучилась, что за нее эти ни в чем не повинные люди должны переносить оскорбления.
Обычно Матрона лежала в небольшой отдельной комнатке, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее выносили в сени, и там она лежала до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, терпела осеннюю стужу и холод.
Родные же, за исключением племянника, не обращали на блаженную внимания; переносили ее в избу только тогда, когда на улице выпадал снег.
«Однажды, – вспоминала Матрена, – в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна».
Часто в осенние холода приходящие удивлялись ее терпению и спрашивали:
– Матреша, да тебе холодно?
– Да нет, тепло, – обычно отвечала она в таких случаях, – посмотри, вот какая я горячая.
При этом она давала свою руку, и рука была действительно горячая.
Пастырь добрый
Во время бесед с приходящими к ней людьми Матрона часто читала вслух молитвы, подходящие к темам разговора. Пела наизусть акафисты, церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов.
На вопрос одного из посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть целые акафисты, Матрена ответила: «Придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью».
В беседе с одной из своих почитательниц Матрена говорила о том, что «беспрестанная молитва все сделать может». Сказала о себе, что сама старается молиться беспрестанно и молится по четкам, которые всегда у нее в руке; что молится она и в то время, когда говорит с людьми; что во время бесед перебирает четки, но молится тайно, про себя. Не видят посетители и четок ее, которые всегда скрыты от них.
Матрена причащалась каждый месяц, приглашала к себе духовника – приходского священника и в день принятия Св. Таин бывала необычайно оживленной, радостной. С 17 лет она отказалась от мяса. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало.
Уважая духовенство, к раскольникам-обновленцам, в каком бы сане они ни были, относилась строго. Правда, строгости хватало только на то, чтобы одного из приходских священников, перешедшего в обновленчество, звать «наш Петруша».
Не выходя из своей комнаты, Матрена знала многих святых людей и находилась с ними во внутреннем общении, хотя никогда их не видела.
Очень почитала Матрена блаженную Марию Ивановну Дивеевскую. Между ними установилась глубокая внутренняя связь, при том, что блаженные не были знакомы.
Матрона любила монахинь и вообще девиц. Монахиням все прощала. «Ведь вот не пришлось мне там, в монастыре-то быть, – не раз с сожалением говорила Матрона. – Монашки-то, сколько раз упадут. Упадут, и опять все-таки восстанут. А в миру-то человек упал, и уж ему некогда восстать. Все мы невоздержные, иной раз без греха не обойдешься, иной раз и заплачешь…»
Угодная Богу своей жизнью, терпением, верностью, беззлобием, упованием, Матрона получила от Господа многие духовные дары. Сама имевшая чистое сердце – видела сердце человека. По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от многих болезней, когда врачи ничего не могли сделать. Исцелялись и от пьянства, и от беснования.
«Дело больного выродка Матрены Беляковой»
Начиная с Великого поста 1933 года, Матрона как будто перестала интересоваться земной жизнью. О житейских делах говорила редко, неохотно, в исключительных случаях. Зато о жизни духовной, тем более о будущей жизни готова была говорить день и ночь. С любовью принимала Матрона людей, которые шли к ней с такими вопросами.
«Я ведь теперь не Матрена, – сказала она тогда одной из женщин, часто ее навещавших и поддерживающих, – а Мардария…» Говорили, что она была тайно пострижена в иноческий чин саровскими старцами, но насколько это достоверно, осталось неизвестным.
Летом 1935 года в Белькове Касимовского уезда Рязанской губернии, недалеко от села Анемнясево, где жила Матрона, по доносу местного человека было заведено дело на «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрену Белякову» (так в официальных бумагах назвали женщину-инвалида в стране Советов). Были арестованы 10 человек. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона, но ее боялись трогать.
Наконец колхозным собранием постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента». Из 300 жителей села подписались 24 активиста.
Сельсовет дал характеристику «на Белякову М. Г.»: «Данная гр. своей святостью (это сказано без какой-либо иронии, в самом прямом значении слова. – Ред.) сильно влияет на темную массу… Ввиду этого задерживается ход коллективизации».
За блаженной Матроной выслали машину – арестовывать. Подъехали к дому днем, не таясь. Вошли. Но тут арестантов охватил страх, они мялись и боялись подойти к блаженной.
Председатель сельсовета решился и поднял Матрону с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел.
Председатель стал выносить Матрону, в дверях сказав: «Ой, какая легкая!» Матрона ответила: «И твои детки такими легкими будут».
Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны. Сам председатель несколько лет спустя умирал в муках. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. От боли он кричал так громко, что слышало полдеревни. В народе говорили: «Это тебе не Матрешеньку поднимать!» Но председатель позвал священника, искренне покаялся и умер в мире с Церковью.
Тюрьма в опасности
Про московский период жизни блаженной Матроны известно немного.
Есть сведения апокрифического толка, что посадили Матрону в Бутырку, но пробыла она там недолго – полтюрьмы вдруг начало петь акафисты и молиться.
Надо было срочно убирать блаженную, смущавшую народ своей святостью. Убить как-то не решались.
По другим источникам, безнадежно болевшая мать следователя, ведущего дело Матроны, получила исцеление по ее молитвам и следователь сумел освободить ее как тяжкоболящую, поместив в дом престарелых и увечных больных.
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Рядом с Домом хроников было Владыкинское кладбище (частично сохранившееся до нашего времени), и есть предположения, что блаженная Матрона была похоронена здесь же, на местном старом кладбище.
Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Архиерейском Соборе 2000 года канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских.
Перед чтимой иконой блаженной Матроны в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва) всегда горит множество свечей. Подсвечник перед иконой – дар семьи прихожан, почитателей блаженной. Икона украшена декоративными бабочками (их любила св. Матрона в детстве) в знак благодарности от людей, получивших помощь от Матроны.
«Матреша, помоги мне! Я в беде!»
Остались записки о помощи святой блаженной Матроны Анемнясевской епископу Можайскому Стефану (Никитину). По профессии врач-невропатолог, с 1925 по 1930 год он был старостой храма святителя Николая в Кленниках (на Маросейке) и одним из ближайших помощников будущего священномученика Сергия (Мечева). После ареста отца Сергия в 1929 году будущий владыка Стефан (в миру Сергей) взял на себя заботы о его семье и навещал его в ссылке.
В 1931 году Сергей Никитин был арестован и приговорен к трем годам в лагере на Северном Урале. Его сразу поставили работать врачом, позже назначили заведующим туберкулезным отделением лагерной больницы.
Насколько было в силах, он помогал заключенным, старался найти среди них священников. Но как было их узнать среди множества людей, поступавших на осмотр из санпропускника бритыми и обнаженными? Сергей Алексеевич молился о помощи и узнавал священников по глазам, по взгляду. Так, однажды он узнал Казанского архиепископа и шепнул ему: «Благословите, владыко». У того брызнули из глаз слезы, и он ответил: «Я думал, что попал в ад, а слышу ангельский голос».
У Сергея Алексеевича была отдельная комната. В ней тайком собирались близкие для молитвы. Здесь хранились и Святые Дары, которыми причащал старый друг Сергея Алексеевича, священник.
На врача Никитина донесли в Москву. Ему грозили еще 10 лет лагерей. Доктор был подавлен. Тогда местная медсестра посоветовала обратиться к блаженной Матроне, которая всем помогает даже заочно: «Пойдите на берег реки и покричите ей, попросите ее помочь». Сергей Алексеевич так и сделал.
Он пошел на берег, молился, затем трижды прокричал: «Матреша, помоги мне! Я в беде!» И пообещал, если Матрена поможет, первым делом навестить ее.
Вскоре доктор был освобожден из лагеря досрочно «за ударный труд». Он поехал в Москву к родным, а уже на следующий день – к Матроне.
Когда будущий владыка вошел в незапертую избу, она была пуста, только на столе стояло что-то вроде небольшого ящика или корытца. «Здравствуйте», – сказал Сергей Алексеевич, чтобы привлечь чье-нибудь внимание: «Здравствуйте, Сереженька», – ответил голос из корытца.
Сергей Алексеевич подошел к столу и увидел слепую, маленькую женщину в платочке, с недоразвитыми руками и ногами. «Откуда ты знаешь мое имя?» «А разве ты не помнишь, как полгода назад ты меня кликал и просил помощи? Тебе в самом деле угрожала беда. Все это время я молилась о тебе. А вот ты скоро будешь стоять перед Престолом Божиим, тогда уже помолись обо мне».
Предсказание блаженной Матроны исполнилось – Сергей Никитин стал священником, а затем епископом Стефаном. Свято храня память о блаженной старице, владыка Стефан поминал ее первой на каждой совершаемой им божественной литургии.
Составлено по материалам «Жития блаженной Матроны», написанного священниками Николаем и Владимиром Правдолюбовыми.
За эту рукописную книгу ее авторы были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей. Авторскую рукопись обнаружил в наши дни в Архиве ФСБ протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.